Авторские колонки

24 августа 2008, 13:57

Екатерина Сальникова: Сарацины против хандры

На уходящей неделе телевидение в очередной раз занималось вечными антиценностями, без которых современное человечество себя не мыслит. Опасность и Несчастливость – пожалуй, главные темные образы, в отсутствие которых глобализированное ТВ ощущает себя неполноценным.

На вертел между Опасностью и Несчастливостью удобно нанизать все остальное и гонять аудиторию от первого пункта до последнего, объясняя ей ее потребности.

Мы то и дело рассуждаем про «образ врага». У телевидения имеется возможность наглядно демонстрировать эстетическое происхождение данного образа. Когда я мельком вижу Дэвида Суше в роли Эркюля Пуаро, меня тошнит. А ведь там он – воплощение гаранта справедливости, истины и, в конечном счете, покоя общества. Но сериальный формат вкупе со слащавостью и пингвинообразностью детектива придает герою разубеждающую театральность. В его сытую любовь к закону и порядку буржуазного мира не то чтобы не верится, а с нею не хочется объединяться – наоборот, так и хочется их взорвать, чтобы котелок, усы и трость прекратили раздражать.

Масс-медиа заинтересовано в том, чтобы на мир было удобно смотреть. Но когда удобно, утрачивается изрядная доля достоверности

И тут по НТВ показывают «Решение о ликвидации» - американский фильм еще 1996 года, который часто поминают в связи с 9 сентября 2001 года, или 9/11, как принято обозначать дату этого теракта в американских СМИ. В этом вполне заурядном триллере Дэвид Суше – заглядение. Оказывается, хороший актер, который умеет убедительно играть жесткого негодяя со своей идеологией. Там Суше – террорист, возглавляющий захват пассажирского самолета и собирающийся взорвать с его помощью чуть ли не Белый Дом.

Дэвид Суше играет лучше, чем Курт Рассел и Стивен Сигал вместе взятые. И потому за террористом следить интереснее. Те изображают привычную американскую готовность к экстремальности, американское натужное остроумие в «трудные минуты», американское напарничество и все то, что кочует из фильма в фильм с такой педантичностью, что вызывает отторжение. Суше играет нечто незапрограммированное. В телевизионном контексте это нечто выглядит как перевоплощение из благодушного европейца Пуаро, которого не существует в природе, в одержимого мусульманина, который кажется несомненно реальным. Резкость перевоплощения заменяет образ внезапности террористической агрессии на Штаты. Можно скептически заметить, что не так уж это перевоплощение убедительно. Но в том-то и дело, что убедительно и, я бы сказала, освобождающе.

Зрителя освобождают от переживания недоступности личности террориста для наблюдения и постижения. А ведь именно это мучает и удручает современную аудиторию, пока не нащупавшую точки соприкосновения западной цивилизации и индивидуализма с новым типом агрессии. Дэвид Суше демонстрирует нечто ясное – осмысленную, неоголтелую, способную вызвать понимание и своеобразное уважение жажду героизма в отстаивании определенной концепции мира. Это никакая не загадочная восточная душа смертника, а вполне универсальный, знакомый культурный архетип. Знакомое пугает меньше.

На террориста хочется смотреть, потому что он имеет прямое отношение к тому миру, в котором мы живем, но сути которого мы каждый день не видим. Ведь телеаудитория в массе своей не общается с террористами. Однако прекрасно знает, что каждый из нее может стать жертвой теракта. Благородные светские сыщики из мифической Европы не имеют никакого отношения к российскому, европейскому равно как и американскому сегодня. Однако мы их видим по всем каналам каждый день.

Нам не так часто и не так ярко показывают персонифицированную актуальную Опасность. Именно Опасность, а не сами катастрофы, не сами последствия терактов. Визуальной конктерики в образах террора принципиально больше, нежели в образах террористов. Кто такой современный террорист? Некто, пока не рвущийся в телеэфир, снятый в полевых условиях или со спины, или в черных очках, в униформе, в кепке и с бородой, то есть скрытый, деиндивидуализированный маской террориста. Чем неопределеннее образ, тем сильнее переживание опасности. Утешительной гармонизации негативных ощущений – чем обычно и занимается массовая культура - не происходит.

В «Решении о ликвизации» террористу с запоминающейся внешностью можно посмотреть в глаза. И от этого становится легче. Террорист с чисто выбритым подбородком и в штатском костюме выглядит как террорист без маски.

Одной черной дырой в образе современного мира как будто становится меньше. Как будто, конечно. Но на ТВ все как будто.

В последнее время на телевидении активнее мелькают образы внешней угрозы, в костюмированных вариантах. Если мужик с прямоугольным лицом и в странном военном костюме, ассоциирующемся с чем-то советским, произносит какую-то переозвученную исповедь на интимно-политические темы, - значит, идет рядовое и не очень новое американское кино. Мы были театрализованной внешней опасностью для американской телеаудитории. Возможно, окажемся ею снова, но уже в декостюмированном виде, сообразно нынешним веяниям. Развесистая фантазийность на современном материале вырастает не от хорошей жизни, а от того, что реальность ухватить за хвост и трудно и страшно.

А получать эстетические переживания от переживания опасности никак не перехочется. Сбежав от рекламы на канал «Культура», я тут же услыхала обрывок реплики: «... Сарацины!» Произнесено это было с интонацией «Опять сарацины, блин, достали!» Герои английского сериала «Робин Гуд» закономерно добрались до средневекового Востока. И там все продолжилось, как здесь и сейчас. Только более живописно. Пески, чалмы, одеяния крестоносцев, шатры и поединки с холодным оружием. Если в «Решении о ликвидации» внутреннее пространство самолета показано огромным, как мегаполис, в «Робин Гуде» Восток предстает компактным, как салон самолета. И обе киносреды тяготеют к параметрам телестудии.

Нашему миру все сложнее передавать реальные пространственные параметры, потому что это мешает телешоу в широком смысле данного понятия. Масс-медиа заинтересовано в том, чтобы на мир было удобно смотреть. Но когда удобно, утрачивается изрядная доля достоверности. Опасность становится карманной.

События в Цхинвали, да и вообще вся реальная неспокойная политика последнего времени, составляют мощную конкуренцию художественным формам, трактующим общественные конфликты любой эпохи. По сравнению с реальными документальными кадрами все остальное уже не смотрится, вернее, смотрится как витрина кондитерской.

Поэтому если возникает возможность отталкиваться не от спецрепортажей корреспондентов с воюющих территорий, а от заведомо искусственного мира детектива или чего-либо подобного, от заведомо искусственных персонажей, - менее искусственное выигрывает. Не играй Дэвид Суше своего банального сыщика так долго и навязчиво, его террорист, возможно, казался бы каким-то абстрактным сарацином. Но после чисто асоциального и «анационального» образа любая попытка социальной и национальной конкретизации кажется глотком натурального свежего воздуха.

Второй раз данный эффект можно было испытать на американском мини-сериале «Калифрения» (Первый канал) с Дэвидом Духовни. После вакуумного агента Малдера из фантастических «Секретных материалов» страдающий от хандры, тоски, профессиональной бесперспективности и кризиса среднего возраста человек кажется потрясающе живым и ужасающе современным американцем. К вечной категории суперменов американская популярная культура добавляет новую категорию суперреальных людей, супернесовершенных, супернеидеальных, суперпессимистичных. Через некоторое время будет ясно, что это тоже концентрат, а пока есть иллюзия свежевыжатого американского несчастья. Такие образы в последнее десятилетие не переводятся, начиная от «Красоты по-американски» и «Девственниц-самоубийц».

Эти образы современной личной Несчастливости – размагниченности, разболтанности, рассредоточенности, дезориентированности, апатии, скепсиса, усталости – объясняют отчасти то, почему не все реальные попытки терактов заканчивались в США так благополучно, как в кино. Однако телевизионное поле размышляет не о политической реальности, а о нуждах телеаудитории. Новый образ, в котором предстает Дэвид Духовни, отвечает на вопрос о том, зачем телевидению и человечеству новый образ Дэвида Суше. Для элементарного душевного равновесия.

Чтобы иметь силы для переживания несчастливости человека хотя бы на уровне «Калифрении», необходимо иметь противовес в качестве переживания внешней опасности хотя бы на уровне «Решения о ликвидации». Чтобы можно было мысленно убегать в каждую минуту своей жизни от одного зла в сторону другого. Безжалостный террорист несет из телевизора освобождение от мирных приватных страданий. Хандра писателя заставляет воспринимать любую опасность для жизни как подарок судьбы. Потребность в виртуальных сарацинах не ослабевает даже в эпоху великой хандры.

Вам может быть интересно

Более 90 дронов ВСУ сбиты над регионами России за три вечерних часа
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов