Авторские колонки

24 августа 2008, 13:57

Екатерина Сальникова: Сарацины против хандры

На уходящей неделе телевидение в очередной раз занималось вечными антиценностями, без которых современное человечество себя не мыслит. Опасность и Несчастливость – пожалуй, главные темные образы, в отсутствие которых глобализированное ТВ ощущает себя неполноценным.

На вертел между Опасностью и Несчастливостью удобно нанизать все остальное и гонять аудиторию от первого пункта до последнего, объясняя ей ее потребности.

Мы то и дело рассуждаем про «образ врага». У телевидения имеется возможность наглядно демонстрировать эстетическое происхождение данного образа. Когда я мельком вижу Дэвида Суше в роли Эркюля Пуаро, меня тошнит. А ведь там он – воплощение гаранта справедливости, истины и, в конечном счете, покоя общества. Но сериальный формат вкупе со слащавостью и пингвинообразностью детектива придает герою разубеждающую театральность. В его сытую любовь к закону и порядку буржуазного мира не то чтобы не верится, а с нею не хочется объединяться – наоборот, так и хочется их взорвать, чтобы котелок, усы и трость прекратили раздражать.

Масс-медиа заинтересовано в том, чтобы на мир было удобно смотреть. Но когда удобно, утрачивается изрядная доля достоверности

И тут по НТВ показывают «Решение о ликвидации» - американский фильм еще 1996 года, который часто поминают в связи с 9 сентября 2001 года, или 9/11, как принято обозначать дату этого теракта в американских СМИ. В этом вполне заурядном триллере Дэвид Суше – заглядение. Оказывается, хороший актер, который умеет убедительно играть жесткого негодяя со своей идеологией. Там Суше – террорист, возглавляющий захват пассажирского самолета и собирающийся взорвать с его помощью чуть ли не Белый Дом.

Дэвид Суше играет лучше, чем Курт Рассел и Стивен Сигал вместе взятые. И потому за террористом следить интереснее. Те изображают привычную американскую готовность к экстремальности, американское натужное остроумие в «трудные минуты», американское напарничество и все то, что кочует из фильма в фильм с такой педантичностью, что вызывает отторжение. Суше играет нечто незапрограммированное. В телевизионном контексте это нечто выглядит как перевоплощение из благодушного европейца Пуаро, которого не существует в природе, в одержимого мусульманина, который кажется несомненно реальным. Резкость перевоплощения заменяет образ внезапности террористической агрессии на Штаты. Можно скептически заметить, что не так уж это перевоплощение убедительно. Но в том-то и дело, что убедительно и, я бы сказала, освобождающе.

Зрителя освобождают от переживания недоступности личности террориста для наблюдения и постижения. А ведь именно это мучает и удручает современную аудиторию, пока не нащупавшую точки соприкосновения западной цивилизации и индивидуализма с новым типом агрессии. Дэвид Суше демонстрирует нечто ясное – осмысленную, неоголтелую, способную вызвать понимание и своеобразное уважение жажду героизма в отстаивании определенной концепции мира. Это никакая не загадочная восточная душа смертника, а вполне универсальный, знакомый культурный архетип. Знакомое пугает меньше.

На террориста хочется смотреть, потому что он имеет прямое отношение к тому миру, в котором мы живем, но сути которого мы каждый день не видим. Ведь телеаудитория в массе своей не общается с террористами. Однако прекрасно знает, что каждый из нее может стать жертвой теракта. Благородные светские сыщики из мифической Европы не имеют никакого отношения к российскому, европейскому равно как и американскому сегодня. Однако мы их видим по всем каналам каждый день.

Нам не так часто и не так ярко показывают персонифицированную актуальную Опасность. Именно Опасность, а не сами катастрофы, не сами последствия терактов. Визуальной конктерики в образах террора принципиально больше, нежели в образах террористов. Кто такой современный террорист? Некто, пока не рвущийся в телеэфир, снятый в полевых условиях или со спины, или в черных очках, в униформе, в кепке и с бородой, то есть скрытый, деиндивидуализированный маской террориста. Чем неопределеннее образ, тем сильнее переживание опасности. Утешительной гармонизации негативных ощущений – чем обычно и занимается массовая культура - не происходит.

В «Решении о ликвизации» террористу с запоминающейся внешностью можно посмотреть в глаза. И от этого становится легче. Террорист с чисто выбритым подбородком и в штатском костюме выглядит как террорист без маски.

Одной черной дырой в образе современного мира как будто становится меньше. Как будто, конечно. Но на ТВ все как будто.

В последнее время на телевидении активнее мелькают образы внешней угрозы, в костюмированных вариантах. Если мужик с прямоугольным лицом и в странном военном костюме, ассоциирующемся с чем-то советским, произносит какую-то переозвученную исповедь на интимно-политические темы, - значит, идет рядовое и не очень новое американское кино. Мы были театрализованной внешней опасностью для американской телеаудитории. Возможно, окажемся ею снова, но уже в декостюмированном виде, сообразно нынешним веяниям. Развесистая фантазийность на современном материале вырастает не от хорошей жизни, а от того, что реальность ухватить за хвост и трудно и страшно.

А получать эстетические переживания от переживания опасности никак не перехочется. Сбежав от рекламы на канал «Культура», я тут же услыхала обрывок реплики: «... Сарацины!» Произнесено это было с интонацией «Опять сарацины, блин, достали!» Герои английского сериала «Робин Гуд» закономерно добрались до средневекового Востока. И там все продолжилось, как здесь и сейчас. Только более живописно. Пески, чалмы, одеяния крестоносцев, шатры и поединки с холодным оружием. Если в «Решении о ликвидации» внутреннее пространство самолета показано огромным, как мегаполис, в «Робин Гуде» Восток предстает компактным, как салон самолета. И обе киносреды тяготеют к параметрам телестудии.

Нашему миру все сложнее передавать реальные пространственные параметры, потому что это мешает телешоу в широком смысле данного понятия. Масс-медиа заинтересовано в том, чтобы на мир было удобно смотреть. Но когда удобно, утрачивается изрядная доля достоверности. Опасность становится карманной.

События в Цхинвали, да и вообще вся реальная неспокойная политика последнего времени, составляют мощную конкуренцию художественным формам, трактующим общественные конфликты любой эпохи. По сравнению с реальными документальными кадрами все остальное уже не смотрится, вернее, смотрится как витрина кондитерской.

Поэтому если возникает возможность отталкиваться не от спецрепортажей корреспондентов с воюющих территорий, а от заведомо искусственного мира детектива или чего-либо подобного, от заведомо искусственных персонажей, - менее искусственное выигрывает. Не играй Дэвид Суше своего банального сыщика так долго и навязчиво, его террорист, возможно, казался бы каким-то абстрактным сарацином. Но после чисто асоциального и «анационального» образа любая попытка социальной и национальной конкретизации кажется глотком натурального свежего воздуха.

Второй раз данный эффект можно было испытать на американском мини-сериале «Калифрения» (Первый канал) с Дэвидом Духовни. После вакуумного агента Малдера из фантастических «Секретных материалов» страдающий от хандры, тоски, профессиональной бесперспективности и кризиса среднего возраста человек кажется потрясающе живым и ужасающе современным американцем. К вечной категории суперменов американская популярная культура добавляет новую категорию суперреальных людей, супернесовершенных, супернеидеальных, суперпессимистичных. Через некоторое время будет ясно, что это тоже концентрат, а пока есть иллюзия свежевыжатого американского несчастья. Такие образы в последнее десятилетие не переводятся, начиная от «Красоты по-американски» и «Девственниц-самоубийц».

Эти образы современной личной Несчастливости – размагниченности, разболтанности, рассредоточенности, дезориентированности, апатии, скепсиса, усталости – объясняют отчасти то, почему не все реальные попытки терактов заканчивались в США так благополучно, как в кино. Однако телевизионное поле размышляет не о политической реальности, а о нуждах телеаудитории. Новый образ, в котором предстает Дэвид Духовни, отвечает на вопрос о том, зачем телевидению и человечеству новый образ Дэвида Суше. Для элементарного душевного равновесия.

Чтобы иметь силы для переживания несчастливости человека хотя бы на уровне «Калифрении», необходимо иметь противовес в качестве переживания внешней опасности хотя бы на уровне «Решения о ликвидации». Чтобы можно было мысленно убегать в каждую минуту своей жизни от одного зла в сторону другого. Безжалостный террорист несет из телевизора освобождение от мирных приватных страданий. Хандра писателя заставляет воспринимать любую опасность для жизни как подарок судьбы. Потребность в виртуальных сарацинах не ослабевает даже в эпоху великой хандры.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?