15 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 12:47  |  vz.ru
Разделы

Еще пару лет мы сможем читать настоящие новости

Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
То, что Россия – ядерная держава, которая показывает самостоятельность в принятии политических решений, ни у кого ведь сомнений не вызывает? Поэтому наша страна воспринимается на мировой арене, как потенциальный враг, представляющий опасность. Подробности...

У взрослых вошло в моду детское сознание

Алексей Алешковский, сценарист
Красивые политологические теории весьма далеки от кровавой практики. Поэтому надежды Джина Шарпа могут питать юношей вроде Егора Жукова, но не меня, уже с четверть века наблюдающего, как «ненасильственные протесты» приносят в наш мир адский хаос. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

    Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»

    12 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Возгорание началось во время очередных ремонтных работ на корабле. Число пострадавших достигло 12 человек
    Подробности...

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Макрон помешал разговору Путина и Зеленского с глазу на глаз

        Екатерина Сальникова

         
        Екатерина Сальникова (1969) закончила театроведческий факультет ГИТИСа (РАТИ) в 1991 году. Критик, исследователь культуры. Публикуется с 1989 года. Лет десять писала о театре во все московские театральные издания. В 1990 году провела несколько месяцев на стажировке в Дублине, в Тринити-колледже. После чего сформулировала для себя разницу между Россией и Западом: «В России жить невозможно, но очень хочется. На Западе жить возможно и даже прекрасно, только жить совсем не хочется». С 1994 года работает в Государственном институте искусствознания в отделе художественных проблем СМК. Написала книгу «Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы» (М., 2001). В 2000–2002 годах – телекритик, кинообозреватель «Независимой газеты». Недавно завершила книгу «Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х». Относится к телевидению как к одушевленному организму, который имеет свои суждения о действительности. ТВ живет в обществе и поэтому не может не зависеть от общества. Оно – портрет наших иногда бессознательных рефлексий, а телекритика – попытка сформулировать суть телерефлексий «открытым текстом».

        Мнения

        Александр Малькевич
        То, что Россия – ядерная держава, которая показывает самостоятельность в принятии политических решений, ни у кого ведь сомнений не вызывает? Поэтому наша страна воспринимается на мировой арене, как потенциальный враг, представляющий опасность.

        Алексей Алешковский
        Красивые политологические теории весьма далеки от кровавой практики. Поэтому надежды Джина Шарпа могут питать юношей вроде Егора Жукова, но не меня, уже с четверть века наблюдающего, как «ненасильственные протесты» приносят в наш мир адский хаос.
        Обсуждение: 29 комментариев

        Глеб Кузнецов
        Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега.
        Обсуждение: 35 комментариев

        Александр Скубченко
        Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят.
        Обсуждение: 54 комментария

        Захар Прилепин
        Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь.
        Обсуждение: 131 комментарий

        Герман Садулаев
        В мире есть такой удивительный зверь, как «белорусский национализм», причем направленный исключительно против России, всего русского и российского. Хотя, казалось бы, нет ни исторических, ни культурных, ни политических, ни экономических, вообще никаких предпосылок.
        Обсуждение: 58 комментариев

        Сергей Мардан
        Бесконечные громкие истории о жутких врачебных ошибках – это просто страшная реальность, с которой может столкнуться любой человек. Фактически российские врачи работают по модели «лучше лечить, чем вылечить», когда пациент рассматривается, как дойная корова.
        Обсуждение: 74 комментария

        Алексей Семёнов
        Преподаватель остается преподавателем не только в аудитории, сам статус профессора обязывает его носителя быть корректным в высказываниях, всегда продумывать свои слова. Интеллигентный человек воздержится от провокационного и оскорбительного слова.
        Обсуждение: 24 комментария

        Сергей Худиев
        Для наших либералов успешно возводимым светлым царством является Запад и прежде всего США. Сами американцы могут резко критиковать положение дел в своей стране – но для наших либералов это немыслимо.
        Обсуждение: 144 комментария

        Дмитрий Бавырин
        Максима «о мертвых либо хорошо, либо ничего» имеет окончание «кроме правды», обычно опускаемое в среде добродушных русских. А правда в том, что каждое из несомненных достоинств Лужкова оборачивалось для Москвы чем-нибудь фатальным.
        Обсуждение: 13 комментариев

        Екатерина Сальникова: Сарацины против великой хандры

        24 августа 2008, 13:57

        Версия для печати

        На уходящей неделе телевидение в очередной раз занималось вечными антиценностями, без которых современное человечество себя не мыслит. Опасность и Несчастливость – пожалуй, главные темные образы, в отсутствие которых глобализированное ТВ ощущает себя неполноценным.

        На вертел между Опасностью и Несчастливостью удобно нанизать все остальное и гонять аудиторию от первого пункта до последнего, объясняя ей ее потребности.

        Мы то и дело рассуждаем про «образ врага». У телевидения имеется возможность наглядно демонстрировать эстетическое происхождение данного образа. Когда я мельком вижу Дэвида Суше в роли Эркюля Пуаро, меня тошнит. А ведь там он – воплощение гаранта справедливости, истины и, в конечном счете, покоя общества. Но сериальный формат вкупе со слащавостью и пингвинообразностью детектива придает герою разубеждающую театральность. В его сытую любовь к закону и порядку буржуазного мира не то чтобы не верится, а с нею не хочется объединяться – наоборот, так и хочется их взорвать, чтобы котелок, усы и трость прекратили раздражать.

        И тут по НТВ показывают «Решение о ликвидации» - американский фильм еще 1996 года, который часто поминают в связи с 9 сентября 2001 года, или 9/11, как принято обозначать дату этого теракта в американских СМИ. В этом вполне заурядном триллере Дэвид Суше – заглядение. Оказывается, хороший актер, который умеет убедительно играть жесткого негодяя со своей идеологией. Там Суше – террорист, возглавляющий захват пассажирского самолета и собирающийся взорвать с его помощью чуть ли не Белый Дом.

        Дэвид Суше играет лучше, чем Курт Рассел и Стивен Сигал вместе взятые. И потому за террористом следить интереснее. Те изображают привычную американскую готовность к экстремальности, американское натужное остроумие в «трудные минуты», американское напарничество и все то, что кочует из фильма в фильм с такой педантичностью, что вызывает отторжение. Суше играет нечто незапрограммированное. В телевизионном контексте это нечто выглядит как перевоплощение из благодушного европейца Пуаро, которого не существует в природе, в одержимого мусульманина, который кажется несомненно реальным. Резкость перевоплощения заменяет образ внезапности террористической агрессии на Штаты. Можно скептически заметить, что не так уж это перевоплощение убедительно. Но в том-то и дело, что убедительно и, я бы сказала, освобождающе.

        Зрителя освобождают от переживания недоступности личности террориста для наблюдения и постижения. А ведь именно это мучает и удручает современную аудиторию, пока не нащупавшую точки соприкосновения западной цивилизации и индивидуализма с новым типом агрессии. Дэвид Суше демонстрирует нечто ясное – осмысленную, неоголтелую, способную вызвать понимание и своеобразное уважение жажду героизма в отстаивании определенной концепции мира. Это никакая не загадочная восточная душа смертника, а вполне универсальный, знакомый культурный архетип. Знакомое пугает меньше.

        На террориста хочется смотреть, потому что он имеет прямое отношение к тому миру, в котором мы живем, но сути которого мы каждый день не видим. Ведь телеаудитория в массе своей не общается с террористами. Однако прекрасно знает, что каждый из нее может стать жертвой теракта. Благородные светские сыщики из мифической Европы не имеют никакого отношения к российскому, европейскому равно как и американскому сегодня. Однако мы их видим по всем каналам каждый день.

        Нам не так часто и не так ярко показывают персонифицированную актуальную Опасность. Именно Опасность, а не сами катастрофы, не сами последствия терактов. Визуальной конктерики в образах террора принципиально больше, нежели в образах террористов. Кто такой современный террорист? Некто, пока не рвущийся в телеэфир, снятый в полевых условиях или со спины, или в черных очках, в униформе, в кепке и с бородой, то есть скрытый, деиндивидуализированный маской террориста. Чем неопределеннее образ, тем сильнее переживание опасности. Утешительной гармонизации негативных ощущений – чем обычно и занимается массовая культура - не происходит.

        В «Решении о ликвизации» террористу с запоминающейся внешностью можно посмотреть в глаза. И от этого становится легче. Террорист с чисто выбритым подбородком и в штатском костюме выглядит как террорист без маски.

        Одной черной дырой в образе современного мира как будто становится меньше. Как будто, конечно. Но на ТВ все как будто.

        В последнее время на телевидении активнее мелькают образы внешней угрозы, в костюмированных вариантах. Если мужик с прямоугольным лицом и в странном военном костюме, ассоциирующемся с чем-то советским, произносит какую-то переозвученную исповедь на интимно-политические темы, - значит, идет рядовое и не очень новое американское кино. Мы были театрализованной внешней опасностью для американской телеаудитории. Возможно, окажемся ею снова, но уже в декостюмированном виде, сообразно нынешним веяниям. Развесистая фантазийность на современном материале вырастает не от хорошей жизни, а от того, что реальность ухватить за хвост и трудно и страшно.

        А получать эстетические переживания от переживания опасности никак не перехочется. Сбежав от рекламы на канал «Культура», я тут же услыхала обрывок реплики: «... Сарацины!» Произнесено это было с интонацией «Опять сарацины, блин, достали!» Герои английского сериала «Робин Гуд» закономерно добрались до средневекового Востока. И там все продолжилось, как здесь и сейчас. Только более живописно. Пески, чалмы, одеяния крестоносцев, шатры и поединки с холодным оружием. Если в «Решении о ликвидации» внутреннее пространство самолета показано огромным, как мегаполис, в «Робин Гуде» Восток предстает компактным, как салон самолета. И обе киносреды тяготеют к параметрам телестудии.

        Нашему миру все сложнее передавать реальные пространственные параметры, потому что это мешает телешоу в широком смысле данного понятия. Масс-медиа заинтересовано в том, чтобы на мир было удобно смотреть. Но когда удобно, утрачивается изрядная доля достоверности. Опасность становится карманной.

        События в Цхинвали, да и вообще вся реальная неспокойная политика последнего времени, составляют мощную конкуренцию художественным формам, трактующим общественные конфликты любой эпохи. По сравнению с реальными документальными кадрами все остальное уже не смотрится, вернее, смотрится как витрина кондитерской.

        Поэтому если возникает возможность отталкиваться не от спецрепортажей корреспондентов с воюющих территорий, а от заведомо искусственного мира детектива или чего-либо подобного, от заведомо искусственных персонажей, - менее искусственное выигрывает. Не играй Дэвид Суше своего банального сыщика так долго и навязчиво, его террорист, возможно, казался бы каким-то абстрактным сарацином. Но после чисто асоциального и «анационального» образа любая попытка социальной и национальной конкретизации кажется глотком натурального свежего воздуха.

        Второй раз данный эффект можно было испытать на американском мини-сериале «Калифрения» (Первый канал) с Дэвидом Духовни. После вакуумного агента Малдера из фантастических «Секретных материалов» страдающий от хандры, тоски, профессиональной бесперспективности и кризиса среднего возраста человек кажется потрясающе живым и ужасающе современным американцем. К вечной категории суперменов американская популярная культура добавляет новую категорию суперреальных людей, супернесовершенных, супернеидеальных, суперпессимистичных. Через некоторое время будет ясно, что это тоже концентрат, а пока есть иллюзия свежевыжатого американского несчастья. Такие образы в последнее десятилетие не переводятся, начиная от «Красоты по-американски» и «Девственниц-самоубийц».

        Эти образы современной личной Несчастливости – размагниченности, разболтанности, рассредоточенности, дезориентированности, апатии, скепсиса, усталости – объясняют отчасти то, почему не все реальные попытки терактов заканчивались в США так благополучно, как в кино. Однако телевизионное поле размышляет не о политической реальности, а о нуждах телеаудитории. Новый образ, в котором предстает Дэвид Духовни, отвечает на вопрос о том, зачем телевидению и человечеству новый образ Дэвида Суше. Для элементарного душевного равновесия.

        Чтобы иметь силы для переживания несчастливости человека хотя бы на уровне «Калифрении», необходимо иметь противовес в качестве переживания внешней опасности хотя бы на уровне «Решения о ликвидации». Чтобы можно было мысленно убегать в каждую минуту своей жизни от одного зла в сторону другого. Безжалостный террорист несет из телевизора освобождение от мирных приватных страданий. Хандра писателя заставляет воспринимать любую опасность для жизни как подарок судьбы. Потребность в виртуальных сарацинах не ослабевает даже в эпоху великой хандры.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Еще пару лет мы сможем читать настоящие новости

        Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
        То, что Россия – ядерная держава, которая показывает самостоятельность в принятии политических решений, ни у кого ведь сомнений не вызывает? Поэтому наша страна воспринимается на мировой арене, как потенциальный враг, представляющий опасность. Подробности...

        У взрослых вошло в моду детское сознание

        Алексей Алешковский, сценарист
        Красивые политологические теории весьма далеки от кровавой практики. Поэтому надежды Джина Шарпа могут питать юношей вроде Егора Жукова, но не меня, уже с четверть века наблюдающего, как «ненасильственные протесты» приносят в наш мир адский хаос. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
        Обсуждение: 35 комментариев

        Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

        Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
        Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
        Обсуждение: 54 комментария

        Ничего мы с немцами не делили

        Захар Прилепин, писатель
        Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь. Подробности...
        Обсуждение: 131 комментарий

        Как можно, живя в Белоруссии, украдкой «зиговать»?

        Герман Садулаев, писатель, публицист
        В мире есть такой удивительный зверь, как «белорусский национализм», причем направленный исключительно против России, всего русского и российского. Хотя, казалось бы, нет ни исторических, ни культурных, ни политических, ни экономических, вообще никаких предпосылок. Подробности...
        Обсуждение: 58 комментариев

        Врачам не доверяют ни богатые, ни бедные

        Сергей Мардан, публицист
        Бесконечные громкие истории о жутких врачебных ошибках – это просто страшная реальность, с которой может столкнуться любой человек. Фактически российские врачи работают по модели «лучше лечить, чем вылечить», когда пациент рассматривается, как дойная корова. Подробности...
        Обсуждение: 72 комментария

        Может ли ученый публично отстаивать свои взгляды

        Алексей Семёнов, академик РАН
        Преподаватель остается преподавателем не только в аудитории, сам статус профессора обязывает его носителя быть корректным в высказываниях, всегда продумывать свои слова. Интеллигентный человек воздержится от провокационного и оскорбительного слова. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Земного рая нет ни на Западе, ни где-либо еще

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Для наших либералов успешно возводимым светлым царством является Запад и прежде всего США. Сами американцы могут резко критиковать положение дел в своей стране – но для наших либералов это немыслимо. Подробности...
        Обсуждение: 144 комментария

        Москва под кепкой не запылилась

        Дмитрий Бавырин, журналист
        Максима «о мертвых либо хорошо, либо ничего» имеет окончание «кроме правды», обычно опускаемое в среде добродушных русских. А правда в том, что каждое из несомненных достоинств Лужкова оборачивалось для Москвы чем-нибудь фатальным. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............