Авторские колонки

29 марта 2008, 13:21

Екатерина Сальникова: На ТВ актеры стали пророками

У нас маниакально любят актеров – они могут заменить нам государство, правительство, ученых, историков, очевидцев. Телевидение демонстрирует этот фокус почти круглосуточно.

Особенно трогательно выглядит телеэфир, когда его ведет один актер, к примеру Борис Щербаков, а к нему на эфир приходит другой актер, к примеру Алексей Гуськов, как было на днях. Щербаков играет телеведущего. Гуськов играет... нет, не звезду, он играет умного человека.

Я совсем не хочу сказать, что талантливый актер Алексей Гуськов неумен. Я хочу обратить внимание, что ТВ ценит совсем не рассуждательные его способности.

Телевидению нужна иллюзия владения темой, иллюзия понимания жизни. Если владение темой имеется, а иллюзия этого слаба, если, например, гость студии говорит с экрана умные вещи, но вид у него скучный, наивный или не слишком глубокомысленный, – такой неправильно выглядящий ум телевидению ни к чему.

Артисты – люди с теле- и киноэкрана, с театральных подмостков, с компакт-дисков. Они не заняты ничем, что способно кому-то испортить жизнь или оказаться не очень законным

Утром на Первом канале рядом с Петром Марченко восседает актриса Ирина Апексимова. Крайне удачный выбор.

Апексимова похожа на телеведущую, сосредоточенную, энергичную, далекую от самолюбования. Апексимова выглядит как высокоинтеллектуальная дама. К тому же красивая. К тому же все знают, что никакая она не телеведущая, а, наоборот, актриса.

Из аберрации на тему «искусство-жизнь-телевидение» рождается ощущение абсолютного постижения реальности. Телевидение с помощью говорящих голов показывает, что оно идеально владеет предметом разговора. И зрители на это покупаются.

Культ актерского присутствия в телеящике свидетельствует о дефиците авторитетов из других сфер жизнедеятельности.

Каким министрам, каким чиновникам, каким юристам, каким милиционерам верит сейчас человек?

Верит не тогда, когда его ловят на улице и суют микрофон в нос, доброжелательно задавая вопросы. Верит не тогда, когда ему ласково прилаживают микрофон в телестудии.

А если человек наедине с самим собой и заглядывает внутрь себя? Что-то я очень сомневаюсь в его безраздельном доверии тем, кто именуется официальными лицами.

Вполне может быть, многие из этих лиц заслуживают доверия. Но окружающий мир в целом, коллеги и конкуренты, исполнители и криэйторы, соседи по этажу и водители автотранспорта продолжают нести в себе агрессию и несправедливость, а потому доверия не вызывают.

Недоверие распространяется на представителей враждебного внешнего мира, мелькающих в телевизоре.

Но артисты – они чисты от грязи и гнусности внешнего агрессивного мира. Артисты – люди с теле- и киноэкрана, с театральных подмостков, с компакт-дисков. Они не заняты ничем, что способно кому-то испортить жизнь или оказаться не очень законным.

Показательно, что тема современных актеров в бизнесе, актеров, являющихся собственниками крупной недвижимости, у нас не получает широкого освещения.

Общество не желает ничего об этом знать. В лучшем случае нам расскажут, какое колечко подарила одна звезда другой звезде и на какие экзотические острова они слетали.

Мандат народного доверия закономерно вручается служителям искусства. Их привечают в политических партиях. Их обожает телеящик.

И все это – на выигрышном фоне общенационального презрения к чисто интеллектуальной деятельности, которую нельзя превратить в бизнес или в развлечение и которая не имеет эстетической образности.

Как сказал Петр Мамонов, сидя за простым дощатым столом в народно-архаическом духе и рассуждая о христианстве, «это же не какой-нибудь там дядя-профессор написал...»

Надо быть старомодно-интеллигентным дикарем, как Константин Боровой*, чтобы на ток-шоу «К барьеру!» с презрением обозвать Андрея Кургиняна «театральным режиссером», подразумевая, что человек артистической специальности не в состоянии сделать ничего умного и полезного для защиты детей от насилия.

Но в современном народном сознании все как раз наоборот. Чем больше человек живет в искусстве, тем больше на него надежды применительно к проблемам жизни. Чего бы стоила Яна Поплавская во «Времечке», если бы за ней не было опыта Красной Шапочки, сумевшей договориться с волками?

Не столь давно я засекла актера Виктора Сухорукова, высказывающегося на канале «Культура» о личности Павла I.

Он говорил не о том, как он работал над ролью Павла I, а о том, что Павел I был за человек. И говорил Сухоруков очень убедительно.

Не столь давно я засекла актера Виктора Сухорукова, высказывающегося на канале «Культура» о личности Павла I (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)

Часто появляется на телеэкране актер Александр Галибин, повествуя о русской истории. После того как Галибин сыграл императора Николая II, телевидение воспринимает его как идеальную кандидатуру на роль носителя исторического знания.

Мамонов сыграл в «Острове» – поэтому теперь, надо полагать, он будет то и дело вещать о проблемах веры. Леонид Каневский хорошо запечатлелся в нашем сознании в образе майора Томина в сериале «Следствие ведут знатоки» – теперь Каневский ведет документальный сериал о нашей криминальной истории. Почему? По праву иллюзии неординарного владения предметом. По праву иллюзии обладания специфическим знанием о криминальной сфере.

Это знание почти мистическое и потому почти сакральное. Ведь оно получено не с помощью гуманитарного образования, слушания всяких там профессоров, чтения всяких там научных монографий или, не дай бог, корпения в архивах.

Это высшее знание, обретенное в мощном порыве соприкосновения с художественно воплощаемой темой. Это оригинальное знание – ощущение натуральной исторической материи.

Высокий образ подобной магии показали в дни юбилея Алексея Петренко. Рассуждения актера о сути своей профессии накладывались на видеофрагменты легендарного спектакля «Серсо» Анатолия Васильева.

Старик Кока (Алексей Петренко) исполнял «Севастопольский вальс», как арию из Верди, изъяснялся так, как было принято в XIX веке.

Персонаж перевоплощался из неустроенного советского пенсионера в обладателя исторического опыта, который превышает период жизни одного поколения.

Телевидение интуитивно ищет и находит то, что корреспондирует с его настроениями. Показательно, что параллельно со сценами из «Серсо» сам Петренко, задумчиво куря, рассуждал именно о том, как артисту следует душить ростки своей интеллектуальности в зародыше – иначе они погубят артистическое начало.

Петренко имел в виду традиционную, академическую интеллектуальность, которая вырастает из системного владения объемами информации и методами оперирования этими объемами. Ради чего сейчас на ТВ от такой интеллектуальности бегут? Ради иллюзии интеллектуальности не академической, не рациональной, а магической.

Актер подается телевидением как медиум, обладающий иррациональной связью с культурно-историческим прошлым, настоящим и будущим.

Телевидение позволяет зрителям присутствовать при осуществлении такой связи. Сейчас по ТВ-3 идет программа «Тайные знаки».

В исторических сюжетах лучше всего смотрится актер Александр Резалин, потому что в нем есть нечто вневременное. Он больше всех похож на какую-то случайно затерявшуюся в веках знаменитость, на прямого очевидца и участника событий прошлых столетий. Какой текст ни вкладывай в уста такого человека-образа, этот текст будет казаться истиной в последней инстанции.

Телевидение борется за доверие аудитории. Но разве к обыкновенному талантливому исполнителю, транслятору чужих текстов и воплотителю чужих сценариев, будет столько же доверия?

Впрочем, не обязательно быть профессиональным актером – достаточно просто исправно выполнять функции медиума.

Чем объясняется столь длительное и успешное пребывание Святослава Бэлзы в роли ведущего музыкальных программ? Музыковеды хватаются за головы и исторгают нечленораздельные звуки, пытаясь выразить неприятие Бэлзы как «знатока» музыки.

Однако Святослав Бэлза – само благообразие и благозвучность. Его внешность словно создана массовой аудиторией, именно так представляющей себе высококультурного ценителя прекрасного.

Правильные черты лица, медлительность и плавность жестикуляции, деликатная мимика, элегические интонации. Бэлза – фантом оперы в буквальном смысле слова.

Стоит окинуть взором основные телепрограммы, как становится очевидным, что люди артистических профессий оказываются гостями студий чуть ли не чаще, чем политики, и уж точно чаще, чем представители всех прочих профессий и занятий.

Поэтому в поведении политических и общественных деятелей на телеэкране так много зрелищного, повышенно экспрессивного, увлекательного – непроизвольно они играют актеров, они «раскрывают темперамент» и подают реплики.

Того, кто не удостаивает своим артистизмом, видимо, просто не берут в телеэфир.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Путин: Планов взять Харьков пока нет
Темы дня

Либералы и русофобы доводят Словакию до гражданской войны

Покушение на премьер-министра Словакии только кажется действием фанатика-одиночки. На самом же деле за этим преступлением стоит кардинальный раскол словацкого общества, пропаганда либералов и русофобов – и, конечно же, подоплекой ко всему этому является отношение словаков и к России, и к Украине.

Россия и Китай решили защищать торговлю от американских санкций

Лидеры России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин дали важный сигнал, что готовы вместе найти выход из возникших проблем с банковскими расчетами в торговле из-за вторичных санкций США. Как Москва и Пекин могут убрать третьего лишнего из торговли друг с другом?

Путин резко высказался о попытках выдвигать России условия по Украине

Франция обвинила Азербайджан в причастности к беспорядкам в Новой Каледонии

Вучич на Генассамблее ООН процитировал маршала Жукова о неблагодарности Запада

Новости

МИД: НАТО балансирует на грани прямого конфликта с Россией

В НАТО выбрали эскалационный курс и буквально готовы балансировать на грани прямого вооруженного столкновения с Россией, заявил замглавы МИД России Сергей Рябков.

Шойгу не хотели пускать на переговоры Путина и Си Цзиньпина в Пекине

Секретарь Совета безопасности (СБ) России Сергей Шойгу не смог беспрепятственно пройти в парламент Китая на переговоры российского лидера Владимира Путина и главы Китая Си Цзиньпина.

Член СПЧ заявил, что сбежавшая от родных чеченка покинула Россию

Чеченская девушка Лия Заурбекова покинула территорию России, заверил член Совета по правам человека при президенте России и Общественной наблюдательной комиссии Москвы Александр Ионов.

Путин объяснил значение легитимности Зеленского

Президент России Владимир Путин заявил, что вопрос о легитимности президента Украины Владимира Зеленского после 20 мая будет иметь значение в случае необходимости заключения каких-либо соглашений.

Военный эксперт назвал цели массированной атаки украинских дронов

ВСУ пытаются показать Вашингтону хоть какие-то «успехи». Поскольку на линии боевого соприкосновения достижений нет, ставка делается на удары по территории России. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал военный эксперт Алексей Леонков. Ранее Минобороны сообщило об уничтожении 102 дронов над регионами России.

Эстония решила застроить приграничные участки вместо обмена землями с Россией

Эстония застроит участки земли на границе с Россией, которые ранее планировалось обменять, сообщил глава МВД республики Лаури Ляэнеметс.

Путин прокомментировал возможную отправку французских военных на Украину

Российский лидер Владимир Путин не стал отвечать на вопрос об отправке войск Франции на Украину.

Американский разведчик предрек печальную судьбу F-16 на Украине

Истребители F-16 будут гореть не хуже другой разрекламированной западной техники, заявил отставной офицер разведки морской пехоты США и военный аналитик Скотт Риттер.

В Белгородской области мать с ребенком погибли от украинского беспилотника

В Белгородской области в результате атаки украинского беспилотника погибли мать и ребенок, сообщил губернатор Вячеслав Гладков.

ВСУ оставили большую часть позиций в Нетайлово

Украинские войска покинули большую часть позиций в населенном пункте Нетайлово под Авдеевкой, сообщили в силовых структурах ДНР.

У сестры жены генерала Кузнецова нашли элитный коттедж в Краснодаре

Сестре жены начальника главного управления кадров Минобороны генерал-лейтенанта Юрия Кузнецова, обвиняемого во взяточничестве, принадлежат трехэтажный коттедж в элитном районе Краснодара, а также квартира, на данный момент хозяева находятся за границей, рассказала домработница коттеджа.

Зеленский заявил о переброске резервов под Харьков

ВСУ перебрасывают подразделения в Харьковскую область из-за сложной обстановки на фронте, частично украинских военных снимают с других направлений, сообщил президент Украины Владимир Зеленский.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?