Авторские колонки

27 декабря 2008, 17:10

Андрей Архангельский: Износ штампов

Со следующего года в российское кино совершенно открыто возвращается система госзаказа: государство будет теперь полностью финансировать примерно 10 картин в год, имеющих «общенациональную ценность».

Самое время задуматься, почему большинство патриотических фильмов последнего времени были такими неубедительными.

Раньше государство давало деньги на кино всем, кто просил (кому побольше, кому поменьше, но всем); считалось, что это способствовало общему возрождению кино. В 2009−2010 годах система распределения государственных денег на съемки фильмов будет пересмотрена. Теперь, как говорят представители Минкультуры, 2 млрд рублей из государственных 5,5 млрд, выделяемых на кино, пойдут на стопроцентное финансирование производства и проката фильмов «общенационального культурного и социального значения, крупных кинопроектов, пропагандирующих нравственные ценности демократического общества и правового государства». Отбирать проекты будут экспертные комиссии при Минкультуры. Первым таким фильмом станет эпик «Брестская крепость» с бюджетом 225 млн рублей – 100-процентным инвестором картины впервые со времен СССР выступает государство (фильм должен выйти на экраны в 2010 году).

Это и есть полное и легальное возвращение госзаказа в кино, которым вначале пугали, потом подбадривали, произнося это слово все чаще и все смелее, пока оно не материализовалось.

Я не думаю, что это принципиально что-либо изменит в нашем кино – по сравнению с тем, что уже есть. Например, количество талантливых режиссеров, сценаристов или фильмов от этого никак не изменится: их по-прежнему будут единицы, как и бывает всегда в искусстве.

Несильно изменится и предложение: 60% сценарных заявок, присылаемых на комиссию Минкультуры, по-прежнему будут повествовать о доблестных спецназовцах или работниках всяческих спецслужб. Какая-то часть заявок будет на фильмы «о прямых дорогах и счастливом быте», как пел Шевчук. Наконец, будут сценарии о Великой Отечественной войне – в преддверии 65-летия Победы эта тема станет особенно актуальной.

Учитывая способность к мимикрии и богатые традиции угодничества у наших мастеров искусства, тут можно будет ожидать много всего интересного. Например, боевик о секретном отряде дзюдоистов из числа незаконно репрессированных чекистов, который будет действовать в тылу врага. Или история о темнокожей американской журналистке, случайно попавшей в прифронтовую Москву, случайно оказавшейся на параде 7 ноября и случайно замеченной И. В. Сталиным, который, сурово прищурившись, посоветует журналистке писать правду и только правду.

Пугливые чиновники от культуры самые бездарные сценарии будут отметать – впрочем, как и самые оригинальные. В результате естественного отбора будет побеждать нечто среднее, прянично-патриотическое, умеренное в высказываниях и не сильно затратное: словом, после введения госзаказа художественный результат будет пока примерно тот же – все в пороховом дыму, с криками «ура» и оглядкой на современность.

Как показывает советский опыт (а другого у нас пока нет, увы), реальная польза от государственного контроля в области киноискусства может быть только вот какая: это гарантия, что средняя планка массового кино будет значительно выше, чем сейчас. То есть если эти фильмы и не будут шедеврами, то уж по крайней мере не будут и совсем уж бездарными и ходульными.

Естественно, от режиссеров будут требовать по-прежнему снимать так, чтобы «было понятно молодежи» и чтобы фильм был «кассовый», то есть снимать предельно просто, рассказывать истории «доступным языком», учитывая слабую подготовку и нулевой кругозор современного массового зрителя.

Между тем главной проблемой современного патриотического кино является его полная эстетическая и психологическая неубедительность – из-за эксплуатации давно устаревших киноштампов из советского военного кино или из блокбастеров типа «Спасти рядового Райана». Эти штампы уныло кочуют из одного военно-патриотического фильма в другой, как и основные типы героев, исполняемых одними и теми же актерами. Пользуясь затишьем на фронте кинопроизводства, мы перечислим только самые расхожие штампы, набившие оскомину и вызывающие чувство отвращения (надеемся также, что нижеследующие советы предостерегут от ошибок и создателей фильма «Брестская крепость»).

Раньше государство давало деньги на кино всем, кто просил (фото: sxc.hu)

Нужно всегда помнить, что герой военных драм действует не в 1980-е годы ХХ века, а лишь в 1940-е, поэтому в фильме он не может на каждом шагу разоблачать культ личности Сталина – так, словно бы он начитался перестроечного «Огонька».

Столь же нелепо будет выглядеть в фильме и продвинутый герой-фашист, который «все понимает», почти не таясь, разоблачает культ личности Гитлера и сочувствует горю мирных жителей.

Еще о фашистах: в кино враги вовсе не обязаны говорить на этом дурацком «фашистском ломаном», знакомом всякому советскому ребенку, употребляя фразы «Мы тебя пудем немношко убифать» или «Ти будешь отвечайт нам, Иван, где ты спрятал пулемет».

Надо также отметить, что в нашем военно-патриотическом кино опять поселились многочисленные герои-шаблоны (от которых нужно срочно избавляться ввиду их полной неубедительности), как то:

− советский политработник, который отличается неестественной интеллигентностью или подчеркнутой истеричностью;

− молчаливый пулеметчик с восточным типом лица, символизирующий дружбу народов и разговаривающий, как герои «Комеди-клаб»: «Камандира, патрон давай, патрон нет!»;

− советский командир с повадками Джеймса Бонда, который убивает сотни врагов, сам при этом оставаясь без единой царапины; единственным проявлением его «русскости» в кадре является рычание и крики «Вашу мать», «Твою мать», «В Бога душу» и прочие;

− работник спецслужб, который знает какой-то суперсекретный план или дорогу к суперсекретному объекту, но никому о нем (о ней) не расскажет;

− генерал, орущий в трубку: «Ну нет у меня танков, пойми, нету!» − и обращающийся к солдатам исключительно со словами «сынки»;

− сын генерала, который добровольно идет на фронт, не желая прятаться «под папиным крылышком»;

− наконец, товарищ Сталин, который, попыхивая трубкой, отложив все дела, настойчиво интересуется судьбой главного героя фильма.

Не стоит также в обязательном порядке вводить в фильмы о войне любовную линию – например, «офицер из Брестской крепости и сельская девушка в платочке»; их поцелуи на фоне последнего мирного дня, мечты о будущем совместном счастье, которым, как уже устал догадываться зритель, не суждено сбыться (Мы уже не говорим об эротической сцене в интерьерах Брестской крепости, которая будет выглядеть просто кощунством).

Наконец, желательно избегать символической сцены с опрокинутым врагами и поднимаемым вручную пограничным столбом с гербом СССР – ввиду многократного использования этой сцены в предыдущих фильмах.

Героизм – подлинный, стоический, массовый, не поддающийся рациональному объяснению – сыграть в кино необычайно трудно, но можно избежать одномерности в его изображении.

По большому счету заставить актеров играть хорошо или хотя бы не стыдно − очень просто: нужно выбить у них из головы все фильмы о войне, которые они видели до этого, в которых снимались сами. В качестве агрессивной терапии актерам предлагается принудительный просмотр подлинной кинохроники военных лет.

Пусть даже она цензурированная и ретушированная, зато там можно увидеть подлинные лица воевавших и понять те эмоции, которые люди испытывали на фронте. Война – это прежде всего ежеминутный страх смерти и ежеминутная ее возможность, близость; кинохроника дает представление о том, как нелепа и обыденна смерть на войне.

На лицах же у наших киногероев читается уверенность, что их ни в коем случае не убьют: именно это и делает любой военный фильм фальшивым и неискренним.

Достаточно понять хотя бы это – и качество патриотических фильмов уже вырастет независимо от того, на государственные деньги они снимаются или на какие еще.

Вам может быть интересно

США подтвердили предупреждение от России «незадолго до запуска» «Орешника»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?