Авторские колонки

27 декабря 2008, 17:10

Андрей Архангельский: Износ штампов

Со следующего года в российское кино совершенно открыто возвращается система госзаказа: государство будет теперь полностью финансировать примерно 10 картин в год, имеющих «общенациональную ценность».

Самое время задуматься, почему большинство патриотических фильмов последнего времени были такими неубедительными.

Раньше государство давало деньги на кино всем, кто просил (кому побольше, кому поменьше, но всем); считалось, что это способствовало общему возрождению кино. В 2009−2010 годах система распределения государственных денег на съемки фильмов будет пересмотрена. Теперь, как говорят представители Минкультуры, 2 млрд рублей из государственных 5,5 млрд, выделяемых на кино, пойдут на стопроцентное финансирование производства и проката фильмов «общенационального культурного и социального значения, крупных кинопроектов, пропагандирующих нравственные ценности демократического общества и правового государства». Отбирать проекты будут экспертные комиссии при Минкультуры. Первым таким фильмом станет эпик «Брестская крепость» с бюджетом 225 млн рублей – 100-процентным инвестором картины впервые со времен СССР выступает государство (фильм должен выйти на экраны в 2010 году).

Это и есть полное и легальное возвращение госзаказа в кино, которым вначале пугали, потом подбадривали, произнося это слово все чаще и все смелее, пока оно не материализовалось.

Я не думаю, что это принципиально что-либо изменит в нашем кино – по сравнению с тем, что уже есть. Например, количество талантливых режиссеров, сценаристов или фильмов от этого никак не изменится: их по-прежнему будут единицы, как и бывает всегда в искусстве.

Несильно изменится и предложение: 60% сценарных заявок, присылаемых на комиссию Минкультуры, по-прежнему будут повествовать о доблестных спецназовцах или работниках всяческих спецслужб. Какая-то часть заявок будет на фильмы «о прямых дорогах и счастливом быте», как пел Шевчук. Наконец, будут сценарии о Великой Отечественной войне – в преддверии 65-летия Победы эта тема станет особенно актуальной.

Учитывая способность к мимикрии и богатые традиции угодничества у наших мастеров искусства, тут можно будет ожидать много всего интересного. Например, боевик о секретном отряде дзюдоистов из числа незаконно репрессированных чекистов, который будет действовать в тылу врага. Или история о темнокожей американской журналистке, случайно попавшей в прифронтовую Москву, случайно оказавшейся на параде 7 ноября и случайно замеченной И. В. Сталиным, который, сурово прищурившись, посоветует журналистке писать правду и только правду.

Пугливые чиновники от культуры самые бездарные сценарии будут отметать – впрочем, как и самые оригинальные. В результате естественного отбора будет побеждать нечто среднее, прянично-патриотическое, умеренное в высказываниях и не сильно затратное: словом, после введения госзаказа художественный результат будет пока примерно тот же – все в пороховом дыму, с криками «ура» и оглядкой на современность.

Как показывает советский опыт (а другого у нас пока нет, увы), реальная польза от государственного контроля в области киноискусства может быть только вот какая: это гарантия, что средняя планка массового кино будет значительно выше, чем сейчас. То есть если эти фильмы и не будут шедеврами, то уж по крайней мере не будут и совсем уж бездарными и ходульными.

Естественно, от режиссеров будут требовать по-прежнему снимать так, чтобы «было понятно молодежи» и чтобы фильм был «кассовый», то есть снимать предельно просто, рассказывать истории «доступным языком», учитывая слабую подготовку и нулевой кругозор современного массового зрителя.

Между тем главной проблемой современного патриотического кино является его полная эстетическая и психологическая неубедительность – из-за эксплуатации давно устаревших киноштампов из советского военного кино или из блокбастеров типа «Спасти рядового Райана». Эти штампы уныло кочуют из одного военно-патриотического фильма в другой, как и основные типы героев, исполняемых одними и теми же актерами. Пользуясь затишьем на фронте кинопроизводства, мы перечислим только самые расхожие штампы, набившие оскомину и вызывающие чувство отвращения (надеемся также, что нижеследующие советы предостерегут от ошибок и создателей фильма «Брестская крепость»).

Раньше государство давало деньги на кино всем, кто просил (фото: sxc.hu)

Нужно всегда помнить, что герой военных драм действует не в 1980-е годы ХХ века, а лишь в 1940-е, поэтому в фильме он не может на каждом шагу разоблачать культ личности Сталина – так, словно бы он начитался перестроечного «Огонька».

Столь же нелепо будет выглядеть в фильме и продвинутый герой-фашист, который «все понимает», почти не таясь, разоблачает культ личности Гитлера и сочувствует горю мирных жителей.

Еще о фашистах: в кино враги вовсе не обязаны говорить на этом дурацком «фашистском ломаном», знакомом всякому советскому ребенку, употребляя фразы «Мы тебя пудем немношко убифать» или «Ти будешь отвечайт нам, Иван, где ты спрятал пулемет».

Надо также отметить, что в нашем военно-патриотическом кино опять поселились многочисленные герои-шаблоны (от которых нужно срочно избавляться ввиду их полной неубедительности), как то:

− советский политработник, который отличается неестественной интеллигентностью или подчеркнутой истеричностью;

− молчаливый пулеметчик с восточным типом лица, символизирующий дружбу народов и разговаривающий, как герои «Комеди-клаб»: «Камандира, патрон давай, патрон нет!»;

− советский командир с повадками Джеймса Бонда, который убивает сотни врагов, сам при этом оставаясь без единой царапины; единственным проявлением его «русскости» в кадре является рычание и крики «Вашу мать», «Твою мать», «В Бога душу» и прочие;

− работник спецслужб, который знает какой-то суперсекретный план или дорогу к суперсекретному объекту, но никому о нем (о ней) не расскажет;

− генерал, орущий в трубку: «Ну нет у меня танков, пойми, нету!» − и обращающийся к солдатам исключительно со словами «сынки»;

− сын генерала, который добровольно идет на фронт, не желая прятаться «под папиным крылышком»;

− наконец, товарищ Сталин, который, попыхивая трубкой, отложив все дела, настойчиво интересуется судьбой главного героя фильма.

Не стоит также в обязательном порядке вводить в фильмы о войне любовную линию – например, «офицер из Брестской крепости и сельская девушка в платочке»; их поцелуи на фоне последнего мирного дня, мечты о будущем совместном счастье, которым, как уже устал догадываться зритель, не суждено сбыться (Мы уже не говорим об эротической сцене в интерьерах Брестской крепости, которая будет выглядеть просто кощунством).

Наконец, желательно избегать символической сцены с опрокинутым врагами и поднимаемым вручную пограничным столбом с гербом СССР – ввиду многократного использования этой сцены в предыдущих фильмах.

Героизм – подлинный, стоический, массовый, не поддающийся рациональному объяснению – сыграть в кино необычайно трудно, но можно избежать одномерности в его изображении.

По большому счету заставить актеров играть хорошо или хотя бы не стыдно − очень просто: нужно выбить у них из головы все фильмы о войне, которые они видели до этого, в которых снимались сами. В качестве агрессивной терапии актерам предлагается принудительный просмотр подлинной кинохроники военных лет.

Пусть даже она цензурированная и ретушированная, зато там можно увидеть подлинные лица воевавших и понять те эмоции, которые люди испытывали на фронте. Война – это прежде всего ежеминутный страх смерти и ежеминутная ее возможность, близость; кинохроника дает представление о том, как нелепа и обыденна смерть на войне.

На лицах же у наших киногероев читается уверенность, что их ни в коем случае не убьют: именно это и делает любой военный фильм фальшивым и неискренним.

Достаточно понять хотя бы это – и качество патриотических фильмов уже вырастет независимо от того, на государственные деньги они снимаются или на какие еще.

Вам может быть интересно

МИД предостерег от нагнетания напряженности вокруг Венесуэлы
Темы дня

Чем грозит Европе воровство российских активов

В Евросоюзе продолжаются баталии вокруг конфискации российских активов из бельгийского депозитария Euroclear. Сама Бельгия против, однако ЕК пытается переманить ее на свою сторону. Почему Бельгия так рьяно отстаивает российские активы? Дело здесь не в поддержке Москвы и не в моральных принципах.

Латвия рассматривает фашистский рецепт полного избавления от русских сограждан

Заключение в концлагеря или как минимум депортация в «Российскую Федерацию, Северную Корею или Венесуэлу» – такие меры против «нелояльных русских» вполне открыто, причем даже в стенах парламента, обсуждаются сегодня в Латвии. «Это не значит, что опасность грозит только русским», говорят эксперты и объясняют, как Прибалтика скатывается в тоталитарную антиутопию.

Политолог объяснил решение Трампа о блокаде Венесуэлы из-за «кражи активов»

Фон дер Ляйен: Россия не получит назад активы, пока не компенсирует Украине весь ущерб

Ложь об СССР спровоцировала ссору в парламенте Финляндии

Новости

Российские войска освободили Герасимовку в Днепропетровской области

Подразделения группировки «Восток» освободили Герасимовку в Днепропетровской области, сообщили в Минобороны.

В США застрелили главу центра термоядерного синтеза Массачусетского института

Американский физик-ядерщик Нуно Лурейро, возглавлявший центр термоядерного синтеза Массачусетского технологического института, был найден с огнестрельными ранениями в собственном доме в Бруклине.

Politico: Отказ от «репарационного кредита» станет катастрофой для ЕС

Репутация Евросоюза может пострадать в случае отказа от предоставления Украине «репарационного кредита» из замороженных российских активов, сообщило издание Politico.

Швеция заметила вооруженную охрану на идущих из России танкерах

У идущих с российской территории нефтяных танкеров в Балтийском море заметили вооруженную охрану, заявил глава оперативного отдела Военно-морских сил (ВМС) Швеции Марко Петкович.

Путин исполнил желания обратившихся на прямую линию двух детей

Президент России Владимир Путин подарил кимоно и устроил полет на сверхлегком самолете двум мальчикам, обратившимся к нему на предстоящую прямую линию.

Украинская армия не смогла подойти к Купянску

Украинская армия пыталась подойти к освобожденному городу Купянск в Харьковской области, но не смогла, сообщили в Минобороны России.

Стоимость ремонта Белого дома удвоилась

Планируемый банкетный зал Белого дома подорожал до 400 млн долларов, его строительство реализуют на частные пожертвования, заявил президент Соединенных Штатов Дональд Трамп.

В Европе узнали у экспертов из Киева, почему можно воровать у России

Юристы из двух групп, в одну из которых были включены эксперты Киевской школы экономики, сочли «маловероятным» успех исков России против Бельгии в случае использования замороженных российских активов, пишет Politico.

Агентство Fitch дало негативный прогноз рейтинга Euroclear

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings внесло депозитарий Euroclear в список с негативным прогнозом из-за обсуждений использования российских активов в интересах киевского режима.

Грузия назвала Евросоюз главной жертвой войны на Украине

Власти Грузии заявили о тяжелом положении Евросоюза и выразили надежду на «борьбу президента США Дональда Трампа с «глубинным государством», которая может исправить положение дел в Европе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Верховному суду поручено обобщить практику пересмотра сделок с недвижимостью

Верховный суд России по поручению председателя Игоря Краснова готовит специальный обзор по судебной практике пересмотра сделок с недвижимостью на фоне резонансного «дела Долиной», сообщили в суде.

Лукашенко спросил у украинцев, почему не воевали за Крым

Крым воссоединился с Россией без боевых действий, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Мнения

Антон Крылов: Арест русского археолога в Польше ударит не по России, а по науке

Кто больше думает о сохранности археологических сокровищ Крыма? Те, кто невзирая на проклятия украинцев, работает на раскопках, скрупулезно соблюдая законы? Или те, кто считает абсолютом и догмой законы Украины?

Юрий Мавашев: Эрдоган стал чужим среди чужих

Турция кажется значительно крепче и авторитетнее, чем она есть на самом деле. Это хорошо видно на примере реальных возможностей турок на израильском направлении.

Тимофей Бордачёв: Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией

В Европе постановка индивидуального разума каждой из стран под контроль коллективного интереса ведет к коллективному помешательству. Суть его в том, что имитация полностью заменила собой реальную жизнь и стала подлинным интересом европейских политических элит.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов