Во-первых, г-н Касьянов, так сказать, вышел из спячки. То есть где-то с конца весны он как заявил, что нужно сделать перерыв до осени, так свое слово, в общем и целом, сдерживал. Чтобы убедиться в этом – достаточно посмотреть новости за последние месяцы на сайте «Касьянов.ру»: прямо скажем, довольно скудно.
Про Мих-Миха многие уже успели подзабыть – тем более что кандидатов на роль «главного освободителя» становится все больше, и фигура того же «хулигана» Владимира Буковского вызывала последнее время куда больше шума. А тут извольте – снова всплыл на поверхность.
Причем, заметим во-вторых, в довольно-таки экзальтированном виде. Адресованное «Яблоку» и СПС предложение не участвовать в думских выборах – это еще туда-сюда (хотя сами адресаты несколько встопорщились). А вот обещание избранный в декабре парламент распустить – и собрать новый, демократический (надо полагать, «с блек-джеком и шлюхами») выглядит уже куда радикальнее.
Со стороны создавалось впечатление, что экс-премьеру «по кайфу» являться публике в осунувшемся виде и в кожаной тужурке вместо дорогого костюма
На самом деле, радикализм здесь чисто внешний: в реальности предлагаемый экс-премьером алгоритм тянет разве что на благие намерения. Типа, организую партию, вместе с ней торжественно выиграю президентские выборы – а там-то Думу и распущу, имею право. Правда, не вполне понятно, при чем тут партия (в законе предусмотрен и вариант самовыдвижения: «Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей») – но это ладно: Михал Михалыч все же не юрист. А вот уверенность в своем победоносном шествии – ну, что тут скажешь… Понятно, что идущий на выборы политик просто обязан сообщать почтенной публике нечто подобное, но в данном случае получается уж больно комично. Когда Касьянов только возвращался в публичную политику – да, казалось, что ставки его могут оказаться достаточно высоки, но очень скоро выяснилось, что бывший премьер не может претендовать на место не только в высшей политической лиге, но даже и в первой. Рейтинг его не поднимался выше злополучных 2%, причем налицо тенденция к снижению. Сейчас, судя по всему, он составляет не более процента. Почему «судя по всему»?.. А потому, что даже Левада-Центр* (организация, которую уж никак не заподозришь в излишней лояльности к Кремлю) попросту не включает Касьянова в список рейтингованных игроков политического поля. Каспаров есть, даже Березовский есть, а вот Касьянов – извините.
Притом, что за последние полгода очевидно упали ставки Михаила Михайловича даже в дружественном окружении. Еще зимой казалось, что лидером оппозиции, объединившейся вокруг «Другой России», он-то уж точно является. Но потом пошли разговор об альтернативных кандидатах, стали звучать фамилии Гуляева, Геращенко… Кончилось дело тем, что с ДР Касьянов фактически порвал. Чем немало поспособствовал ее окончательному развалу – но, с другой стороны, вряд ли прибавил себе сторонников: скорее наоборот.
Некоторые политологи предположили тогда, что компания Каспарова и Лимонова респектабельному ММ просто надоела. Хотя со стороны создавалось впечатление, что экс-премьеру «по кайфу» являться публике в осунувшемся виде и в кожаной тужурке вместо дорогого костюма. Другой вопрос, что подобное «хождение в народ» (или, если угодно, опрощение) для профессионального номенклатурщика с огромным стажем не могло затянуться надолго. Хотя и альтернативы не видно: дресс-код с пиджаком и галстуком вернуть несложно, а вот что при этом предложить содержательного – решительно непонятно.
Михаил Михайлович сам не совсем понимает, зачем он пошел в публичную политику и что ему надлежит делать на этой поляне |
Особенно с учетом того, что креативными выдумками Касьянов в своей новой ипостаси не блистал и ранее. Из запомнившегося – разве что предложенная дорогим россиянам «справедливая цена на нефть» на уровне 20 долларов за баррель. Но это, извините, было без малого два года назад, а с тех пор – даже подобного трэша из уст Мих-Миха не звучало. По крайней мере, в части оригинальных разработок: так-то, стоя плечом к плечу с тем же Лимоновым, можно много чего интересного наговорить, «за компанию».
Кстати, различия в уровне креативности с реальными политиками были продемонстрированы публике и на сей раз. Так, на призыв «Яблоку» и СПС отказаться от участия в декабрьских выборах яблочник Сергей Митрохин и «правый» Борис Надеждин (оба, кстати, тоже не Демосфены, прямо скажем) тут же отреагировали предложением Касьянову не участвовать в выборах президентских. Достаточно банальный ответный ход, но все же «почувствуйте разницу». Что до критики экс-премьером российской избирательной системы, то всё это мы слишком уж часто слышали от самых разных представителей оппозиции: маловато будет для кандидата в президенты.
Общее ощущение таково, что Михаил Михайлович сам не совсем понимает, зачем он пошел в публичную политику и что ему надлежит делать на этой поляне. Отсюда и крайняя неровность его действий: то громкие заявления, то продолжительные, вполне качаловские паузы; то горячее «народничество», то возвращение в облик «человека в дорогом костюме». Вот только каждое новое «смотрите, кто пришел» вызывает в лучшем случае чувство недоумения. А и вправду – кто пришел?.. И, главное, зачем пришел?..
Заметим, что еще пару лет назад ощущения были несколько иные. И власти, судя по всему, несколько испугались возвращению на политическую орбиту «тяжеловеса», и в стане сторонников наблюдалась эйфория: «Ужо Касьян вам теперь покажет!» Не показал – и это, похоже, чувствуют и самые некогда преданные соратники.
И, видимо, уже не покажет. Очередное появление Касьянова на политическом горизонте интересно, пожалуй, только младолоялистам, любящим побегать за экс-премьером с домашними животными, сельскохозяйственным инвентарем и прочими незаменимыми в политике предметами. И эти хеппенинги, заметим, едва ли не самое интересное, что можно наблюдать в сложившемся вокруг Михаила Михайловича информационном поле. Тоже, конечно, лучше, чем ничего – но иной бы расстроился.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента