Предлагали меры, не требующие глобальных затрат, но позволяющие реально изменить ситуацию. Особенно если эти меры применять комплексно.
Думаю, настало время подвести промежуточный итог и сделать некоторые обобщения.
Итак. Улучшить ситуацию на дорогах столицы можно следующими способами.
Первое. Запретить движение грузовиков в Москве днем. Причем запрет должен быть абсолютным, то есть не предполагающим никаких пропусков. Въезд в город в дневные часы может быть разрешен только для машин типа «газель» и городских аварийных служб. Для остального большегрузного транспорта – только ночью (с 00.00 до 05.00).
Как мы уже писали, нужно разработать поэтапную программу. Сначала ввести запрет на движение днем грузовиков внутри Садового кольца и по нему. Затем – в пределах Третьего кольца. Следующий этап – внутри планируемого Четвертого кольца. И наконец – запретить движение грузовиков в дневные часы и по МКАД.
Необходимо максимально ужесточить ответственность за парковку в неположенном месте. Штрафы должны возрасти как минимум на порядок
При этом посты ГАИ должны быть вынесены за МКАД, а сама Кольцевая дорога – стать внутригородской магистралью. Нужно, чтобы поток транзитных грузовиков не шел по МКАД и вообще по возможности не шел через Москву.
Образец – практически все крупнейший мировые мегаполисы.
Второе. Ограничить движение транспорта в центре Москвы. Въезд в центральную часть столицы должен быть платным. Причем плата должна быть небольшой, но ощутимой. Примерно 300 долларов в год.
Эту меру также надо вводить постепенно. Сначала закрыть для транзитного бесплатного проезда бульвары. Через какое-то время – ограничить въезд внутрь Садового кольца.
Эти меры могут не действовать ночью, в выходные и праздничные дни. Лица, проживающие и прописанные в центре, должны получать пропуск за символическую плату (примерно 10% от стоимости). Но льготы не должны распространяться на коммерческие структуры, работающие в центре. Для госучреждений можно предусмотреть определенные квоты, но также обязать их платить за въезд в центр своих сотрудников в бюджет Москвы.
Мы уже писали, что кольцово-радиальная система Москвы позволяет технически просто реализовать эту задачу – не нужно устанавливать камеры и другое дорогостоящее оборудование. Все, что необходимо, – пропуск на лобовое стекло и гаишник на каждой улице, пересекающей Бульварное кольцо.
Главное, ограничение на бесплатный въезд в центр должно быть тотальным. То есть без каких бы-то ни было исключений.
Образец – Лондон, Рим.
Въезд в центральную часть столицы должен быть платным. Причем плата должна быть небольшой, но ощутимой |
Образец – Лондон.
Но чтобы реализовать эту задачу, нужно освободить правые полосы дорог от припаркованных на них автомобилей. Отсюда вытекает следующая задача…
Четвертое. Нужно решить проблему парковки автомобилей в центре Москвы. Как это сделать?
Во-первых, установить более жесткие требования к строительству в городе. Ни одно новое здание не должно возводиться без специального паркинга. Если нет возможности сделать его подземным, нужно рядом строить наземный многоэтажный паркинг на несколько соседних зданий.
Во-вторых, вообще начать наконец сооружение вертикальных паркингов, что гораздо менее затратно, чем строительство подземных парковок.
В-третьих, максимально ужесточить ответственность за парковку в неположенном месте. Штрафы должны возрасти как минимум на порядок (1000 рублей и выше).
В-четвертых, увеличить количество эвакуаторов. Сегодня в Москве их не больше пятидесяти. За сутки они вывозят на штрафстоянки около 300 машин. При этом, по данным ГИБДД, правила парковки в центре ежедневно нарушает около 100 тыс. водителей.
Пятое. Запретить въезд в центр автомобилей, не соответствующих по токсичности выхлопов европейским экологическим стандартам.
Для ввозимых из-за границы и произведенных в России машин сегодня существует обязательное требование – соответствие европейскому экологическому стандарту «Евро-2». Но большинство из того, что передвигается по нашим дорогам, представляет старый, изношенный автопарк. Именно для таких автомобилей и должен быть введен запрет на въезд в центр столицы.
Шестое. Прекратить перекрывать улицы для проезда чиновников.
Единственные, для кого эта норма должна сохраняться, – президент РФ и главы иностранных государств во время официальных визитов.
В заключение скажу, что все эти меры на первый взгляд непопулярны и в случае принятия поначалу рейтинга местным властям не добавят. Но если ответственный политик, человек с государственным мышлением (а именно такими, уверен, и являются руководители нашего города), поставит на чаши весов собственный текущий рейтинг и судьбу Москвы и ее жителей, то выбор будет очевиден. К тому же очень скоро станет понятно, что «непопулярность» этих мер лишь кажущаяся. И их противники быстро перейдут в разряд сторонников. Потому что все мы понимаем, что столица ни в чем сегодня не нуждается так остро, как в глотке чистого воздуха.
P.S. По мере выхода публикаций на тему «Как решить проблему пробок в Москве» мы получили массу откликов читателей. На какие-то из них постарались ответить, что-то стало поводов для дальнейших размышлений. В любом случае разговор не окончен, мы к нему еще неоднократно вернемся и будем благодарны за все конструктивные идеи, которые, надеемся, помогут привлечь внимание властей к необходимости решения этой серьезнейшей проблемы.