Поскольку власть, как водится, скрывает от народа правду, придется коротко рассказать обо всех этих драматических событиях. Произошло, собственно, вот что: молодые люди чеченской национальности (про чеченскую национальность пишут в Интернете, а там люди твердо знают, где какая национальность) прямо на Манежной площади возле памятника Жукову удумали танцевать свои танцы.
Число танцующих правильнее всего было бы оценить человек в 10–15 (в Интернете называют цифры в несколько раз большие, но как я ни вглядывался в кадры хроники, больше 15 насчитать не смог). Танцевали они, надо сказать, весьма вяло – хлопки жиденькие и не то чтобы совсем в такт попадали, па лезгинки и вовсе какие-то корявые, в общем, танец явно не клеился.
Потанцевав так минут с семь, молодые люди чеченской национальности вдруг обнаружили, что далеко не всем их танцы нравятся. А именно некоторым молодым людям славянской внешности они совсем не понравились, те, в свою очередь, об этом танцевавшим сообщили в весьма доходчивой форме.
Умные люди уже года полтора как ясно осознали бесперспективность оранжевых технологий в России. Уже полгода, как к тому же выводу пришли и неумные люди
В отличие от танца, разговор в доходчивой форме у молодых людей чеченской национальности вызвал живой интерес, а потому через несколько минут в беседу пришлось вмешаться сотрудникам милиции (в количестве трех или четырех постовых единиц) с целью разогнать и этих, и тех молодых людей. Получилось это не сразу, но минут через пять уже никто не смог бы обнаружить признаки массовых беспорядков на Манежной площади.
Впрочем, как оказалось, молодые люди за это время успели «забить стрелку», для того чтобы уже на следующий день все-таки внести ясность в вопрос, кто, где и как должен танцевать. Причем место для спокойного выяснения отношений они выбрали очень подходящее, а именно все ту же Манежную площадь – ту самую, что непосредственно прилегает к Кремлю.
Когда же вдруг обнаружилось, что на Манежной площади притаились коварные сотрудники правоохранительных органов, противоборствующие стороны нашли еще один укромный уголок для выяснения отношений – Славянскую площадь, буквально в двух шагах от администрации президента, где и произошли массовые беспорядки второго дня.
А именно: несколько черноволосых молодых людей с палками и криками «Аллах Акбар!» – на видео крики слышны не слишком отчетливо, а потому добрые люди снабдили свои фильмы титрами: «Кричат «Аллах Акбар!» – беспорядочно бегали по площади. Со стороны это выглядело мероприятием, посвященным дню бегуна-палочника.
Впрочем, говорят, кто-то кого-то и вправду побил – однако единственным официально зарегистрированным пострадавшим оказался почему-то армянин. ОМОН появился не сразу, но действовал без лишней ажитации, и бегуны с палками довольно быстро были выловлены и определены в места временного содержания. На этом массовые беспорядки в центре Москвы закончились.
Умные люди уже года полтора как ясно осознали бесперспективность оранжевых технологий в России. Уже полгода, как к тому же выводу пришли и неумные люди. Однако все это не значит, что в стране нет тех сил, которые в рамках существующей системы не видят для себя ни политических, ни экономических перспектив, а потому кровно заинтересованы в сломе этой системы и радикальном изменении ситуации. Таких сил немало, причем речь не только о либералах-западниках – тут очень разношерстная публика, в том числе и оказавшиеся за бортом большого передела силовики (не путать с «силовиками» – условным и не совсем точным обозначением одной из групп в окружении Путина). Также никуда не делись и внешние силы, у которых свой взгляд на будущее России и ее место в мире.
Заданное Кремлем развитие событий их не устраивает, рычагов легитимного влияния на ситуацию у них нет (все эти рычаги находятся в руках Кремля – это, собственно, и является основой сложившейся системы), перспективы реализации оранжевых технологий – равны нулю. Что делать в этой ситуации? С точки зрения политтехнологии ответ, в общем, очевиден – нужна дестабилизация.
Марши несогласных, ориентированные на провокацию, громкие политические убийства – все это работает на дестабилизацию |
Марши несогласных, ориентированные на провокацию, громкие политические убийства – все это работает на дестабилизацию, но нужного эффекта не дает. Дестабилизации не выходит. А потому чем дальше, тем очевиднее становится, что играть оппозиция будет на разжигании межнациональной розни, то есть в самую опасную игру с самыми непредсказуемыми последствиями.
Наверное, можно (хоть и не просто) предположить, что группа чеченских юношей сама по себе решила устроить показательный танец чеченских воинов у стен Кремля. Также можно предположить, что там совершенно случайно оказалась группа молодых людей из националистических организаций, а все происходящее с самого начала снималось на видео (в конце концов, возможности такой съемки есть сейчас в каждом втором телефоне), которое тут же оказалось на сайте ДПНИ. И то, что места разборок были выбраны так, чтобы не остаться незамеченным, – тоже, возможно чистая случайность. Однако все это вместе выглядит как прямая и, в общем, не очень изощренная провокация. Немного заплатить чеченскому юноше, который подкинет своим друзьям идею потанцевать на Манежной площади. Скоординировать группу националистов. Дальше все пойдет накручиваться само. Одна провокация, другая, третья, а там, глядишь…
Анализируя события последнего времени, можно заметить, что чеченцы – не случайный выбор. Все громкие, раскрученные, а часто и просто раздутые истории межнациональных конфликтов последнего времени – это истории, где главными фигурантами являются чеченцы. Параллельно как со стороны националистов, так и со стороны либералов-интернационалистов идет массированная античеченская (часто в варианте «антикадыровская») пропаганда.
Политтехнологи мыслят аналогиями. Путин пришел во власть из непубличного пространства, почти из ниоткуда, на волне второй чеченской войны (начало которой предопределило вторжение чеченских боевиков в Дагестан), и победа в этой войне – один из символов устойчивости его власти. А значит, третья чеченская война выглядит как критический удар по Путину, а заодно и лучший способ появиться «из ниоткуда» уже другим игрокам. Да и вообще, что может быть лучше войны, когда цель дестабилизация? А там, глядишь, и другие технологии заработают в полную силу.
Однако проблема не только в личной гнусности «врагов путинского режима», но и в самом этом «режиме». Полный контроль всех рычагов влияния узкой группой лиц (пусть и опирающихся на большинство населения) объективно создает ситуацию, когда любая борьба за власть становится угрозой для страны.