Авторские колонки

18 июня 2007, 15:55

Екатерина Сальникова: За кого агитирует Печорин?

Перефразируя знаменитое изречение Чернышевского о русском человеке на рандеву, признаем: рандеву нашего телевидения с русской и советской классикой снова закончилось провалом.

Перефразируя знаменитое изречение Чернышевского о русском человеке на рандеву, признаем: рандеву нашего телевидения с русской и советской классикой снова закончилось провалом.

«Печорин» и «Завещание Ленина» продемонстрировали пропасть между ремеслом и искусством, между синопсисом и философией.

Самое страшное – это реальное содержание сериалов.

А его в данном случае формирует эстетический и общественно-политический контекст, в котором они появляются.

В сериале по Варламу Шаламову показали очень много страшных реалий советского времени, прежде всего лагерной жизни. Как и во всех сериалах на аналогичные темы. И у многих, наверно, будет искушение назвать это открытием новой правды о нашем историческом прошлом.

Насколько краски в сериале сгущены или наоборот высветлены, судить тем, кто знает о Колыме не понаслышке. В моем личном восприятии доминирует стойкое ощущение глубинной, последовательной неправды.

Психологической установкой является не постижение сути катастрофического несовершенства нынешней жизни, пагубности «системы», а наслаждение ее экранными образами

И это ощущение менее всего связано с неадекватностью сериала исторической фактологии. Неправда рождается из того культурного фона, на котором происходит показ «Завещания Ленина».

Куча кино- и телепроизведений на темы советских ужасов. Нескончаемый поток разоблачений нашего прошлого. От «Штрафбата» и «Своих» до «Ленинграда», от «В круге первом» до «Доктора Живаго».

Формально сериалы и фильмы могут использовать разные жанровые модели, однако тени социальной драмы витают над всеми историческими сюжетами. Документальное кино уже давно добралось не только до Сталина, но и до всех мало-мальски заметных функционеров советского периода, не только до валютных проституток, но и до фарцовщиков и воротил теневой экономики.

Ракурсы столь многообразны, а подробности столь брутальны, что у зрителя волей-неволей возникает впечатление порочности всей государственной системы, всего социалистического общества.

И вообще, как только звучат комментарии на советские темы, через фразу звучат слова «система», «структура», «идеология».

Параллельно процветает чисто жанровая интерпретация российской современности. Социальной драмой здесь и не пахнет. Если в поле зрения попадает слишком антиэстетичная и слишком неразрешимая социальная проблема, в которую вдаваться не хочется, она получает шаржированное, фарсовое истолкование.

Так происходит с образами бомжей, которые превращаются, как правило, в комедийные фигуры (например, в сериалах «Усадьба», «Улицы разбитых фонарей»), служащие увеселению аудитории подобно клоунским дивертисментам.

В остальном – хорошие менты сражаются с плохими ментами и плохой мафией. Хорошая мафия существует рядом с дрянной, российские доблестные военные противостоят злым восточным наркоторговцам, вербовщикам террористов и прочим врагам нашей империи («Застава»). Благородные бизнесмены и вообще породистые деловые мужчины конфликтуют с подлыми бизнесменами и номенклатурщиками. А если кто попадает в тюрьму, где его приканчивают по указанию старших партнеров или шефа, так на то она и тюрьма, чтобы там было возможно всякое («Охота на Изюбря»).

Какими кошмарными подробностями ни изобиловали бы сериалы, подобные «Зоне», а нельзя сказать, что они критикуют социальную действительность.

Они лишь используют дисгармонию социума для нужд индустрии развлечений. Психологической установкой является не постижение сути катастрофического несовершенства нынешней жизни, пагубности «системы», а наслаждение ее экранными образами.

Чем они страшнее, тем развлечение круче. Это и есть голливудская установка. Там богатый спектр социального негатива вбрасывается в кинофильмы для того, чтобы обывателю было не скучно жить. А совсем не для того, чтобы он усомнился в величии Америки.

Факт дисгармонии общества не отрицается – но и не осуждается. Он вообще не подлежит комментариям. Потому что американская общественная модель мыслится безальтернативной. Да, и она имеет изъяны. Однако ничего лучшего все равно человечество не изобрело.

Вот и наша проголливудская по эстетике телекинематография активно внедряет ту же логику. Да, в нынешней России многое плохо. Зато нескучно смотреть в ящик.

Исторические фильмы про советский период автоматически подтверждают, что современность в любом случае очень даже терпимая и хорошая.

Ну, пришлось кому-то где-то ноги ампутировать в процессе прохождения воинской службы. Ну, бывает, иногда возьмут и зарежут на улице пару-тройку иностранных студентов – а чего они понаехали тут. Ну, не платят каким-то рабочим где-то зарплату годами. Ну, безработных многовато.

В какой-то момент у человека может не хватить денег, чтобы заплатить за операцию кому-то из близких, потому что медицина теперь фактически вся платная. И тогда этот близкий для кого-то человек умрет... А вы посмотрите лучше «Завещание Ленина», вы гляньте, что на Колыме в советские годы вытворяли с людьми!

А сейчас все зажрались. Ведь сейчас просто так не сажают. На север не гонят. Умеете – зарабатывайте. Не получается – сдыхайте себе медленно, в естественном порядке, без давления партаппарата. И на здоровье ругайте правительство – не хотите на кухне, идите в Интернет.

Все равно недовольны? Тогда сериал по Шаламову запишите себе на видео и крутите, когда вас обуревает недовольство уровнем ваших социальных возможностей и гарантий.

В сущности, «Завещание Ленина» – очередной идеологический продукт во славу современного капитализма и свободы в России.

Фиксация болезненных социальных проблем современности еще возможна хотя бы как двигатель сюжета. Но погружение в психологию личности, претерпевающей на себе эти проблемы, невозможно хотя бы потому, что полноценные образы современных людей – образы, которые не умещались бы ни в какие жанры, – практически сняты с телепроизводства. Мифологизация социальных типажей зашкаливает.

Наша популярная культура ни от чего так не далека, как от психологизма. Нетрудно предположить, что может получиться из экранизации глубокого психологического романа русской литературы.

Кадр из телесериала «Печорин»
Более всего сериал «Печорин» опять же напоминает агитпродукт, орудие идеологического фронта – только уже другого.

Кому он может сослужить полезную службу? Во-первых, всяким организациям феминисток. Истории с Мери и Бэлой – словно комиксы о борьбе полов или наглядная агитация против ненавистного мужского господства.

История с Ундиной – положительный пример женской независимости. Вообще-то Лермонтов не называл свой роман «Печорин и его женщины», «Похождения Печорина» или «Три женские судьбы в пейзаже».

Однако вся наша классика теперь перерабатывается по требованиям формата костюмного любовно-авантюрного экшена. «Петербургские тайны» – первый постсоветский сериал по роману XIX века – на фоне нынешних «шедевров» смотрится как серьезное произведение на уровне «Войны и мира».

Во-вторых, «Печорина» можно с успехом показывать в лагерях, где готовят террористов для борьбы с неверными. Просмотр должен возбудить у данной аудитории праведный гнев вкупе с воодушевлением.

Почему гнев – долго объяснять не надо. История с Бэлой – апофеоз неполиткорректности. Кровь неповинной черкешенки (многими сегодня принимаемой за чеченку) взывает об отмщении.

Воодушевление же обязательно должно появиться от длительного наблюдения за Печориным. Что он за человек, этот якобы православный, то есть христианин, якобы аристократ, якобы военный?

Насмехается над старшими и вообще не уважает патриархальных традиций – ни с матерью благородной девушки не может достойно поговорить, ни Максима Максимовича не слушает.

Своих истребляет почем зря. Время проводит в пустых разговорах, суете и маете. Ни потомства, ни друзей, ни авторитетов. Ясное дело, что и Бога своего не уважает и вообще не принимает в расчет. На войну, между тем, тоже не ездит, в боях не отличается. Даже с одной смелой девушкой-контрабандисткой справиться не может.

Если таков у них центральный герой, заслуживший столько славы и внимания, – плох сей христианский мир, загнивает европейский гуманизм, деструктивен такой тип культуры. И нечего со всем этим церемониться, нечего уважать, нечего жалеть – нечего и бояться.

Вроде бы, роман у Лермонтова совсем о другом. Откуда же возникает подобное «содержание»? А дело в том, что фильм сохраняет лишь внешние оболочки событий, внешнюю фактологию и этим ограничивается.

В сериале есть одна очень большая купюра – внутреннее наполнение образа Печорина. Эта купюра и губит весь фильм. Все сюжеты прочитываются неадекватно оригиналу – как наглядные иллюстрации по ментальности европеизированного русского, усредненно-заурядного и вырождающегося, дурно относящегося к женщинам, людям вообще и к народам Кавказа.

Русские писатели первого ряда не писали в экстенсивном духе, не занимались специально описанием быта, социальных нравов и национальной специфики. Все это присутствовало в романах, но не в качестве основного содержания и цели сочинения.

Главным всегда оставалось погружение во внутренний мир личности, проникновение в ее иррациональность, в ее амбивалентность, в природу ее душевной дисгармонии и ее социальные корни.

И хотя роман в стихах написал только Пушкин, а поэмой окрестил свой роман только Гоголь, но и у Лермонтова, и у Тургенева, и у Достоевского, и у Гончарова всегда оставалось что-то от поэтического восприятия мира. Их большая проза не была прозрачна и прозаична. Личности героев русской литературы недопустимо трактовать по законам обыденного, прозаического восприятия.

Русские писатели никогда не ставили так вопрос – что герой обязан дать миру и как он обязан себя вести, чтобы быть положительным, и что он сделал не так?

Русских писателей беспокоило противоположное – что мир недодает герою и почему герою так плохо, так тяжело на душе, почему не складывается его жизнь.

Все сомнительные с точки зрения нравственности поступки героев – не повод для морализаторства, а свидетельства высокой степени душевного дисбаланса личности, утраты ею жизненных ориентиров.

«Герой нашего времени» – великий роман, предвосхитивший психологизм Льва Толстого. И главное в этом романе – драматизм личности Печорина, полной противоречий и болезненной саморефлексии. Она интересна контрастом своей социальной защищенности и общественной неудовлетворенности.

Это роман о страданиях незаурядного человека. В сериале Печорин (Игорь Петренко) в основном рисуется, бесится и слишком много переодевается. Когда он напяливает на себя кавказский костюм, за персонажа хочется извиниться перед всем кавказским миром. Это не наш Печорин, это другой, и зачислять его в герои русской классики, пускай экранизированной, не хочется.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?