Авторские колонки

23 апреля 2007, 16:37

Владимир Мединский: Грузовики в Москве

В прошлой публикации мы говорили о проблеме пробок и обещали предложить реальные меры, которые быстро, хотя и болезненно, должны решить эту, казалось бы, неразрешимую проблему в Москве.

«Политик отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а последний – о следующих поколениях»

(У. Черчилль)

Исходя из заданной нами темы «Что такое хорошо и что такое плохо», понятно, что проблема пробок – это плохо. Значит, все, о чем мы будем говорить дальше, относится к понятию «хорошо».

Иными словами, что хорошего надо сделать, чтобы проблема пробок в Москве была решена.

Итак. Первое. Запретить движение грузовиков в Москве днем!

На данный момент эти ограничения якобы есть. Хотя де-факто они абсолютно не соблюдаются. Есть ограничения на въезд большегрузных машин внутрь Садового кольца в целом и внутрь Третьего кольца в дневные часы. И то и другое является абсолютнейшей полумерой, и то и другое не соблюдается.

Если сегодня не принять такие, на первый взгляд непопулярные, меры, то будущего поколения у нас может просто не быть

Почему это происходит? Почему, выехав на Садовое или на Третье кольцо, мы нередко можем наблюдать абсолютнейший грузовой затор?

Потому что, во-первых, в ограничительных документах правительства Москвы сказано, что въезд разрешен для машин городских коммунальных служб, с этим мы согласимся, и машин, имеющих специальные пропуска. В этом-то и проблема. Как только появляется система специальных пропусков, любой запрет перестает работать. Пропуска эти есть у всех, они продаются на рынке. До недавнего времени годовой пропуск на въезд в центр Москвы можно было приобрести за 200–300 долларов, сейчас, говорят, они стоят чуть дороже. Продажа пропусков – отдельный бизнес.

Любой запрет, если вы хотите, чтобы он был эффективным, должен быть абсолютным. И никаких специальных пропусков! Въезд в центр города в дневные часы может быть разрешен только для машин типа «Газель» и городских аварийных служб. Для остального большегрузного транспорта – только в ночные часы.

Во всех столицах цивилизованного мира категорически запрещено движение грузовиков днем. Я проработал почти год в Вашингтоне и только один раз в пять утра видел грузовик, развозивший газету Washington Post. Притом что ситуация с пробками в Вашингтоне на порядок лучше, чем в Москве.

Необходимо разработать поэтапную программу полного перевода грузовиков на движение только в ночные часы (с 00.00 до 05.00). Сначала ввести абсолютный запрет на движение грузовиков внутри Садового кольца и по нему. Затем – абсолютный запрет на движение внутри Третьего кольца днем. Через несколько месяцев следующий этап – абсолютный запрет движения грузовиков внутри планируемого Четвертого кольца днем. И наконец, в финале – превращение МКАД во внутригородскую магистраль, то есть движение грузовиков должно быть запрещено в дневные часы и по МКАД.

Необходимо разработать поэтапную программу полного перевода грузовиков на движение только в ночные часы (с 00.00 до 05.00)
Сейчас у нас ситуация абсурдная, посты ГАИ находятся не снаружи МКАД, как это должно быть, а внутри. Это означает, что, выехав вечером, например, из Крылатского в Ясенево, вы сначала будете остановлены на выезде на Рублевку, а затем на въезде в Москву. Притом что из города вы, по сути, не выезжали.

Не буду комментировать действия сотрудников ГАИ. Но очевидно, что посты ГАИ должны быть вынесены за МКАД, а сама кольцевая дорога должна стать внутригородской магистралью. Для этого нужно, чтобы поток транзитных грузовиков не шел по МКАД и вообще максимально не шел через Москву.

Нужно строить нормальное «бетонное кольцо» в области с перехватывающими грузовики стоянками, разгрузочными терминалами и прочее, прочее.

Но даже сейчас, без этого строительства, практически с завтрашнего дня можно осуществить четкую, понятную программу по запрету движения грузовиков в черте города. Даже если предположить, что в рамках Третьего кольца Москвы есть точки, куда грузовики пока должны приезжать обязательно, уверен, что таких точек не так уж много. Значит, можно выделить конкретные «вылетные» улицы, по которым движение грузовиков будет разрешено. В конце концов, мы будем знать, что на этих десяти улицах грузовые пробки всегда, зато на остальных тысяче их нет.

Почему этот запрет не претворяется в жизнь?

Первое. Все потому же – люди, принимающие решения, имеют достаточно абстрактное представление о реальной транспортной ситуации в Москве. Могу сказать, что я еще три года назад писал докладную записку мэру столицы о транспортной обстановке в городе. Записка попала к одному из самых разумных и уважаемых московских чиновников, который искренне удивился и сказал, что не видит грузовиков в Москве. Тогда мы поинтересовались, как же он ездит на работу. Маршрут простой: Барвиха – Рублевка – Кутузовский – Новый Арбат. Действительно, сложно увидеть грузовики из окон тонированной А-8 на Кутузовском проспекте и Рублевке, пожалуй, единственных участках в городе, где движение грузового транспорта реально запрещено.

А вот чтобы поближе узнать жизнь москвичей, наверное, есть смысл самому сесть за руль и проехать по Варшавке, Ленинградке, Ярославке или Мичуринскому проспекту, столь любимому нашими городскими властями. Тогда станет понятно, как там обстоят дела с грузовиками.

Второе. Столь непопулярное решение, как полный запрет на въезд грузовиков в дневные часы в Москву, может вызвать недовольство строительного лобби, для которого процесс строительства якобы удорожается в связи с тем, что придется оплачивать труд в ночную смену по более высокому тарифу. Но, если разобраться, проблемы в этом нет. Уверен, найдется немало людей, желающих работать в ночную смену. Есть профессии, которые вообще предполагают работу в таком режиме, например машинисты метро, железнодорожники и целый ряд других, когда люди за труд в ночную смену получают соответствующую компенсацию.

И если строительные компании подумают на шаг вперед, то поймут, что эффективность процесса в целом повысится. Во-первых, грузовики перестанут терять время, простаивая в пробках. Во-вторых, повысится контроль за передвижением строительной техники. Не хочу вмешиваться в дела строителей, но все они прекрасно знают, сколько стройматериалов разворовывается, «сливается» налево по пути к строительному объекту. А когда можно будет прогнозировать по времени движение транспорта по Москве, левачить станет тяжелее.

Нужно строить нормальное «бетонное кольцо» в области с перехватывающими грузовики стоянками, разгрузочными терминалами и прочее, прочее
Третье. Сами водители грузовиков с подачи так называемых профсоюзов, если ситуацию не разъяснить, могут поднять волну возмущения. Нельзя исключить, что оболваненные водители выйдут на улицы, начнут их перекрывать и т. д. Чтобы этого не случилось, надо провести соответствующую разъяснительную работу, объяснить, что они не только не проиграют, но и в конечном счете выиграют. И работать будет комфортнее, и дышать легче, и зарплата станет больше.

Но мы, конечно, должны понимать, что все эти меры поначалу будут непопулярны. Вспомним слова У. Черчилля: «Политик отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а последний – о следующих поколениях».

Принятие непопулярных мер на первых порах может привести к снижению рейтинга. Но только на первых порах. У нас сейчас главы регионов в меньшей степени зависят от прямого волеизъявления избирателей. Как ни странно, в этом есть большой плюс, поскольку, будучи «выдвинуты к избранию» президентом, такой руководитель может вести себя более независимо от сиюминутного общественного мнения.

К слову, о будущих поколениях. Если сегодня не принять такие, на первый взгляд непопулярные, меры, то будущего поколения у нас может просто не быть. Во всяком случае, при такой экологической ситуации, как в Москве.

Даже по официальным данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в центре столицы содержание вредных веществ в атмосфере чудовищно. Оно в разы превышает аналогичные показатели других мировых столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка.

Первая причина – отсутствие любых «транспортных» запретов.

Вторая – то, что один наш грузовик чадит, как целая автоколонна каких-нибудь грузовиков Volvo, соответствующих евростандартам выброса в атмосферу вредных веществ. Притом что никаких колонн Volvo в евростолицах днем нет, а вот в Москве – бесконечные пробки из ЗИЛов и ГАЗов.

На этом пока остановимся. Сегодня мы предложили только одну меру, принятие которой позволит начать решать проблему пробок на московских дорогах.

Продолжение – в следующих публикациях.

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?