Авторские колонки

23 апреля 2007, 16:37

Владимир Мединский: Грузовики в Москве

В прошлой публикации мы говорили о проблеме пробок и обещали предложить реальные меры, которые быстро, хотя и болезненно, должны решить эту, казалось бы, неразрешимую проблему в Москве.

«Политик отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а последний – о следующих поколениях»

(У. Черчилль)

Исходя из заданной нами темы «Что такое хорошо и что такое плохо», понятно, что проблема пробок – это плохо. Значит, все, о чем мы будем говорить дальше, относится к понятию «хорошо».

Иными словами, что хорошего надо сделать, чтобы проблема пробок в Москве была решена.

Итак. Первое. Запретить движение грузовиков в Москве днем!

На данный момент эти ограничения якобы есть. Хотя де-факто они абсолютно не соблюдаются. Есть ограничения на въезд большегрузных машин внутрь Садового кольца в целом и внутрь Третьего кольца в дневные часы. И то и другое является абсолютнейшей полумерой, и то и другое не соблюдается.

Если сегодня не принять такие, на первый взгляд непопулярные, меры, то будущего поколения у нас может просто не быть

Почему это происходит? Почему, выехав на Садовое или на Третье кольцо, мы нередко можем наблюдать абсолютнейший грузовой затор?

Потому что, во-первых, в ограничительных документах правительства Москвы сказано, что въезд разрешен для машин городских коммунальных служб, с этим мы согласимся, и машин, имеющих специальные пропуска. В этом-то и проблема. Как только появляется система специальных пропусков, любой запрет перестает работать. Пропуска эти есть у всех, они продаются на рынке. До недавнего времени годовой пропуск на въезд в центр Москвы можно было приобрести за 200–300 долларов, сейчас, говорят, они стоят чуть дороже. Продажа пропусков – отдельный бизнес.

Любой запрет, если вы хотите, чтобы он был эффективным, должен быть абсолютным. И никаких специальных пропусков! Въезд в центр города в дневные часы может быть разрешен только для машин типа «Газель» и городских аварийных служб. Для остального большегрузного транспорта – только в ночные часы.

Во всех столицах цивилизованного мира категорически запрещено движение грузовиков днем. Я проработал почти год в Вашингтоне и только один раз в пять утра видел грузовик, развозивший газету Washington Post. Притом что ситуация с пробками в Вашингтоне на порядок лучше, чем в Москве.

Необходимо разработать поэтапную программу полного перевода грузовиков на движение только в ночные часы (с 00.00 до 05.00). Сначала ввести абсолютный запрет на движение грузовиков внутри Садового кольца и по нему. Затем – абсолютный запрет на движение внутри Третьего кольца днем. Через несколько месяцев следующий этап – абсолютный запрет движения грузовиков внутри планируемого Четвертого кольца днем. И наконец, в финале – превращение МКАД во внутригородскую магистраль, то есть движение грузовиков должно быть запрещено в дневные часы и по МКАД.

Необходимо разработать поэтапную программу полного перевода грузовиков на движение только в ночные часы (с 00.00 до 05.00)
Сейчас у нас ситуация абсурдная, посты ГАИ находятся не снаружи МКАД, как это должно быть, а внутри. Это означает, что, выехав вечером, например, из Крылатского в Ясенево, вы сначала будете остановлены на выезде на Рублевку, а затем на въезде в Москву. Притом что из города вы, по сути, не выезжали.

Не буду комментировать действия сотрудников ГАИ. Но очевидно, что посты ГАИ должны быть вынесены за МКАД, а сама кольцевая дорога должна стать внутригородской магистралью. Для этого нужно, чтобы поток транзитных грузовиков не шел по МКАД и вообще максимально не шел через Москву.

Нужно строить нормальное «бетонное кольцо» в области с перехватывающими грузовики стоянками, разгрузочными терминалами и прочее, прочее.

Но даже сейчас, без этого строительства, практически с завтрашнего дня можно осуществить четкую, понятную программу по запрету движения грузовиков в черте города. Даже если предположить, что в рамках Третьего кольца Москвы есть точки, куда грузовики пока должны приезжать обязательно, уверен, что таких точек не так уж много. Значит, можно выделить конкретные «вылетные» улицы, по которым движение грузовиков будет разрешено. В конце концов, мы будем знать, что на этих десяти улицах грузовые пробки всегда, зато на остальных тысяче их нет.

Почему этот запрет не претворяется в жизнь?

Первое. Все потому же – люди, принимающие решения, имеют достаточно абстрактное представление о реальной транспортной ситуации в Москве. Могу сказать, что я еще три года назад писал докладную записку мэру столицы о транспортной обстановке в городе. Записка попала к одному из самых разумных и уважаемых московских чиновников, который искренне удивился и сказал, что не видит грузовиков в Москве. Тогда мы поинтересовались, как же он ездит на работу. Маршрут простой: Барвиха – Рублевка – Кутузовский – Новый Арбат. Действительно, сложно увидеть грузовики из окон тонированной А-8 на Кутузовском проспекте и Рублевке, пожалуй, единственных участках в городе, где движение грузового транспорта реально запрещено.

А вот чтобы поближе узнать жизнь москвичей, наверное, есть смысл самому сесть за руль и проехать по Варшавке, Ленинградке, Ярославке или Мичуринскому проспекту, столь любимому нашими городскими властями. Тогда станет понятно, как там обстоят дела с грузовиками.

Второе. Столь непопулярное решение, как полный запрет на въезд грузовиков в дневные часы в Москву, может вызвать недовольство строительного лобби, для которого процесс строительства якобы удорожается в связи с тем, что придется оплачивать труд в ночную смену по более высокому тарифу. Но, если разобраться, проблемы в этом нет. Уверен, найдется немало людей, желающих работать в ночную смену. Есть профессии, которые вообще предполагают работу в таком режиме, например машинисты метро, железнодорожники и целый ряд других, когда люди за труд в ночную смену получают соответствующую компенсацию.

И если строительные компании подумают на шаг вперед, то поймут, что эффективность процесса в целом повысится. Во-первых, грузовики перестанут терять время, простаивая в пробках. Во-вторых, повысится контроль за передвижением строительной техники. Не хочу вмешиваться в дела строителей, но все они прекрасно знают, сколько стройматериалов разворовывается, «сливается» налево по пути к строительному объекту. А когда можно будет прогнозировать по времени движение транспорта по Москве, левачить станет тяжелее.

Нужно строить нормальное «бетонное кольцо» в области с перехватывающими грузовики стоянками, разгрузочными терминалами и прочее, прочее
Третье. Сами водители грузовиков с подачи так называемых профсоюзов, если ситуацию не разъяснить, могут поднять волну возмущения. Нельзя исключить, что оболваненные водители выйдут на улицы, начнут их перекрывать и т. д. Чтобы этого не случилось, надо провести соответствующую разъяснительную работу, объяснить, что они не только не проиграют, но и в конечном счете выиграют. И работать будет комфортнее, и дышать легче, и зарплата станет больше.

Но мы, конечно, должны понимать, что все эти меры поначалу будут непопулярны. Вспомним слова У. Черчилля: «Политик отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а последний – о следующих поколениях».

Принятие непопулярных мер на первых порах может привести к снижению рейтинга. Но только на первых порах. У нас сейчас главы регионов в меньшей степени зависят от прямого волеизъявления избирателей. Как ни странно, в этом есть большой плюс, поскольку, будучи «выдвинуты к избранию» президентом, такой руководитель может вести себя более независимо от сиюминутного общественного мнения.

К слову, о будущих поколениях. Если сегодня не принять такие, на первый взгляд непопулярные, меры, то будущего поколения у нас может просто не быть. Во всяком случае, при такой экологической ситуации, как в Москве.

Даже по официальным данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в центре столицы содержание вредных веществ в атмосфере чудовищно. Оно в разы превышает аналогичные показатели других мировых столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка.

Первая причина – отсутствие любых «транспортных» запретов.

Вторая – то, что один наш грузовик чадит, как целая автоколонна каких-нибудь грузовиков Volvo, соответствующих евростандартам выброса в атмосферу вредных веществ. Притом что никаких колонн Volvo в евростолицах днем нет, а вот в Москве – бесконечные пробки из ЗИЛов и ГАЗов.

На этом пока остановимся. Сегодня мы предложили только одну меру, принятие которой позволит начать решать проблему пробок на московских дорогах.

Продолжение – в следующих публикациях.

Вам может быть интересно

Митинг в Тбилиси против законопроекта об иноагентах завершился
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?