Авторские колонки

23 апреля 2007, 16:37

Владимир Мединский: Грузовики в Москве

В прошлой публикации мы говорили о проблеме пробок и обещали предложить реальные меры, которые быстро, хотя и болезненно, должны решить эту, казалось бы, неразрешимую проблему в Москве.

«Политик отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а последний – о следующих поколениях»

(У. Черчилль)

Исходя из заданной нами темы «Что такое хорошо и что такое плохо», понятно, что проблема пробок – это плохо. Значит, все, о чем мы будем говорить дальше, относится к понятию «хорошо».

Иными словами, что хорошего надо сделать, чтобы проблема пробок в Москве была решена.

Итак. Первое. Запретить движение грузовиков в Москве днем!

На данный момент эти ограничения якобы есть. Хотя де-факто они абсолютно не соблюдаются. Есть ограничения на въезд большегрузных машин внутрь Садового кольца в целом и внутрь Третьего кольца в дневные часы. И то и другое является абсолютнейшей полумерой, и то и другое не соблюдается.

Если сегодня не принять такие, на первый взгляд непопулярные, меры, то будущего поколения у нас может просто не быть

Почему это происходит? Почему, выехав на Садовое или на Третье кольцо, мы нередко можем наблюдать абсолютнейший грузовой затор?

Потому что, во-первых, в ограничительных документах правительства Москвы сказано, что въезд разрешен для машин городских коммунальных служб, с этим мы согласимся, и машин, имеющих специальные пропуска. В этом-то и проблема. Как только появляется система специальных пропусков, любой запрет перестает работать. Пропуска эти есть у всех, они продаются на рынке. До недавнего времени годовой пропуск на въезд в центр Москвы можно было приобрести за 200–300 долларов, сейчас, говорят, они стоят чуть дороже. Продажа пропусков – отдельный бизнес.

Любой запрет, если вы хотите, чтобы он был эффективным, должен быть абсолютным. И никаких специальных пропусков! Въезд в центр города в дневные часы может быть разрешен только для машин типа «Газель» и городских аварийных служб. Для остального большегрузного транспорта – только в ночные часы.

Во всех столицах цивилизованного мира категорически запрещено движение грузовиков днем. Я проработал почти год в Вашингтоне и только один раз в пять утра видел грузовик, развозивший газету Washington Post. Притом что ситуация с пробками в Вашингтоне на порядок лучше, чем в Москве.

Необходимо разработать поэтапную программу полного перевода грузовиков на движение только в ночные часы (с 00.00 до 05.00). Сначала ввести абсолютный запрет на движение грузовиков внутри Садового кольца и по нему. Затем – абсолютный запрет на движение внутри Третьего кольца днем. Через несколько месяцев следующий этап – абсолютный запрет движения грузовиков внутри планируемого Четвертого кольца днем. И наконец, в финале – превращение МКАД во внутригородскую магистраль, то есть движение грузовиков должно быть запрещено в дневные часы и по МКАД.

Необходимо разработать поэтапную программу полного перевода грузовиков на движение только в ночные часы (с 00.00 до 05.00)
Сейчас у нас ситуация абсурдная, посты ГАИ находятся не снаружи МКАД, как это должно быть, а внутри. Это означает, что, выехав вечером, например, из Крылатского в Ясенево, вы сначала будете остановлены на выезде на Рублевку, а затем на въезде в Москву. Притом что из города вы, по сути, не выезжали.

Не буду комментировать действия сотрудников ГАИ. Но очевидно, что посты ГАИ должны быть вынесены за МКАД, а сама кольцевая дорога должна стать внутригородской магистралью. Для этого нужно, чтобы поток транзитных грузовиков не шел по МКАД и вообще максимально не шел через Москву.

Нужно строить нормальное «бетонное кольцо» в области с перехватывающими грузовики стоянками, разгрузочными терминалами и прочее, прочее.

Но даже сейчас, без этого строительства, практически с завтрашнего дня можно осуществить четкую, понятную программу по запрету движения грузовиков в черте города. Даже если предположить, что в рамках Третьего кольца Москвы есть точки, куда грузовики пока должны приезжать обязательно, уверен, что таких точек не так уж много. Значит, можно выделить конкретные «вылетные» улицы, по которым движение грузовиков будет разрешено. В конце концов, мы будем знать, что на этих десяти улицах грузовые пробки всегда, зато на остальных тысяче их нет.

Почему этот запрет не претворяется в жизнь?

Первое. Все потому же – люди, принимающие решения, имеют достаточно абстрактное представление о реальной транспортной ситуации в Москве. Могу сказать, что я еще три года назад писал докладную записку мэру столицы о транспортной обстановке в городе. Записка попала к одному из самых разумных и уважаемых московских чиновников, который искренне удивился и сказал, что не видит грузовиков в Москве. Тогда мы поинтересовались, как же он ездит на работу. Маршрут простой: Барвиха – Рублевка – Кутузовский – Новый Арбат. Действительно, сложно увидеть грузовики из окон тонированной А-8 на Кутузовском проспекте и Рублевке, пожалуй, единственных участках в городе, где движение грузового транспорта реально запрещено.

А вот чтобы поближе узнать жизнь москвичей, наверное, есть смысл самому сесть за руль и проехать по Варшавке, Ленинградке, Ярославке или Мичуринскому проспекту, столь любимому нашими городскими властями. Тогда станет понятно, как там обстоят дела с грузовиками.

Второе. Столь непопулярное решение, как полный запрет на въезд грузовиков в дневные часы в Москву, может вызвать недовольство строительного лобби, для которого процесс строительства якобы удорожается в связи с тем, что придется оплачивать труд в ночную смену по более высокому тарифу. Но, если разобраться, проблемы в этом нет. Уверен, найдется немало людей, желающих работать в ночную смену. Есть профессии, которые вообще предполагают работу в таком режиме, например машинисты метро, железнодорожники и целый ряд других, когда люди за труд в ночную смену получают соответствующую компенсацию.

И если строительные компании подумают на шаг вперед, то поймут, что эффективность процесса в целом повысится. Во-первых, грузовики перестанут терять время, простаивая в пробках. Во-вторых, повысится контроль за передвижением строительной техники. Не хочу вмешиваться в дела строителей, но все они прекрасно знают, сколько стройматериалов разворовывается, «сливается» налево по пути к строительному объекту. А когда можно будет прогнозировать по времени движение транспорта по Москве, левачить станет тяжелее.

Нужно строить нормальное «бетонное кольцо» в области с перехватывающими грузовики стоянками, разгрузочными терминалами и прочее, прочее
Третье. Сами водители грузовиков с подачи так называемых профсоюзов, если ситуацию не разъяснить, могут поднять волну возмущения. Нельзя исключить, что оболваненные водители выйдут на улицы, начнут их перекрывать и т. д. Чтобы этого не случилось, надо провести соответствующую разъяснительную работу, объяснить, что они не только не проиграют, но и в конечном счете выиграют. И работать будет комфортнее, и дышать легче, и зарплата станет больше.

Но мы, конечно, должны понимать, что все эти меры поначалу будут непопулярны. Вспомним слова У. Черчилля: «Политик отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а последний – о следующих поколениях».

Принятие непопулярных мер на первых порах может привести к снижению рейтинга. Но только на первых порах. У нас сейчас главы регионов в меньшей степени зависят от прямого волеизъявления избирателей. Как ни странно, в этом есть большой плюс, поскольку, будучи «выдвинуты к избранию» президентом, такой руководитель может вести себя более независимо от сиюминутного общественного мнения.

К слову, о будущих поколениях. Если сегодня не принять такие, на первый взгляд непопулярные, меры, то будущего поколения у нас может просто не быть. Во всяком случае, при такой экологической ситуации, как в Москве.

Даже по официальным данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в центре столицы содержание вредных веществ в атмосфере чудовищно. Оно в разы превышает аналогичные показатели других мировых столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка.

Первая причина – отсутствие любых «транспортных» запретов.

Вторая – то, что один наш грузовик чадит, как целая автоколонна каких-нибудь грузовиков Volvo, соответствующих евростандартам выброса в атмосферу вредных веществ. Притом что никаких колонн Volvo в евростолицах днем нет, а вот в Москве – бесконечные пробки из ЗИЛов и ГАЗов.

На этом пока остановимся. Сегодня мы предложили только одну меру, принятие которой позволит начать решать проблему пробок на московских дорогах.

Продолжение – в следующих публикациях.

Вам может быть интересно

Трамп заявил о прекращении финансирования Украины
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео с пьяной танцующей подругой

Макрон заявил о «козырях» Европы по конфликту на Украине

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

Зеленский назвал кандидатов на пост главы своего офиса

Глава киевского режима Владимир Зеленский впервые озвучил список кандидатов на должность главы своего офиса, куда вошли в том числе министр обороны Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров, а также глава ГУР Кирилл Буданов (внесен в список экстремистов и террористов в России).

Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Юрист назвал размер штрафов за проживание не по месту регистрации

Адвокат Евгений Гибудуллин из бюро «МУР» предупредил: за несоответствие места жительства адресу регистрации предусмотрены серьезные санкции.

Мерц и Макрон назвали «решающими» ближайшие дни для Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон объявили Владимиру Зеленскому о наступлении решающих дней для завершения конфликта на Украине.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Песков: Россия пока не знает результаты переговоров США и Украины во Флориде

Москва в данный момент не знает результатов переговоров между Вашингтоном и Киевом, состоявшихся во Флориде, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Суд вернул порт Туапсе государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру порта Туапсе, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов