В противоположность политике «затыкания дыр» и аврального решения возникающих проблем, экономическая политика России становится все более ориентированной на решение долгосрочных задач. Действительно, сегодня в числе приоритетных направлений российской политики фигурируют такие долгосрочные ориентиры, как решение демографической проблемы, модернизация изношенной инфраструктуры, диверсификация экономики. Разумеется, такого рода трансформации отчасти способствовал рост благосостояния страны за счет высоких цен на нефть. В то же время налицо и конкретные меры правительства, которые закладывают основу для систематического учета среднесрочных и долгосрочных вызовов для нашей экономики.
Важнейшим шагом в этом направлении стало создание Стабилизационного фонда в 2004 году. Если где-то и есть элемент «экономического чуда» в современной России, то именно применительно к Стабфонду – именно он стал основным оплотом стабильности как в бюджетной (за счет сдерживания текущих расходов), так и в кредитно-денежной сфере (за счет достижения низкой инфляции). Наконец, именно Стабфонд создает задел для российской экономики в долгосрочной перспективе на случай существенного снижения цен на нефть.
Если где-то и есть элемент «экономического чуда» в современной России, то именно применительно к Стабфонду
В текущем году правительство приняло ряд мер, которые еще более повышают возможности российской экономики решать долгосрочные задачи экономического развития. На состоявшемся 22 марта заседании правительства был одобрен первый в истории страны трехлетний бюджет на период с 2008 по 2010 г. К числу основных достоинств бюджета, который теперь должен быть представлен в Госдуму до 30 апреля, следует отнести переход к трехлетнему бюджетному планированию, разделение Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд будущих поколений, а также выделение ненефтяного бюджета.
Трехлетнее бюджетное планирование. Следует отметить, что многие государства составляют прогнозы основных макроэкономических индикаторов и бюджетных параметров на более длительный срок, однако Россия станет одной из немногих стран, расписывающих весь бюджет (включая отдельные расходные статьи) на среднесрочную перспективу. Основные преимущества трехлетнего бюджета заключаются в большей предсказуемости и стабильности бюджетных расходов, при этом долгосрочные расходы теперь в большей степени соотносятся с возможностями бюджета осуществлять их финансирование. Это особенно важно с точки зрения финансирования долгосрочных капиталовложений, поскольку ранее именно такие расходы нередко секвестрировались в угоду сиюминутным соображениям. Новый подход к бюджетному планированию должен позволить властям более равномерно осуществлять запланированные расходы в течение года, в противоположность резкому увеличению расходов в декабре, которое традиционно наблюдалось в предыдущие годы.
Ненефтяной бюджет. Основной смысл предложений – раздельный учет нефтегазовых и всех остальных доходов бюджета и четкое определение доли трансфертов в ненефтегазовый бюджет в процентном отношении к ВВП (в отличие от действующей в настоящее время цены отсечения на нефть в целях формирования Стабфонда). Подобная схема снижает зависимость бюджетной политики от качества прогнозов цен на нефть для каждого конкретного года. Отделение нефтяных доходов и составление ненефтяного бюджета должны привести к повышению прозрачности использования сверхдоходов от высоких цен на нефть. В отличие от порядка формирования Стабфонда, в который направлялись исключительно средства от экспортной пошлины на нефть и НДПИ, взимаемого с производителей нефти, в нефтяной бюджет будут также перечисляться налоговые поступления от газовой отрасли и сегмента нефтепереработки.
Министр финансов России Алексей Кудрин |
С точки зрения качества экономической политики российского правительства принятие трехлетнего бюджета имеет не меньшее значение, чем судьбоносные решения о создании Стабилизационного фонда и досрочном погашении государственного внешнего долга. Создание системы среднесрочного и долгосрочного поддержания экономической стабильности позволяет правительству также создавать платформы для финансирования инвестиционных проектов, призванных решать такие долгосрочные задачи, как модернизация инфраструктуры, повышение социальной защищенности населения и перевод экономики на инновационную основу. Именно такого рода платформы были созданы правительством в прошлом году.
Наиболее зрелой и действенной платформой решения долгосрочных задач в данный момент являются национальные проекты, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения. Средства, направленные на финансирование национальных проектов, уже привели к заметному росту инвестиций в здравоохранении и сельском хозяйстве. Инвестиционный фонд, созданный в прошлом году, призван финансировать развитие инфраструктуры, создание особых экономических зон направлено на активизацию регионального развития, в то время как Венчурный фонд должен финансировать инновационные проекты, способствуя диверсификации экономического развития страны.
Экономисты нередко обосновывают успехи «азиатских тигров» их концентрацией на решении долгосрочных задач и умением дальше смотреть в будущее в процессе принятия решений, чем их конкуренты. По мере того как вышеуказанные инструменты развития экономики начнут работать «на полную катушку», у России существенно расширятся возможности решения долгосрочных задач. В то же время следует отметить взаимозависимость инструментов развития экономики, таких как Инвестиционный фонд, и трехлетнего бюджета. Так же как подрыв основ среднесрочной бюджетной политики негативно скажется на реализации инвестиционных проектов, так и чрезмерная увлеченность «промышленной политикой» может привести к ослаблению бюджетной дисциплины. В этом отношении растущей дальновидности российской экономической политики еще предстоит выдержать испытание предстоящими выборами, а также нескончаемыми нападками со стороны различных групп интересов и лоббистов всех мастей.