Авторские колонки

22 октября 2007, 17:30

Дмитрий Бавильский: Увидеть «Федру» и не умереть

Не зря «Берег утопии» Тома Стоппарда в Российском академическом молодежном театре называют «главной премьерой сезона» – переплюнуть масштабы постановки в ближайшем будущем представляется вряд ли возможным.

«Берег утопии» – это три спектакля, то есть пять антрактов, 9 часов чистого сценического времени, 68 актеров, 70 персонажей, 1350 костюмов. До РАМТа «Берег утопии» («Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег») ставился только в Лондоне и Нью-Йорке, но только в Москве все три пьесы решились со второй попытки (МХТ не потянул) выпустить одновременно.

Вышел театральный марафон с погружением в историю ХIХ века, который начался в 12.00. Я пришел в РАМТ под сильным дождем, потом, во время каких-то перерывов, он прекращался, потом, во время следующего антракта, начинался снова...

Из театра я вышел после 22.00 и не могу сказать, что сильно уставший. Несмотря на то что предварительно я внимательно прочитал пьесу, антракт, каждый раз предъявляемый звуком корабельной рынды, заставал меня едва ли не врасплох, настолько закапываешься во взаимоотношения персонажей, большая часть из которых – покрытые слоем пыли жители хрестоматии.

Ибо на самом деле «Берег утопии», несмотря на весь культурологический и общественный пафос, очень личное, личностное высказывание

Важнейшая тема Стоппарда – взаимоотношение жизни и искусства, воображения и реальности; то, как реальность влияет на искусство (вскрытием приема здесь «Влюбленный Шекспир») и как искусство изменяет реальность.

«Берег утопии» примерно о том же самом: нам предъявлены люди, пытавшиеся изменить (и изменявшие) ход истории. Рядом с ними практически на равных действуют полчища близких, приятелей, недоброжелателей, анонимов.

Конечно, в первую очередь важны они – люди из хрестоматии (режиссер Алексей Бородин подчеркивает это тем, что Бакунина, Герцена, Огарева и Тургенева на разных этапах жизни – а трилогия охватывает около четырех десятков лет – играют одни и те же актеры, тогда как их окружение каждый раз меняется – ну помните, сколько раз в «Санта-Барбаре» меняли Мейсона или Джину?), однако свита, играющая короля, важна не меньше.

Стоппард все время пишет про мертвых людей. Обязательно мертвых, про тех, о ком мы точно знаем, что они мертвы.

Эффект, схожий со сценарной основой «Шестого чувства».

Стремление изменить мир в лучшую сторону, которым бредили Белинский и Маркс, Чернышевский и Грановский, Чаадаев и всякая социал-демократическая мишура, понятно, чем закончилось, – мысль эта очевидна и выходит в спектакле на первый план: октябрьским переворотом, диктатурой пролетариата, СССР, но они-то этого не знают, а мы знаем.

Мы находимся не только в выигрышном положении перед ними, слепо путешествующими и разбивающимися о ход истории, отчего пьеса читается не как социальная, а как экзистенциальная драма.

Дело в том, что мы знаем не только о плодах деяний господ из хрестоматии, но и о судьбах их близких – Любе, рано умершей сестре Бакунина, или о гибели глухонемого сына Герцена Коленьки, о смерти его же жены Натали и о смерти, ну, например, того же Белинского (факту его ухода в «Кораблекрушении» придается особое значение).

«Берег утопии» - это три спектакля, то есть пять антрактов, девять часов чистого сценического времени, 68 актеров, 70 персонажей, 1350 костюмов

Вытаскивая истории этих не оставивших и следа в хрестоматии людей, Стоппард переставляет акценты с общего на частное.

Ибо на самом деле «Берег утопии», несмотря на весь культурологический и общественный пафос, – очень личное, личностное высказывание.

Жизнь коротка, искусство вечно; да что толку – всех нас ожидает одна ночь, одна на всех. А мог бы просвистать скворцом, заесть ореховым пирогом... Ну вот Герцен ли, Бакунин ли просвистали, заели, а что толку?

Прах к праху.

Читая пьесу, я обращал внимание на многотрудные идеологически насыщенные монологи, к которым Стоппард искусно свел credo каждого из фигурантов.

Кропотливая и ювелирная работа – свести томы и томы, сотни страниц к сжатой и вполне сценической квинтэссенции. Однако спектакль А.Бородина показал, что главное в «Береге утопии» вовсе не идеи, но пот и слезы реально живших и путающихся друг в друге людей.

Очень точным оказался подзаголовок рецензии на премьеру в РАМТе из «Ведомостей». Олег Зинцов отметил, что постановка «Берега утопии» стала явлением не столько театральной, сколько культурной, общественной жизни.

И дело здесь даже не в злободневности интеллигентских лозунгов и исканий, а также в совпадении (впрочем, случайном) реалий лондонской эмиграции российских изгнанников (все эти переклички и актуализации лишь подтверждают, что Стоппард написал настоящую, стоящую вещь).

Куда важнее возможность вот такого многочасового, интеллектуально насыщенного действа, возможность однодневной драмы идей, вырывающей тебя напрочь из привычного бытового контекста.

Современное искусство практически все дозировано и порционно. Мало кто так сильно заботится о комфорте потребителя, как продюсеры от текущего культурного процесса. Продать здесь важнее, чем насытить, из-за чего нынешние артефакты напоминают блюда из дорогого ресторана. Изысканно и красиво, дорого и богато, но, приходя домой после такой трапезы, срочно хочется залезть в холодильник.

Все это приводит к тому, что искусство лишается главного своего свойства – быть чем-то таким, чего нет в повседневности и в обыденной жизни, ибо отныне искусство является сферой обслуживания и потребления, оно встроено в быт и окружено бытом как самой что ни на есть тяжелой, тяжеловесной рамой.

Искусством сегодня, как правило, назначаются сугубо успешные явления, имеющие значительный рекламный бюджет и промоушен, однако же, как ни странно, именно эти медийные усилия сводят на нет, вымывают, буквально ведь вымывают, из актуальных новинок остатки художественного смысла.

Это очень хорошо чувствует, ну, например, Земфира*, которая хотя и не гнушается громокипящей рекламной кампании, однако же делает на своей последней пластинке принципиальный неформат.

В день, когда «Спасибо» появилось в продаже, я зашел в один из музыкальных супермаркетов и увидел, что Земфира права – ставить свой диск рядом с этим бесконечным потоком сиплых да ряженых – почти буквально означает не уважать себя и плоды своего собственного труда. Впрочем, не лучшая ситуация обстоит и с книжными магазинами.

Этим самым, кстати, я не призываю игнорировать мейнстримные устремления продюсеров и уходить в гордое эстетическое подполье, ибо андеграунд – это тоже ведь не панацея.

Процессы, ныне происходящие в современном изобразительном искусстве или, например, театре (может быть, за немногочисленными исключениями, которые легко пересчитать по пальцам), – яркий пример того, что даже экспериментальные и радикальные выставки и постановки оказываются изнутри полыми или даже пустыми.

Не зря «Берег утопии» Тома Стоппарда в Российском Академическом Молодежном Театре называют «главной премьерой сезона»

Это объекты в виде фильмов, спектаклей или книг, которые не насыщают смыслами или впечатлениями, несмотря на ловкость исканий и базовых концептов. Здесь форма перекошена и недотягивает, тут в содержании брешь недержания…

Словно бы у всех у них внутри – насыщенный белый цвет или же белый шум тотального отсутствия.

Вот почему важен многочасовой спектакль, чья основа счастливо избежала бездушного постмодерна, ибо основа его, «Былое и думы» Александра Герцена, оказалась столь мощно заряжена эпическим началом, что даже и многомудрая переделка первоисточника не убила его первородный дух.

Тут, конечно же, форма важнее содержания, ибо подобная трилогия в истории русского театра уже существовала – разумеется, я имею в виду «Большевиков» Михаила Шатрова, поставленных Олегом Ефремовым в «Современнике». На ней я видел точно такие же лихорадочно горящие глаза актеров и зал, в едином порыве встающий под финальное исполнение «Интернационала».

Как символично, что «Интернационал» исполняют и в «Береге утопии», но, правда, уже с прямо противоположным знаком.

Хотя глаза актеров-заединщиков точно так же горят светом общего дела и общего смысла. Форма, конечно, важнее, потому что только неформат, перпендикулярный коммерческой надобе, настоянный на эпике, способен щипцами количества (диалектично переходящего в иное качество) вытащить зрителя из бытовухи.

Лев Додин не зря уже долгие годы предпочитает ставить в Малом драматическом широкоформатные, многосерийные постановки из русской прозы. Недавняя премьера эпоса «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, ставшего важным, знаковым событием последнего времени (что рядом поставить? Вот только если «Берег утопии»), милее мне побед на всех Каннских и оскаровских фестивалях мира.

Впрочем, и за бугром понимают, что жизнь теперь стала настолько разнообразна и быстра, что человека следует выдирать из сиюминутности эпическими объемами.

Не зря лауреаты западных литературных премий толстеют и разбухают год от года. Ну а режиссеры, еще до конца не утратившие художественных амбиций, воюют с продюсерами, прежде всего за хронометраж.

Вот и Гарри Поттер от тома к тому растет не только от ребенка к юноше, но и, кажется, количеством страниц…

Эпос может рядиться в одежды телевизионного мыла, но и здесь каждый вечер в час назначенный зритель приникает к традиционной истории с архетипическим «продолжение следует».

Эпос может мимикрировать и под треш, как у Квентина Тарантино, и под брехтовское отстранение, как у Ларса фон Триера, однако важно заметить и вовремя оценить, что, несмотря на скорости жизни и клипового мышления, потребности человеческие остаются такими же, как и раньше.

Зря, что ли, Бродский как-то обронил, что всерьез можно говорить только об истории костюма?

И тут самое время вспомнить о древнегреческих представлениях, тянувшихся целый день. Опытный греческий зритель запасался закусками и едой, брал из дома подушечку для возлежания в амфитеатре и едва ли не на сутки выпадал из реальности для того, чтобы погрузиться в душеподъемную реальность богов и героев.

Когда бы грек увидел наши игры…

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Путин определил национальные цели развития России
Темы дня

Путин поставил себе цели на новый президентский срок

Владимир Путин в пятый раз вступил в должность президента России. В ходе инаугурации российский лидер дал присягу народу и выступил с речью, где озвучил ключевые приоритеты своей работы. Церемония также включала смотр Кремлевского полка и благодарственный молебен в Благовещенском соборе. Эксперты считают, что инаугурация показала, какие ценности Россия будет отстаивать и продвигать в будущем.

Украина стала наглядным пособием для друзей России

США хотят реализовать в отношении Венесуэлы сценарий Украины. Об этом заявил венесуэльский лидер Николас Мадуро, комментируя состояние отношений с соседней Гайаной. Мадуро не единственный, кто проводит подобные параллели: Украина стала наглядным пособием для друзей России в мире, что очень беспокоит США.

В Аргентине началось рассмотрение дела об экстрадиции россиянина Чуркина на Украину

Производитель рассказал об электромотоцикле Aurus Merlon

За информацию о россиянине из хакерской группировки LockBit пообещали миллионы долларов

Новости

Перестрелка произошла на границе Киргизии и Таджикистана

Перестрелка между жителями Таджикистана и киргизскими пограничниками произошла на киргизско-таджикском участке госграницы, сообщила пограничная служба киргизского Государственного комитета национальной безопасности.

Правительство Шотландии возглавил лидер националистов

Новый лидер Шотландской национальной партии (ШНП) Джон Суинни занял пост главы правительства британской автономии, об этом было объявлено после голосования, сообщает вещательная корпорация BBC.

Посольство в Берлине потребовало снять запрет на флаги России в День Победы

Решение властей Берлина запретить демонстрацию флагов, символов и другой атрибутики, связанной с Днем Победы и освобождением Германии и Европы от нацизма, является неприемлемым, заявили в посольстве России в ФРГ.

Россия решила открыть посольство в Сьерра-Леоне

Россия до конца года намерена открыть новые дипломатические представительства на Африканском континенте, в том числе в столице Сьерра-Леоне во Фритауне, заявил исполняющий обязанности министра иностранных дел России Сергей Лавров.

Названа дата встреч кандидата на пост премьера с фракциями Госдумы

Думские фракции встретятся с кандидатом на пост премьер-министра России 10 мая.

Стало известно, какую картину рассматривал Путин перед инаугурацией

Картина, на которую по пути на церемонию инаугурации обратил внимание президент Владимир Путин, называется «Музыкальный натюрморт» студентки Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Дарьи Веселовой, сообщили в пресс-службе академии.

В Австрии заявили об отсутствии планов вступать в НАТО

Австрия не планирует становиться членом НАТО, заявил глава МИД страны Александер Шалленберг на фоне сообщений СМИ о планах Вены нарастить сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

Первые встречи после инаугурации Путин провел с Рошалем и со своей учительницей

Президент России Владимир Путин встретился с детским хирургом, президентом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем и своей школьной учительницей Верой Гуревич, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Стала известна дата визита Мирзиеева в Москву

Глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев осуществит рабочую поездку в Москву 8-9 мая для присутствия на мероприятиях, приуроченных к 79-й годовщине Победы, сообщила пресс-служба узбекского президента.

Эксперты оценили данные о срыве покушения на Зеленского

Заявление СБУ о том, что ФСБ якобы планировала покушение на Владимира Зеленского, выглядит сомнительным. Речь идет скорее о спонтанном шаге украинских офицеров, которые хотят спасти страну, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее СБУ разоблачила на Украине «сеть агентов ФСБ», а также задержала двух полковников управления госохраны, которых обвиняют в попытке покушения на Зеленского.

Кадыров призвал освободить Одессу и Харьков после Дня Победы

Россию ждут приятные изменения в политическом плане и в зоне СВО после 9 мая, необходимо освободить Одессу и Харьков, заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава Чечни Рамзан Кадыров.

Белоруссия начала внезапную проверку носителей тактического ядерного оружия

Главнокомандующий Вооруженными силами Белоруссии, президент страны Александр Лукашенко во вторник поручил провести синхронизированную с Россией внезапную проверку сил и средств носителей нестратегического ядерного оружия, сообщил глава Минобороны республики Виктор Хренин.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Владимир Можегов: Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.

Андрей Медведев: Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?