Авторские колонки

22 октября 2007, 17:30

Дмитрий Бавильский: Увидеть «Федру» и не умереть

Не зря «Берег утопии» Тома Стоппарда в Российском академическом молодежном театре называют «главной премьерой сезона» – переплюнуть масштабы постановки в ближайшем будущем представляется вряд ли возможным.

«Берег утопии» – это три спектакля, то есть пять антрактов, 9 часов чистого сценического времени, 68 актеров, 70 персонажей, 1350 костюмов. До РАМТа «Берег утопии» («Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег») ставился только в Лондоне и Нью-Йорке, но только в Москве все три пьесы решились со второй попытки (МХТ не потянул) выпустить одновременно.

Вышел театральный марафон с погружением в историю ХIХ века, который начался в 12.00. Я пришел в РАМТ под сильным дождем, потом, во время каких-то перерывов, он прекращался, потом, во время следующего антракта, начинался снова...

Из театра я вышел после 22.00 и не могу сказать, что сильно уставший. Несмотря на то что предварительно я внимательно прочитал пьесу, антракт, каждый раз предъявляемый звуком корабельной рынды, заставал меня едва ли не врасплох, настолько закапываешься во взаимоотношения персонажей, большая часть из которых – покрытые слоем пыли жители хрестоматии.

Ибо на самом деле «Берег утопии», несмотря на весь культурологический и общественный пафос, очень личное, личностное высказывание

Важнейшая тема Стоппарда – взаимоотношение жизни и искусства, воображения и реальности; то, как реальность влияет на искусство (вскрытием приема здесь «Влюбленный Шекспир») и как искусство изменяет реальность.

«Берег утопии» примерно о том же самом: нам предъявлены люди, пытавшиеся изменить (и изменявшие) ход истории. Рядом с ними практически на равных действуют полчища близких, приятелей, недоброжелателей, анонимов.

Конечно, в первую очередь важны они – люди из хрестоматии (режиссер Алексей Бородин подчеркивает это тем, что Бакунина, Герцена, Огарева и Тургенева на разных этапах жизни – а трилогия охватывает около четырех десятков лет – играют одни и те же актеры, тогда как их окружение каждый раз меняется – ну помните, сколько раз в «Санта-Барбаре» меняли Мейсона или Джину?), однако свита, играющая короля, важна не меньше.

Стоппард все время пишет про мертвых людей. Обязательно мертвых, про тех, о ком мы точно знаем, что они мертвы.

Эффект, схожий со сценарной основой «Шестого чувства».

Стремление изменить мир в лучшую сторону, которым бредили Белинский и Маркс, Чернышевский и Грановский, Чаадаев и всякая социал-демократическая мишура, понятно, чем закончилось, – мысль эта очевидна и выходит в спектакле на первый план: октябрьским переворотом, диктатурой пролетариата, СССР, но они-то этого не знают, а мы знаем.

Мы находимся не только в выигрышном положении перед ними, слепо путешествующими и разбивающимися о ход истории, отчего пьеса читается не как социальная, а как экзистенциальная драма.

Дело в том, что мы знаем не только о плодах деяний господ из хрестоматии, но и о судьбах их близких – Любе, рано умершей сестре Бакунина, или о гибели глухонемого сына Герцена Коленьки, о смерти его же жены Натали и о смерти, ну, например, того же Белинского (факту его ухода в «Кораблекрушении» придается особое значение).

«Берег утопии» - это три спектакля, то есть пять антрактов, девять часов чистого сценического времени, 68 актеров, 70 персонажей, 1350 костюмов

Вытаскивая истории этих не оставивших и следа в хрестоматии людей, Стоппард переставляет акценты с общего на частное.

Ибо на самом деле «Берег утопии», несмотря на весь культурологический и общественный пафос, – очень личное, личностное высказывание.

Жизнь коротка, искусство вечно; да что толку – всех нас ожидает одна ночь, одна на всех. А мог бы просвистать скворцом, заесть ореховым пирогом... Ну вот Герцен ли, Бакунин ли просвистали, заели, а что толку?

Прах к праху.

Читая пьесу, я обращал внимание на многотрудные идеологически насыщенные монологи, к которым Стоппард искусно свел credo каждого из фигурантов.

Кропотливая и ювелирная работа – свести томы и томы, сотни страниц к сжатой и вполне сценической квинтэссенции. Однако спектакль А.Бородина показал, что главное в «Береге утопии» вовсе не идеи, но пот и слезы реально живших и путающихся друг в друге людей.

Очень точным оказался подзаголовок рецензии на премьеру в РАМТе из «Ведомостей». Олег Зинцов отметил, что постановка «Берега утопии» стала явлением не столько театральной, сколько культурной, общественной жизни.

И дело здесь даже не в злободневности интеллигентских лозунгов и исканий, а также в совпадении (впрочем, случайном) реалий лондонской эмиграции российских изгнанников (все эти переклички и актуализации лишь подтверждают, что Стоппард написал настоящую, стоящую вещь).

Куда важнее возможность вот такого многочасового, интеллектуально насыщенного действа, возможность однодневной драмы идей, вырывающей тебя напрочь из привычного бытового контекста.

Современное искусство практически все дозировано и порционно. Мало кто так сильно заботится о комфорте потребителя, как продюсеры от текущего культурного процесса. Продать здесь важнее, чем насытить, из-за чего нынешние артефакты напоминают блюда из дорогого ресторана. Изысканно и красиво, дорого и богато, но, приходя домой после такой трапезы, срочно хочется залезть в холодильник.

Все это приводит к тому, что искусство лишается главного своего свойства – быть чем-то таким, чего нет в повседневности и в обыденной жизни, ибо отныне искусство является сферой обслуживания и потребления, оно встроено в быт и окружено бытом как самой что ни на есть тяжелой, тяжеловесной рамой.

Искусством сегодня, как правило, назначаются сугубо успешные явления, имеющие значительный рекламный бюджет и промоушен, однако же, как ни странно, именно эти медийные усилия сводят на нет, вымывают, буквально ведь вымывают, из актуальных новинок остатки художественного смысла.

Это очень хорошо чувствует, ну, например, Земфира*, которая хотя и не гнушается громокипящей рекламной кампании, однако же делает на своей последней пластинке принципиальный неформат.

В день, когда «Спасибо» появилось в продаже, я зашел в один из музыкальных супермаркетов и увидел, что Земфира права – ставить свой диск рядом с этим бесконечным потоком сиплых да ряженых – почти буквально означает не уважать себя и плоды своего собственного труда. Впрочем, не лучшая ситуация обстоит и с книжными магазинами.

Этим самым, кстати, я не призываю игнорировать мейнстримные устремления продюсеров и уходить в гордое эстетическое подполье, ибо андеграунд – это тоже ведь не панацея.

Процессы, ныне происходящие в современном изобразительном искусстве или, например, театре (может быть, за немногочисленными исключениями, которые легко пересчитать по пальцам), – яркий пример того, что даже экспериментальные и радикальные выставки и постановки оказываются изнутри полыми или даже пустыми.

Не зря «Берег утопии» Тома Стоппарда в Российском Академическом Молодежном Театре называют «главной премьерой сезона»

Это объекты в виде фильмов, спектаклей или книг, которые не насыщают смыслами или впечатлениями, несмотря на ловкость исканий и базовых концептов. Здесь форма перекошена и недотягивает, тут в содержании брешь недержания…

Словно бы у всех у них внутри – насыщенный белый цвет или же белый шум тотального отсутствия.

Вот почему важен многочасовой спектакль, чья основа счастливо избежала бездушного постмодерна, ибо основа его, «Былое и думы» Александра Герцена, оказалась столь мощно заряжена эпическим началом, что даже и многомудрая переделка первоисточника не убила его первородный дух.

Тут, конечно же, форма важнее содержания, ибо подобная трилогия в истории русского театра уже существовала – разумеется, я имею в виду «Большевиков» Михаила Шатрова, поставленных Олегом Ефремовым в «Современнике». На ней я видел точно такие же лихорадочно горящие глаза актеров и зал, в едином порыве встающий под финальное исполнение «Интернационала».

Как символично, что «Интернационал» исполняют и в «Береге утопии», но, правда, уже с прямо противоположным знаком.

Хотя глаза актеров-заединщиков точно так же горят светом общего дела и общего смысла. Форма, конечно, важнее, потому что только неформат, перпендикулярный коммерческой надобе, настоянный на эпике, способен щипцами количества (диалектично переходящего в иное качество) вытащить зрителя из бытовухи.

Лев Додин не зря уже долгие годы предпочитает ставить в Малом драматическом широкоформатные, многосерийные постановки из русской прозы. Недавняя премьера эпоса «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, ставшего важным, знаковым событием последнего времени (что рядом поставить? Вот только если «Берег утопии»), милее мне побед на всех Каннских и оскаровских фестивалях мира.

Впрочем, и за бугром понимают, что жизнь теперь стала настолько разнообразна и быстра, что человека следует выдирать из сиюминутности эпическими объемами.

Не зря лауреаты западных литературных премий толстеют и разбухают год от года. Ну а режиссеры, еще до конца не утратившие художественных амбиций, воюют с продюсерами, прежде всего за хронометраж.

Вот и Гарри Поттер от тома к тому растет не только от ребенка к юноше, но и, кажется, количеством страниц…

Эпос может рядиться в одежды телевизионного мыла, но и здесь каждый вечер в час назначенный зритель приникает к традиционной истории с архетипическим «продолжение следует».

Эпос может мимикрировать и под треш, как у Квентина Тарантино, и под брехтовское отстранение, как у Ларса фон Триера, однако важно заметить и вовремя оценить, что, несмотря на скорости жизни и клипового мышления, потребности человеческие остаются такими же, как и раньше.

Зря, что ли, Бродский как-то обронил, что всерьез можно говорить только об истории костюма?

И тут самое время вспомнить о древнегреческих представлениях, тянувшихся целый день. Опытный греческий зритель запасался закусками и едой, брал из дома подушечку для возлежания в амфитеатре и едва ли не на сутки выпадал из реальности для того, чтобы погрузиться в душеподъемную реальность богов и героев.

Когда бы грек увидел наши игры…

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Эксперимент по сдаче двух предметов на ОГЭ расширен до 12 регионов
Темы дня

Новые авиабомбы отрезают кратчайший путь военного снабжения Украины

Украина дождалась серьезного ответа России на удары ВСУ по гражданскому судоходству. Сразу несколько видов различных боеприпасов – в том числе новейшие авиабомбы с реактивными двигателями – были использованы для поражения объектов в Одесской области. Каким оказался эффект и почему перед нами нечто большее, чем просто акт возмездия?

В Литве душат массовый запрос на налаживание отношений с Россией

В Литве теперь на митингах требуют «сказать нет всем, кто вновь и вновь повторяет, что «при русских жить было лучше». А все потому, что в стране явно формируется новая влиятельная политическая сила, выступающая за налаживание отношений с Россией и Белоруссией – и не желающая отдавать последнюю рубашку киевскому режиму. Что это за сила и как ее пытаются уничтожить?

Американский словарь назвал слово года

Сменившего спортивное гражданство шахматиста Федосеева лишили звания гроссмейстера

Долина после продажи квартиры просила оставить ей пианино

Новости

Названы потери американского бизнеса из-за санкций

Прямой удар по американскому бизнесу в результате западных санкций достиг примерно 100 млрд долларов, заявил глава Американской торговой палаты (AmCham) в России Роберт Эйджи.

Испания предоставила Украине 2 млрд евро помощи

Премьер Испании Педро Санчес заявил о предоставлении Украине 2 млрд евро в виде разнообразной помощи, включая военную.

Ирландия захотела вступить в НАТО

Республика Ирландия рассматривает возможность присоединения к НАТО, используя в качестве предлога предполагаемую «российскую угрозу», сообщает портал Euractiv.

Каллас объявила о поддержке Евросоюзом Армении по примеру Молдавии

Европейский союз готовится рассмотреть меры поддержки Армении в период проведения парламентских выборов, уделяя особое внимание вопросам противодействия иностранному влиянию. Об этом заявила глава евродипломатии Кая Каллас.

ЕС добавил в черный список 40 танкеров «теневого флота»

Главы МИД Европейского союза внесли в черный список 40 танкеров, подозреваемых в перевозке российской нефти.

Сийярто: Венгрия против военной миссии ЕС на Украине

Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто отметил, что Будапешт не позволит отправить европейскую военную учебную миссию на территорию Украины.

Первая российская гигафабрика накопителей энергии введена в Калининградской области

В Калининградской области начал работу первый в России завод полного цикла по выпуску литийионных накопителей энергии промышленного масштаба. Топливный дивизион «Росатома» (управляющая компания – АО «ТВЭЛ») ввел в опытно-промышленную эксплуатацию так называемую «гигафабрику» в Неманском районе, заложив основу для формирования в стране новой высокотехнологичной отрасли.

Российские ученые создали первые в мире светящиеся растения с генами грибов

Человечество сможет выращивать светящиеся цветы и другие растения благодаря расшифровке молекулярных механизмов биолюминесценции, сообщил доктор химических наук Илья Ямпольский, лауреат Национальной премии будущих технологий «Вызов» 2025 года.

Путин подписал закон, позволяющий самозанятым получать оплачиваемый больничный

С 1 января 2026 года по 31 декабря 2028 года на всей территории России стартует эксперимент по добровольной уплате самозанятыми взносов на социальное страхование.

Лавров: Европа использует конфликт на Украине, чтобы ставить палки в колеса США

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что представители европейских стран используют конфликт на Украине для собственных целей.

Долина подала в Верховный суд возражения на жалобу покупательницы квартиры

Защита певицы Ларисы Долиной подала в Верховный суд России возражения относительно жалобы покупательницы квартиры Полины Лурье.

Wildberries & Russ приобрела сеть «Рив гош»

Объединенная компания Wildberries & Russ завершила процедуру покупки парфюмерно-косметической сети «Рив гош», оформив все необходимые юридические детали сделки.
Мнения

Леонид Цуканов: У России и Индии растет круг общих тем

Дружба Москвы и Дели приближается к 80-летней отметке, но потенциал сближения еще не исчерпан – особенно на межпартийном уровне.

Борис Джерелиевский: Как Европа будет воевать с Россией, если будет

По Европе бродит призрак войны с Россией, и даже называется время ее начала – 2030 год. Но что может измениться к этому времени? Во-первых, французы и англичане могут попытаться обзавестись тактическим ядерным оружием, чтобы попытаться реализовать сомнительную идею «ограниченной ядерной войны».

Дмитрий Родионов: США пытаются завоевать Венесуэлу без войны

Трамп не может игнорировать возможную реакцию России и Китая, которая обязательно будет, учитывая их интересы в Венесуэле и вложенные в нее суммы. Разумеется, ни Москва, ни Пекин не будут воевать за Венесуэлу напрямую, но ведь и в Корее, и во Вьетнаме напрямую не воевали.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов