Что ли пресловутый ребрендинг их там будоражит: кто не успел, тот опоздал? Ну, НХЗ как НХЗ, Прошутинская как Прошутинская (Дементьева отцепили еще в конце прошлого сезона). Интересно разве то, что обсуждалась тема «Дискредитировано ли музейное сообщество скандалом в Эрмитаже?». Не важно, как обсуждалась, дело в другом: за отпускные месяц-полтора-два произошло много разного, в обычное время все это тут же попало бы в телевизор. Но теперь-то все это уже запоздало – когда этот Эрмитаж-то был? Никакой свежести восприятия.
Футболисты в России котируются девушками на уровне олигархов, потому что они получают до фига денег, причем без разницы, как они играют
Но вот так начало сезона и сложится: все будут вылезать из отдыха и копаться в том, что накопилось. Свежести реакций не будет, зато есть консервы из тем, на месяц хватит. То же самое у телекритиков. И они начинают уже писать свои еженедельные колонки – а с чего начать? Понятно, что с того же ТВЦ, ставшего «Ц», – ребрендинги бывают нечасто, к тому же – что еще в отрасли произошло? Так, мелочи. Грандиозно на «Ц» выбрали время, это же просто какой-то полководческий талант – угадать момент. В результате чисто за счет августовского отсутствия конкурентов канал оказался как бы даже и в четверке основных, куда ранее просунуться никак не мог.
Вообще же перемены на «Ц» как перемены, ничего сверхъестественного. Есть некоторые новинки, в том числе достаточно жесткий формат «Отдела Х» и «Нашей версии», так ведь схожие процессы идут и на других каналах. Но там в розницу, а не оптом, поэтому и не так заметно. Но в массовой модификации есть и неприятность: выкатишь ребрендинг в пустое время, все отсмотрят, и именно в этот момент и сложится впечатление. Позже его уже не изменить, даже если что-то и дообработал. А без доработок никак. Например, сомнительным оказался переезд «Времечка», ставшего «Новым времечком», из ночи в середину дня (теперь у них час эфира с 16.30 до 17.30).
Суетятся они там, друг друга перебивают, торопятся, хотя время эфира и увеличено. Студия у них теперь большая, зрители при ней – сидят граждане, кое-кого иногда поднимают с места, чтобы озвучить заготовленный месседж. Ведущие говорят настолько убитыми штампами, что даже неловко. И не за них даже, а просто за телевизор. Скажем, сюжет о мальчике, у которого рак крови, и тут бодренький, воодушевленный девичий голос за кадром: «Он оказался одним из немногих детей, которым ставят этот страшный диагноз!» А вот уфимская сотрудница программы А. Сулейманова о старушке, которой год назад помогли, а теперь съездили проведать: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Старушек они приручают, понимаешь ли. На этом фоне и «одел форму» от Василькова уже не воспринимается как ляп. Там это нормально.
Ведущий «Нового времечка» Дмитрий Быков (фото ИТАР-ТАСС) |
Наверное, время эфира виновато. Одно дело – ночью, не спеша, даже если и тараторя. А тут – среди бела дня. Нелепо все как-то, формат колдобится, – какой он вообще имеется в виду? Ну да, захотел канал дневное ток-шоу, что поделаешь, хотя какое тут шоу. Пока все больше самопиар (как мы всем вокруг помогаем), понятно – знакомят дневной народ с собой. Может, они потом успокоятся и появится какой-нибудь смысл? Только кто ж это будет еще раз исследовать? Вообще, какая аудитория в полпятого? Ясно, что не та, что ночью, ночью – те, кто не спят, а кино смотреть не хотят: что-то на экране бормочет, самодеятельность так самодеятельность, нормально. А днем? Ну, может, тоже все равно в пять дня...
И чтобы покончить с темой ребрендинга «Ц»: исследование новой линейки «В центре внимания». На неделе там четыре программы, выходят в 22.20, любопытно, но зависит от выпуска. Ведущих четверо: Марина Канцлер, Александр Анучкин, Кирилл Малахов, Николай Сердцев. Малахова отследить не удалось. Про остальных. Сердцев вел программу о взаимоотношениях женщин и футбола. Взаимоотношения рассматривались изнутри. Имелись женщина-судья, женщина-организатор фанов ЦСКА на трибуне (интересно, в Ружомбероке она руководила?), женщина-футболист и т. п. А также с другой, но тоже активной стороны: «современные женщины ходят на футбол с той же целью, с которой мужчины XIX века ходили на балет». Версию подтверждает солистка группы «Рефлекс»: «Для меня самый привлекательный момент, когда они снимают майки после игры». Спортивная журналистка Елена Вайцеховская поясняет, что девушки часто идут в спортивные журналистки, чтобы выйти замуж за футболиста. Потому что футболисты в России котируются девушками на уровне олигархов, потому что они получают до фига денег, причем без разницы, как они играют. В сумме получилось весело и даже безбашенно (в хорошем смысле).
Версия от Анучкина была скучной, выпуск был про китайскую диаспору и состоял из набора основных штампов, которые есть по данному поводу. Сколько китайцев на свете – нелегалы – Черкизовский рынок – нелегалы – «Триада» – преступность – порнография – каллиграфия – китайская кухня – нелегалы – ушу/Шаолинь – китайский цирк – нелегалы. Мораль: а куда денешься, когда их уже миллион? В общем, все, что вы могли бы сказать не думая по данному поводу, только не знали зачем.
Работники паспортных столов не дают никакой подписки о неразглашении (фото ИТАР-ТАСС) |
Канцлер. Это уже хорошая журналистика. Речь про пластические операции, но от гламура быстро перешли к использованию смены морды лица криминалитетом и революционерами с выходом на тему защиты свидетелей. И там уже совсем всерьез. Следователь Зайцев сообщает, что самая эффективная мера защиты – охрана. Зайцев-то знает, что говорит, он занимался «мебельными делами». Его охрана спасла, а вот свидетеля в защиту таможенников так и убили после того, как он дал показания. В охраняемом госпитале. И внешность изменить ему не смогли – средств у следствия нет. Второй случай из жизни. Оксана Костина сообщает, что вся эта программа защиты в России не работает: «Как все это происходит: новый паспорт, а получать надо как обычно – в паспортном столе. А работники паспортных столов не дают никакой подписки о неразглашении». Костина ситуацию знает, «она уже не раз пожалела, что решилась давать показания в связи с ЮКОСом», ей бомбу под машину уже подкладывали. Менять внешность – тоже никаких гарантий, что врач не продаст медицинскую карту. Вот так из вполне общей темы выскочили два сильных свидетельства по поводу двух весьма известных дел: мебельщиков и ЮКОСа. Причем с авторами программы люди говорят как-то совершенно нараспашку. Вот г-н Карышев, которого называют «бандитским адвокатом». В кадре Карышев это категорически отрицает, но как… «Нельзя говорить, что я адвокат мафии. Я защищал и Юлию Тимошенко, когда она еще не была премьером!» Короче, это любопытный проект. Может получиться даже этакое «Дискавери». А если там и грубая конкретика всплывает, так у нас только так и надо, чтобы «Дискавери» был с конкретикой.
Еще про историю. В прошлом обзоре упоминался фильм о Хрущеве, несколько нетипичный – история там уже не рассматривалась через личное отношение к политику. Хрущев выглядел уже нейтральным фактом жизни – не так чтобы вне оценок, только оценки эти были уже вне эмоциональны: откуда взялся, как пробился, что натворил. Зачем тут личные чувства? Любопытно, что это касается не только свежих фильмов. На «Культуре» был повтор фильма про Алексея Каплера (сценарист, многолетний ведущий «Кинопанорамы»), и что же – при всем количестве политических персонажей, имевшихся в фильме, все они выглядели не более чем неизбежный фон. Обстоятельства времени и точка. Как объяснить… Они уже не влияют лично на гражданина, а просто создают обстоятельства, в которых приходится жить. Теперь все они перестали быть какими-то демиургами, прямо влияющими на человека и после своей смерти. И Сталин, и Хрущев, и кто угодно. У них срок годности исчерпан, батарейки сдохли.
А вот было ли это ощущение в 2001 году, которым датирован фильм про Каплера? Похоже, что нет, так что важно не то, как снято, а как воспринимается. Так что это уже нынешнее отсутствие чрезмерно личной реакции на фамилии вождей и начальства. Вот это уже совсем интересно: история, похоже, сменила кожу, а новая кожа еще не поротая. А это меняет многое, тем более для телевидения. Например, есть ли еще кому-нибудь дело до министра Щелокова? Во вторник показывают, по «России»...
* Признан(а) в РФ иностранным агентом