Авторские колонки

3 июля 2006, 14:57

Павел Руднев: Театрик с Малой Бронной

Театр на Малой Бронной – самый смешной театр Москвы. По крайней мере, у него самое смешное руководство. Ему ничего не нравится. У него, как у Туркменбаши, всегда есть свое особое мнение.

Режиссура – и хорошая, и плохая, элитная и попсовая – здесь долго не задерживается. Отсюда уходят только со скандалом – в течение последних десятилетий. Здесь испытали пощечины судьбы Анатолий Эфрос, Владимир Портнов, Александр Дунаев, Сергей Женовач, Андрей Житинкин. Сегодня театр возглавил режиссер Леонид Трушкин – уже можно предположить, что в ближайшие несколько лет театральная Москва будет следить за схваткой двух «монстров»: директора Ильи Когана и худрука Леонида Трушкина.

Вместе с именем нового главы злополучного, окончательно растерявшего весь свой былой авторитет театра его куратор и финансовый донор Комитет по культуре города Москвы объявил о следующем: вскоре управленческая структура в театрах города будет меняться. Пока в столице существуют две формы отношений «власть – театр». На договоре у Комитета по культуре может находиться как директор театра, так и художественный руководитель. Таким образом, в театре может главенствовать или исполнительная, или «законодательная», художественная власть. Соответствующим образом строится и иерархия в самом театре: если договор с комитетом заключает директор, то весь театр находится соответственно у него на договоре и «на ковре». Или если комитет разговаривает с худруком, то у худрука все столуются.

В любом случае очень жаль, что законодательные акты у нас формируются «от противного», а не от здравого смысла

Комитет по культуре, по крайней мере, попытается в ближайшее время отказаться от такой вариативной формы правления и станет наделять театральной властью и тех, и других, фактически уничтожив феномен «директорского театра». Власти так, понятное дело, легче – можно без проблем управлять, не ту, так другую нить потянуть. Но на деле выходит, что это изменение делается лишь от бессилия справиться с директорским цехом московских театров, не иначе. Злоупотребления властью дают повод изменить законодательство о власти.

Комитет по культуре по крайней мере в двух случаях длительное время не может справиться с директорским своеволием. В случае с Театром на Малой Бронной и Театром им. Станиславского. Во втором случае директор Феликс Демичев присвоил себе государственный театр едва ли не как собственник, обустроив в театре на Тверской три ресторана, для нужд которых оттяпал все зрительское фойе: театр сегодня в основном выключен из театральной жизни столицы, пребывая в анабиозе.

Правительство Игоря Бугаева, предыдущего главы комитета, было куда стремительней правительства Сергея Худякова, главы нынешнего. У Худякова хватает сил уволить Анатолия Васильева (нельзя сказать, что совершенно уж несправедливо), но не хватает сил разобраться с директорами. Последние пострашнее выглядят – Васильев только лишь поволнуется, покричит, а директора, окопавшиеся в своих вотчинах, действуют порой убийственно.

В любом случае очень жаль, что законодательные акты у нас формируются «от противного», а не от здравого смысла. Зачеркивая директорскую форму правления, Комитет по культуре просто отсекает больной орган вместо того, чтобы лечить его. Получается, власть утверждает законодательно, что просвещенный директор, арт-менеджер, продюсер не имеют ни права, ни возможности художественно руководить театром. А это утверждение не только опрокидывает общемировый театральный опыт, но и зачеркивает новейшие тенденции в арт-менеджменте. Только в умелом балансировании эстетической, идейной и финансовой исполнительской властей, в доверии друг другу и взаимных компромиссах может строиться искусство театра – искусство, совмещающее духовные и материальные ценности.

По директорскому цеху проведен существенный превентивный удар. Вместо того чтобы искать радикальные и унижающе-уницифирующие методы регуляции театральной жизни, Комитету по культуре имело бы смысл просто-напросто уничтожить феномен пожизненной, нерегулируемой власти в театре – рудимент советской эпохи и основной тормоз обновления театральной жизни. Так просто и так демократически – срочная контрактная служба, и у директора, и у худрука.

Театр на Малой Бронной
Править Театром на Малой Бронной, на месте всех уволенных, нынче призвали Леонида Трушкина. Его приход в репертуарный театр дарит нам еще один повод поговорить о странном феномене двойного руководства, двойного внедрения. Феномен, открытый Олегом Табаковым, дает сегодня плохой результат, начинает вырождаться, создает неумный прецедент. Леонид Трушкин будет еще одним двойным театральным руководителем после Табакова (МХТ им. Чехова и Театр п/р О. Табакова), Валерия Фокина (Центр им. Вс. Мейерхольда и Александринский театр), Валерия Беляковича (Театр на Юго-Западе и нижегородский театр «Комедiя») и Сергея Арцибашева (Театр им. Маяковского и Театр на Покровке).

Леонид Трушкин будет теперь руководить двумя труппами – Театром на Малой Бронной и своим «старым» Театром Антона Чехова. Также можно вспомнить, что второй директор Трушкина Сергей Сосновский также имеет опыт двойного руководства: разделяет кресла и финансового руководителя Театра Антона Чехова, и Театра им. Вахтангова, который часто сдает сцену последнего театра фактически самому себе. Не знаю, как это назвать правильно, но чересчур похоже на коррупцию.

Надо признаться честно: Леонид Трушкин как вошел в историю российского театра нового времени, так из нее и вышел. Если и можно Трушкина вписать в анналы, то только как создателя первой в новой России частной антрепризы, впрочем, позже поддержанной государством. (Также за его спиной прекрасная роль журналиста-международника в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов».) Пустить Леонида Трушкина в городской государственный театр – это признать право антрепризы разрушать репертуарный театр. Причем парадокс также заключается в том, что, как свидетельствует сам Трушкин в интервью МК, предложение исходило из недр Комитета по культуре, который в принципе должен защищать репертуарный театр. А на деле выходит иначе – власть пристраивает уставших от своих предприятий антрепренеров в репертуарные театры. Ведь совершенно ясно, что будет делать Трушкин с Театром на Малой Бронной. Его «режиссерский метод» всегда заключался в том, чтобы показать зрителю звезд – как зверей в зоопарке. Не думаю, что Трушкин способен работать и воспитывать актеров неизвестных (труппа на Малой Бронной в основном из таких состоит), разболтанных и растренированных театральным безвластием. На улучшение состояния труппы просто нет никакой надежды. Трушкину остается заниматься только одним стилем театрального руководства – накачивать труппу звездами, раздувать штаты, сеять раздор в труппе. «Звездная инъекция» может только поддерживать феодальные отношения в труппе – разделение труппы на приглашенных «премьеров» и «обслуживающий персонал».

В свое время Леонид Трушкин создал модель или, если угодно, идеал антрепризы 1990-х. Эта модель в 2000 годах стала потихоньку отмирать, как стал отмирать сам Театр Антона Чехова. Полученные помещения в здании на Новом Арбате (высотка с «глобусом» на фасаде принадлежит московскому правительству) по сути не работают – хотя ранее было обещано, что здесь откроется новый театральный зал. Его судьба неизвестна. Как режиссер Леонид Трушкин длительное время вообще не работал. Его антреприза, очень активная в 1990-е, сегодня работает крайне мало, выпуская одну премьеру в несколько сезонов. Это связано еще и с отмиранием антрепризного феномена – сегодня слово «антрепренер» относится к слову «продюсер» точно так же, как перестроечное «кооператор» к современному «коммерсант» (мы об этом писали в предыдущей колонке). Именно поэтому объединение репертуарного театра и антрепризного режиссера, устроенное Комитетом по культуре города Москвы, можно воспринимать лишь только как слияние капиталов – художественных целей тут явно никто не преследует.

Леонид Трушкин (фото Альберта Муси)
Между тем у Театра на Малой Бронной был другой шанс и другой вариант. В интервью радиостанции «Маяк» ушедший в отставку народный артист СССР Лев Дуров упомянул о письме 26 артистов в комитет (против – двое) с просьбой о назначении главой театра молодого режиссера Романа Самгина, сделавшего здесь четыре неплохих и успешных спектакля. О том, что этот вариант лучше, подсказывает не только убежденность в том, что чем моложе руководитель, тем горячности, энергии и работоспособности у него больше. Роман Самгин, признанный мастером ученик Марка Захарова, действительно режиссер внятный и амбициозный. Он плоть от плоти дитя репертуарного театра, обладает самыми необходимыми сегодня для труппы Театра на Малой Бронной навыками актерского воспитания – Самгин работает в РАТИ (ГИТИСе) и в педагогике преуспел. Его спектакли сегодня в театре на Бронной – лучшие, и художественно, и зрительски. Он вполне состоявшийся комедиограф, способный вывести труппу из кризиса.

Но кроме 26 артистов труппы, подписавшихся за Самгина (включая самого Льва Дурова), в театре есть еще Илья Коган, директор из числа людей, сделанных из камня и стали. Он – против. Против собственной труппы.

Писать об этом даже как-то бессмысленно, глупо и стыдно. Но Илья Коган – фигура, на протяжении карьеры мешавшая и изгонявшая художников одного за другим. От него сильно пострадал Анатолий Эфрос – человек, благодаря которому Театр на Малой Бронной стал одним из главных театров Москвы в 1970-е. Тихие мастеровитые режиссеры Владимир Портнов и Александр Дунаев (последний знаменит тем, что всю свою жизнь прикрывал Эфроса от директорских нападок) также ушли не без конфликта. Репатриант Владимир Портнов, уже призванный Трушкиным в театр, так и сказал новому худруку: «Я в этот театр не войду». В середине 1990-х годов в Театре на Малой Бронной развернулась и вовсе кровавая драма. Кумир сегодняшних хит-парадов, один из самых интересных режиссеров страны, постановщик «Мальчиков» и «Захудалого рода», Сергей Женовач в этот момент работал на Бронной, собрав уникальную труппу и построив чудесный, изумительный репертуар: легендарные «Король Лир», «Мельник – колдун, вор, обманщик и сват», «Пучина», «Пять вечеров», «Идиот», «Леший». В то время труппа Театра на Малой Бронной при Сергее Женоваче была самой сильной, самой воспитанной, самой развивающейся в Москве. Это был феномен авторского театра в апогее режиссерского таланта. Женовачу тогда не везло со зрителем – бывали случаи, когда залы пустовали, но тогда пустовали все залы Москвы: время было кризисным, разрушительным. Театр тогда никак не помогал Женовачу, как не помогает «нелюбимым» режиссерам и сейчас: основной контингент зрителей на «нелюбимых» спектаклях – это бесплатные «социальные бабушки», запускаемые в театр добродушной администрацией.

Резкое увольнение Сергея Женовача на пике его славы, его цена – это уничтожение удивительной, тончайшим образом подобранной труппы. Парадокс заключается в том, что после их роспуска ни у одного из них карьера дальше не сложилась правильно, по справедливости. Кого-то на лопатки положила болезнь, кто-то испортился в сериалах, кого-то испортила актерская поденщина, кто-то погряз в конфликтах с самим собой, кто-то вообще не может найти работу по профессии, чья-то работа незаметна. Труппа Сергея Женовача, распущенная дирекцией, – пример того, как вообще могут умирать труппы. Целое актерское поколение. Кумиры несчастного, убогого времени середины 90-х. Одним росчерком пера – из первых строк истеблишмента сразу в небытие. Сергей Тарамаев, Ирина Розанова, Надежда Маркина, Владимир Топцов, Сергей Качанов, Сергей Баталов, Сергей Перелыгин, Геннадий Назаров, Андрей Хворов, Владимир Яворский, Евгений Калинцев и другие. Рядом с траурной доской, посвященной Соломону Михоэлсу и его великому и несчастному еврейскому театру, работавшему в 20-е в этом здании, следует, наверное, повесить такую же доску, где можно будет поплакать по женоваческому театру 90-х.

На смену Сергею Женовачу позвали Андрея Житинкина. И этот ход был для театра ясным и внятным: вместо элитарного Женовача позвали народного кумира, автора театра броского, эротического, зрительского, с избыточным самопиаром.

Андрей Житинкин
Житинкин начал очень мощно – выпускал спектакль за спектаклем, и очень быстро набрал и зрительские очки, и пополнил труппу звездами, и обновил репертуар. Но Житинкина ожидала та же участь – вновь, опираясь на мнение труппы, недовольной разгулявшимся эротизмом в спектаклях Житинкина, Илья Коган увольняет того и закрывает все спектакли, приносившие театру и деньги, и успех. Так чего же надо господину Когану – вот вопрос, актуальный и на сегодняшний день. Что может успокоить его болеющее за дело театра сердце? Ни зрительский успех, ни свершения искусства, ни мастеровитые актеры, ни звезды, ни пустые залы, ни переполненные залы – ничто не греет директорскую совесть. Сегодня даже Лев Дуров уходит с руководящего поста театра с обидой и досадой, заметной по интервью «Маяку».

Расстановка сил в театре видна по материалам сайта Театра на Малой Бронной. Вот как на страничке истории театра отражены его вехи: «В дальнейшем короткое время в театре работали режиссеры Александр Лазарев, Владимир Портнов, затем по двухлетним контрактам Сергей Женовач и Андрей Житинкин, контракты с которыми не были продлены по требованию коллектива».

Без преувеличения великий период правления Сергея Женовача – один из главных театральных феноменов середины 1990-х – отражен как опыт неудачный, опыт «через запятую». При этом мотивом для увольнения Сергея Женовача, равно как и Андрея Житинкина является «голос народа», vox popoli. В случае с Романом Самгиным на этот «глас народный» почему-то внимания никто не обратил. Артисты нужны только тогда, когда нужно поддержать «правильное» мнение.

А теперь взглянем на другую страничку сайта, где обнаруживаем следующие пламенные строки: «Обладая большим опытом руководителя, много лет отдавшего театральному делу, И. А. Коган сочетает в себе качества человека, умеющего не только определять и формировать основные задачи театра, но и добиваться их решения. И. А. Коган сумел внести большой личный вклад в творческие достижения коллектива театра на Малой Бронной, проявляя незаурядные организаторские способности, глубокую профессиональную эрудицию, принципиальность, умение четко, продуманно и результативно руководить многогранной деятельностью театрального организма. Велика заслуга И. А. Когана как директора и председателя Коллегии театра и в поддержании благоприятной творческой атмосферы в коллективе театра. /…/ И. А. Коган пользуется большим уважением и авторитетом в коллективе, являясь одним из опытнейших и компетентных театральных директоров страны».

Культ личности – вещь прекрасная и удивительная. Что-либо говорить по этому поводу – говорить в пустоту, никто не услышит, а новостью для тех, кто разбирается в театре, все это не является. Остается просто повторить самое начало этой заметки.

Театр на Малой Бронной – самый смешной театр Москвы. По крайней мере, у него самое смешное руководство. Ему ничего не нравится. У него, как у Туркменбаши, всегда есть свое особое мнение.

На самом деле хорошо бы пожелать Леониду Трушкину, руководителю опытному и твердому, хоть что-нибудь изменить в этом проклятом театре. Если изменит, прослывет театральным героем.

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?