Авторские колонки

6 декабря 2006, 14:00

Сергей Минаев: Суп с котом

В моих предыдущих колонках затрагивалась тема всеобщей моды на ведение личных дневников в Рунете. Этот инструмент стал настолько удобной и быстрой формой распространения информации, что из увлечения узкой прослойки интернетчиков стал явлением социальным.

Действительно, в самой популярной блогосфере - LiveJournal - можно встретиться практически с любым персонажем - от ординарной домохозяйки до банкира Лебедева или писателя Лукьяненко.

И вот в последние дни в LiveJournal идет горячая полемика по поводу предстоящей коммерциализации этого пространства. Поводом для нее стал старт интернет-проекта SUP компании Sup Fabric, получившей лицензию на русский сегмент LiveJournal. SUP обещает блоггерам дополнительные сервисы, а рекламодателям - 2,5% аудитории Рунета для проведения промокампаний.

В то время как в кругах потенциальных рекламодателей поползли разговоры о «новых возможностях в блогосфере», сама блогосфера отчаянно сопротивляется превращению в одну сплошную фокус-группу. В чем же суть этой бури в стакане и что будет с LiveJournal и прочими блогами потом?

Максимум, что вам угрожает - это скорое появление большего количества рекламных баннеров и платных объявлений на морде вашего дневника

Сначала по поводу пресловутых «возможностей блогосферы». Наша бизнес-аудитория напоминает мне иногда туземцев, которым ушлые иноземные купцы впаривали стеклянные бусы в обмен на золото. А туземцы потом годами носились по своему островному архипелагу с дикими криками «Бусы! Бусы! Бусы!» И даже делали из этих самых бус культ. Что объяснимо: золота-то у них больше не было…

Так и у нас. Услышав от более «продвинутых» знакомых несколько раз одно и то же красивое слово, не понимая его значения и применения к своему делу, носятся по городу и, как дурачки, повторяют одно и то же, как заклинание. В середине девяностых все резко сошли с ума от надвигающегося ИНТЕРНЕТ-БУМА. Тогда каждый уважающий себя олигарх стремился завести карманную интернет-компанию, разрабатывающую сетевую поляну в разных направлениях: от новостных ресурсов до мега-интернет-магазинов. Знакомым это объяснялось прозрачными намеками на «интернет-бизнес в Штатах, оцениваемый в ...000 000 000, и начало подобных процессов в России. Интернет-бум прошел стороной, так никого и не озолотив. Нет, безусловно, несколько наиболее удачливых Сетевых Аферистов на волне Бума купили свои первые «бумеры», а инвесторы остались подсчитывать убытки.

Спустя годы уже подросшие «партнеры» сходили с ума по ГКО. После кризиса 1998 в умах моих соотечественников сладкозвучное ГКО сменилось на не менее завораживающее по звучанию IPO. Мне один знакомый рассказывал, что его школьный товарищ, владелец четырех автомоек, потягивая пивко, рассуждал: «Вот через год удвоюсь, потом закреплюсь, а там, глядишь, и на IPO…» Еще вспоминается недавняя страсть по EBITDA, но, принимая во внимание нашу повсеместную «серую» схему, это определение уже из какой-то нецензурной области. Очевидно, что подобные любители аббревиатур не перевелись. И еще много золота томится в ожидании новых стеклянных бус. И вот теперь - блоги.

В считанные недели после заявления СУПа в Рунете образовалась куча агентств, предлагающих магическую «работу с блогосферой». Многие рекламные агентства даже начинают оценивать эффективность ваших рекламных компаний по количеству упоминаний в блогах, пользуясь сервисом blogs.yandex.ru/ . Некоторые аналитики уже делают подсчеты, сколь много Рунет заработает в ближайшее время на рекламных сервисах в русских блогах. Как понятно, все выкладки этих аналитиков заканчиваются стандартными фразами о скором выходе на IPO и головокружительных перспективах бизнеса у клиентов, которые перенаправят свои рекламные бюджеты, выбрав аудиторию русских блоггеров.

В последние дни в LiveJournal идет горячая полемика по поводу предстоящей коммерциализации этого пространства

Сделать выбор в пользу этой аудитории весьма просто. Для этого достаточно провести пару часов в обществе пяти придурков из очередного рекламного агентства (один говорит, все остальные постоянно записывают в свои блокноты, не поднимая головы). За это время вам расскажут о необычайной эффективности этого нового сервиса. «Блогосфера – это сотни тысяч представителей вашей целевой аудитории, проводящих более шестидесяти процентов своего рабочего времени в блогах. Эта аудитория достаточно разнообразна по своему социальному статусу, географическому положению и возрастному цензу. В отличие от западных аналогов русские блоггеры очень активны в информационном поле. Сегодня – это различные социальные сети, объединенные в комьюнити по интересам. Например, ru_auto или ru_real_estate или даже ru_luxury! Таким образом, заказав у нас контекстную рекламу или акцию по продвижению ваших товаров и услуг, вы получаете быструю и эффективную возможность получить многотысячный охват аудитории». Если вы попробуете копнуть глубже и спросить, как именно делится по своему социальному статусу эта «многотысячная аудитория» и каковы ее предпочтения в каждой социальной группе, то в ответ услышите что-то вроде: «ну… это… ну, она достаточно разнообразна, ваще-то». И вот почему. Во-первых, потому что из вас хотят сделать лоха, продав вам бусы. Но это еще полбеды. Самое смешное в том, что лоха из вас хотят сделать люди, сами являющиеся абсолютными лохами, не ведающими, из чего сделаны бусы, которые они пытаются вам продать. Не знают они ни аудитории блоггеров, ни их предпочтений. И правды у них не узнать под дулом пистолета. Они не любят копаться в деталях. Зато они очень любят деньги. Ваши.

А между тем правда, как всегда, сермяжная. Предпочтения этой новой target group, как выражаются рекламщики, просты как пряник. И вытекают они из возможностей. Проще говоря, из величины кошельков девяноста процентов блоггеров. Нет, вы, конечно, можете рекламировать в блогах фешенебельную недвижимость, роскошные авто и эксклюзивные курорты. И блоггеры их, конечно же, предпочтут. Когда-нибудь потом. Не в этой жизни.

Дело в том, что деньги на «попить пива», на «пойти в кино или на дискотеку» у этой аудитории есть. А вот на вышеперечисленные блага - уже нет. Потому что у тех, кто шестьдесят процентов своего рабочего времени проводит в сетевых мандёжниках, по-другому быть не может. За светский, кулуарный пездеж денег, как мы знаем, не платят. Их платят за работу. Посему максимум того, что вы можете добиться своей рекламной кампанией, - это вырастить целую армию wanna be, готовую часами мастурбировать на ваши эксклюзивные предложения, но не готовую и пальцем пошевелить, чтобы на шаг к ним приблизиться.

Российские блоги организованы не по принципу социальной принадлежности или работы в одной и той же сфере бизнеса. Они организованы по принципу лестничной клетки или скамейки во дворе. Здесь собираются люди, движимые идеей «поговорить о…» Причем суть беседы в принципе не имеет значения. Что внешняя политика, что юношеская поллюция - лишь бы время убить. Главное - это сама возможность иметь площадку для общения. Здесь действительно есть сотни тысяч людей, готовых сутками обсуждать недостатки или достоинства автомобиля на фотографии, размещенной в комьюнити ru_oxuennie_tachki. Обсуждать фото, но не покупать саму машину, врубаетесь? Вот такого кота в мешке вы покупаете.

Предпочтения этой новой target group просты как пряник

То есть с таким же успехом вы можете поставить три скамейки в своем дворе и приносить туда пачки рекламных проспектов, чтобы местные алкаши чистили на них рыбу и даже рассматривали некоторые проспекты. Под пиво. И то, если проспекты содержат фотографии телок. Получите вполне себе социальную группу или комьюнити

Ru_fanaty_golyx_telok_I_pivka. И сможете измерять ее лояльность вашему бренду сервисом XUYANDEX/LOXS.RU.

Самим блоггерам боятся в принципе нечего. Максимум, что вам угрожает - это скорое появление большего количества рекламных баннеров и платных объявлений на морде вашего дневника. Озолотить вас за это, безусловно, не озолотят, но долларов по пятьсот или по штуке самые популярные из вас могут выторговать за поддержку акции какого-нибудь бренда «сарафанным радио». Эта расточительность будет не долгой, потому что сразу после первых потраченных на ЖЖ тридцати тысячах появятся толпы людей, готовых часами голосить о преимуществах стирального порошка за сотку долларов в месяц. Таким образом, сама тема «сарафанного радио как нетрадиционного формата промоушена, основанного на доверии блоггеров друг к другу», сдохнет. Не станешь же ты доверять рекомендации своей ЖЖ-подруги «сходить в клевую пиццерию», если за пять минут до этого ты парил ей про чумовую марку новых леггинсов, «в которых ее ноги будут выглядеть еще более секси»? Единственная смутная угроза для LiveJourna состоит в том, что он обесценится как площадка для общения, став ток-шоу для мерчандайзеров. Потому что общаться в таком пространстве - все равно что говорить с другом по мобильному телефону, который каждые три секунды выдает рекламный слоган.

Таким образом, на вопрос о перспективах для всех нынешнего блогобума и что будет потом с самими блогами, можно ответить коротко: потом - суп с котом.

То есть с козлом*

*Мээээкающий козел Френк – символ LiveJournal

В качестве контекстной рекламы: Подари своей подружке личный дневник к Новому году! Каждому, зарегистрировавшемуся до 31 декабря, в подарок баночка для хранения мыльных пузырей «Партнер», в ультрасовременном дизайне.

Вам может быть интересно

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Британия заверила Украину в поддержке после запуска «Орешника»

Глава британского МВД Иветт Купер заверила, что Британия продолжит поддерживать Украину, несмотря на запуск Россией новой ракеты «Орешник» средней дальности, пишет The Standard.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?