Авторские колонки

10 декабря 2006, 14:24

Павел Руднев: Жесткий любительский театр

Любительский театр – питательная среда, поставляющая личности в «высшую лигу» театра. Кризис «взрослого» театра моментально отражается на кризисе «младшего».

Пять дней подряд я был в жюри Третьего фестиваля студенческих театров, который проводил театр «МОСТ» - Студенческий театр МГУ. Здесь не было и, очевидно, не должно было быть собственно сильных эстетических впечатлений.

Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе – современная театральная реальность (скажем, поле «новой драмы», «Театра.doc», провинциального экспериментального театра) всякий раз подсказывала главное: как выразился недавно Эдуард Бояков, «именно личности, а не пресловутые «профессионалы» развивают искусство».

Другими словами, аматерский театр, профессионализируясь, дает крепкий разряд электричества, разрушающий окостеневшую «профессиональную среду», потерявшую связь с действительностью.

Мы видели Карабасов-Барабасов, буквально измывающихся над своими марионетками, заставляя их играть в манере, искажающей образ человека и малейшую сценическую логику

Любительский театр – нерастраченный, неисчерпаемый и всегда свежий ресурс, подгоняющий профессиональную сцену. Борьба профессионального и любительского театра сопряжена с унижением и пренебрежением, которые транслируют друг другу две регулярно сливающиеся команды.

У фестиваля студенческих театров действительно были явные проблемы с отбором спектаклей (глубоко случайным), но была и по сути другая, более явная невнятность. Фестиваль студенческих театров оказался фестивалем любительских театров, а хотел бы верить, что это не одно и то же.

По крайней мере, не очевидно одно и то же.

Но этот довольно тяжелый зрительский опыт оказался поводом порассуждать о состоянии любительского театра, и вот сформулировались несколько замечаний.

Вопреки здравому смыслу любительский студенческий театр в подавляющем большинстве спектаклей оказывался опытом довольно жесткого режиссерского театра.

Модель взаимоотношений в коллективе всегда выбиралась одна: минимум ансамблевости, минимум надежд на актерский ресурс и максимум режиссерского своеволия, торжество концептуальности и формы (как ее понимают режиссеры и руководители студенческих студий).

В подавляющем проценте ситуаций мы видели Карабасов-Барабасов, буквально измывающихся над своими марионетками, заставляя их играть в манере, искажающей образ человека и малейшую сценическую логику.

Порой возникал вопрос об административной ответственности педагогов и режиссеров, искушающих, насилующих невинных любителей театра, доверившихся им тинейджеров.

Речь шла о сценическом изнасиловании актеров под личиной сценического эксперимента, о марионеточном отношении к актерам. Режиссеры явно не могли сойтись в главном для театра – в доверии актеру.

«Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе»

Оказалось, что любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера, пространство, на котором реализуется некая месть артистам за свое столь непрезентабельное положение.

Искусство театра буквально вдалбливалось в любителей, насильственно в них вгрызалось. У студийцев не было ни единой возможности найти искусство в себе, они покорно транслировали иррациональную, негуманитарную волю своего режиссера, безжалостного кукловода.

В моем понимании студенческий любительский театр никогда и ни при каких условиях не может быть режиссерским. Он обязан жить энергией коллектива, энергией этюдности и импровизации, энергией молодости, которая выражается деперсонализированно, стихийно.

В идеале такой театр создается всеми вместе – как создавался Театр на Таганке или «Современник». Иначе идея любительского театра гибнет, превращаясь в рутинное взаимодействие режиссера и его марионеток, в репертуарный театр, где, как ни крути, работают за деньги в любых условиях.

Нервный разговор о кризисе студийности в театре слышался некогда в монологе Валерия Беляковича в его выдающемся спектакле «Куклы».

Худрук Театра на Юго-Западе пару лет назад поставил спектакль-манифест, спектакль-исповедь. Испанская пьеса Хасинто Грау, рожденная в эпоху экспрессионизма, повествует об уникальном театре марионеток, который гастролирует по миру и удивляет публику поразительным сходством кукольной механики с человеческой пластикой.

Секрет вочеловечивания зрителю так и не разглашается, согласно жанру детектива, но в финале на сцену выходит харизматичный кукловод и изобретатель марионеток – эту роль взял на себя сам Белякович, основатель и лидер уникального полулюбительского Театра на Юго-Западе.

Монолог кукловода Белякович адресовал собственному театру, оказавшемуся в непростой ситуации меняющегося времени и взросления. Худрук от своего лица, пуская искреннюю слезу, говорил о завершившейся эпохе любительского, коллективного театра.

«Революция научила нас верить в несправедливость добра»
Коллективный актерский театр заканчивается в эпоху, пораженную заразой индивидуализма. Коллективная вера, которой театр жил тридцать лет, испарилась, и ценности предперестроечной эпохи оказались блефом.

Белякович расписался в умирании идеи своего театра, который гибнет под натиском ценностей буржуазной эпохи: «Тогда меня испепелял огонь Создателя, а теперь я опустошен».

Театр как взаимодействие индивидуальностей умирает во время, когда индивидуальности не готовы взаимодействовать друг с другом. Таково веление времени.

«Революция научила нас верить в несправедливость добра», - пел перестроечный пророк Юрий Шевчук.

Сегодня приходится расписываться в еще большем разочаровании. Революционность эпохи, перестроечный напор, коллективное бессознательное, которым жила эпоха русских революций начала и конца ХХ века, заставили нас не доверять толпе, мнению коллектива, любым акциям, где задействовано большинство, общность.

История страны доказывает и показывает: там, где действовало сплоченное большинство, выходило не так, как хотелось, а как всегда. Сегодня воцарилась в России эпоха буржуазных ценностей с ее непременным культом индивидуализма, гипертрофированного себялюбия, «домашнего очага» как средства избежать давления общности.

Все, что делается волей большинства, признано отвратительным, сомнительным. Общество расслаивается и разобщается, распадаясь на кланы, мелкие сообщества. Мафиозность, междоусобица, собственничество стали нормой. В театре это чувствуется быстрее всего, ведь театр – искусство коллективное.

В век индивидуальностей мы совместно переживаем кризис коллективизма, кризис доверия к общности. Из театра постепенно вытравливается дух сектанства, дух совместности. Если сильно призадуматься, это, к примеру, одна из причин, по которой Анатолий Васильев не может найти взаимопонимания с властями Москвы, с театральным миром, с людьми, ему подвластными, с учениками.

Увы, и из Школы драматического искусства постепенно исчез дух лаборатории, заменившись, как тут не говори, культом личности. Российский театр пребывает в очень тяжелом нравственном состоянии.

Были на фестивале студенческих театров еще странности.

Прежде всего выбор материала.

Не было ни одного спектакля, где бы актеры говорили современным языком и играли бы в современном ритме. Режиссеры погружают актеров в материал, не имеющий к современной жизни никакого отношения.

С этим материалом современный человек, тем более тинейджер, не может самоидентифицироваться. Я не говорю о необходимости постановки современной пьесы (хотя и об этом тоже), но для любительского театра предельно важна игра «про себя», тождество жизни и сцены, зеркальность, выраженная в художественных образах.

«Любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера»
В большинстве случаев режиссеры выражались старотеатральными, практически музейными приемами. Диковатым было и регулярное смещение эстетических приемов любительских театров в сторону «Маски-шоу», КВН, попсы, бесшабашного и не талантливого развлечения публики.

Сегодня этим вовсю занимается театр репертуарный, профессиональный, но есть ли смысл любительскому театру идти ему вслед - даже ради банального успеха у публики или финансовой самостоятельности.

Прелесть любительского театра - в возможности эстетического эксперимента, в определенной безответственности перед публикой и самими собой.

Любительскому театру не перед кем отчитываться, он никому ничем не обязан. Есть ли смысл в безбожной театральной попсе? Жажда непременного, очень простого, банального успеха захватила и любительский театр. Даже они не пытаются размышлять над границами искусства, пытаться быть другими, искать, наслаждаться поиском.

Важные аспекты любительского театра на самом деле выявили общие закономерности и грустные размышления. Любительский театр - всегда «первая лига», которая стремится стать «высшей».

Из любителей всегда появлялись самые неистовые поборники театра: Станиславский, Захаров, Серебренников.

Теперь это поле также оказывается покрыто плесенью, присущей обычному репертуарному театру: режиссерским своеволием, дурно понятым, репертуарной гнилью и эстетическим «затейничеством», разлюли-малиной.

Вам может быть интересно

Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героя России освободившим Северск участникам СВО
Темы дня

«Россия стала во всех смыслах суверенной страной»

За время СВО Россия вернула себе статус полного суверенитета, в том числе благодаря тому, что российские войска уверенно продвигаются вперед и перемалывают противника. Об этом заявил президент Владимир Путин на расширенном заседании коллеги Минобороны. Как говорят эксперты, глава государства обозначил приоритеты развития армии на следующее десятилетие и конкретизировал конечные цели спецоперации.

Канада готова проглотить унижение от украинской разведки

В канадской прессе всплыли подробности шпионского скандала, связанного с сотрудничеством Главного управления разведки (ГУР) МО Украины и спецслужб Канады. Оказалось, что украинцы не оценили гостеприимства и доверия канадской контрразведки, завербовали ее сотрудника и добыли ее секреты. А канадское государство теперь хочет спустить дело на тормозах.

Опубликованы первые кадры из серии «Простоквашино» с Путиным

Помилование Хантера Байдена скрыло масштабные преступления семьи экс-президента

Веласкес потерпел первое поражение в карьере от сына Кости Цзю

Новости

Фицо отказался финансировать военные нужды Украины

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что страна не поддержит выделение средств на военные цели Украины на предстоящем заседании Евросовета.

На выпускавшем автомобили Mercedes заводе в Финляндии решили делать броневики Sisu

Финская Valmet Automotive и Sisu Auto подписали соглашение о партнерстве по производству компонентов и сборке автомобилей Sisu GT на финском заводе в Уусикаупунки.

Стал известен озвучивший Путина в «Простоквашино» актер

Персонажа Владимира Путина в новом сезоне мультфильма «Простоквашино» озвучил комик Дмитрий Грачев из Comedy Club.

Путин указал на нарушение обещаний по нерасширению НАТО на Восток

Россия требует выполнения обещаний, данных Москве о нерасширении НАТО на Восток, заявил президент Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны.

Путин заявил о деградации западной «цивилизованной» семьи

Россия после распада СССР не получила равных прав в западном сообществе, а представления о цивилизованности западной семьи оказались обманчивыми, заявил президент России Владимир Путин на заседании коллегии Минобороны.

Путин: Развал украинской государственности видно по «золотым унитазам»

Президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны заявил, что признаки развала украинской государственности очевидны по таким деталям, как «золотые унитазы».

Назван артист с самым большим гонораром за выступление на новогоднем корпоративе

Стоимость новогоднего выступления группы «Ленинград» достигла в этом году 26,5 млн рублей, что сделало Сергея Шнурова самым дорогим артистом сезона.

Платформа Roblox выразила готовность выполнять требования Роскомнадзора

Российская сторона готова взаимодействовать с платформой Roblox после того, как разработчик приведет свой продукт в соответствие с российскими законами, заявили в Роскомнадзоре.

Путин назвал европейских политиков «подсвинками»

На расширенном заседании коллегии Минобороны президент России Владимир Путин заявил, что Запад начал боевые действия на Украине, рассчитывая добиться развала России.

Росфинмониторинг внес в список террористов восемь военных ВСУ

В обновленный перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга вошли восемь пожизненно осужденных украинских военных, включая руководящий состав центра спецопераций ВСУ.

Орбан сообщил о снятии с повестки саммита ЕС вопроса об активах России

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что идея конфискации замороженных активов России снята с повестки саммита в Брюсселе.

Госдума приняла закон о введении электронных зачеток и билетов

Госдума одобрила во втором и третьем чтениях закон о внедрении электронных студенческих билетов и зачеток.
Мнения

Антон Крылов: Арест русского археолога в Польше ударит не по России, а по науке

Кто больше думает о сохранности археологических сокровищ Крыма? Те, кто невзирая на проклятия украинцев, работает на раскопках, скрупулезно соблюдая законы? Или те, кто считает абсолютом и догмой законы Украины?

Глеб Кузнецов: Европу терзает детский страх перед непонятным миром

Взросление в новой европейской логике невозможно. Оно даже не обсуждается. Вопрос не «как нам стать взрослыми», а «как вернуть хорошую маму» в виде США с возможностью манипуляции через бабайку, в роли которого выступает, конечно, Россия.

Юрий Мавашев: Эрдоган стал чужим среди чужих

Турция кажется значительно крепче и авторитетнее, чем она есть на самом деле. Это хорошо видно на примере реальных возможностей турок на израильском направлении.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов