Авторские колонки

10 декабря 2006, 14:24

Павел Руднев: Жесткий любительский театр

Любительский театр – питательная среда, поставляющая личности в «высшую лигу» театра. Кризис «взрослого» театра моментально отражается на кризисе «младшего».

Пять дней подряд я был в жюри Третьего фестиваля студенческих театров, который проводил театр «МОСТ» - Студенческий театр МГУ. Здесь не было и, очевидно, не должно было быть собственно сильных эстетических впечатлений.

Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе – современная театральная реальность (скажем, поле «новой драмы», «Театра.doc», провинциального экспериментального театра) всякий раз подсказывала главное: как выразился недавно Эдуард Бояков, «именно личности, а не пресловутые «профессионалы» развивают искусство».

Другими словами, аматерский театр, профессионализируясь, дает крепкий разряд электричества, разрушающий окостеневшую «профессиональную среду», потерявшую связь с действительностью.

Мы видели Карабасов-Барабасов, буквально измывающихся над своими марионетками, заставляя их играть в манере, искажающей образ человека и малейшую сценическую логику

Любительский театр – нерастраченный, неисчерпаемый и всегда свежий ресурс, подгоняющий профессиональную сцену. Борьба профессионального и любительского театра сопряжена с унижением и пренебрежением, которые транслируют друг другу две регулярно сливающиеся команды.

У фестиваля студенческих театров действительно были явные проблемы с отбором спектаклей (глубоко случайным), но была и по сути другая, более явная невнятность. Фестиваль студенческих театров оказался фестивалем любительских театров, а хотел бы верить, что это не одно и то же.

По крайней мере, не очевидно одно и то же.

Но этот довольно тяжелый зрительский опыт оказался поводом порассуждать о состоянии любительского театра, и вот сформулировались несколько замечаний.

Вопреки здравому смыслу любительский студенческий театр в подавляющем большинстве спектаклей оказывался опытом довольно жесткого режиссерского театра.

Модель взаимоотношений в коллективе всегда выбиралась одна: минимум ансамблевости, минимум надежд на актерский ресурс и максимум режиссерского своеволия, торжество концептуальности и формы (как ее понимают режиссеры и руководители студенческих студий).

В подавляющем проценте ситуаций мы видели Карабасов-Барабасов, буквально измывающихся над своими марионетками, заставляя их играть в манере, искажающей образ человека и малейшую сценическую логику.

Порой возникал вопрос об административной ответственности педагогов и режиссеров, искушающих, насилующих невинных любителей театра, доверившихся им тинейджеров.

Речь шла о сценическом изнасиловании актеров под личиной сценического эксперимента, о марионеточном отношении к актерам. Режиссеры явно не могли сойтись в главном для театра – в доверии актеру.

«Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе»

Оказалось, что любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера, пространство, на котором реализуется некая месть артистам за свое столь непрезентабельное положение.

Искусство театра буквально вдалбливалось в любителей, насильственно в них вгрызалось. У студийцев не было ни единой возможности найти искусство в себе, они покорно транслировали иррациональную, негуманитарную волю своего режиссера, безжалостного кукловода.

В моем понимании студенческий любительский театр никогда и ни при каких условиях не может быть режиссерским. Он обязан жить энергией коллектива, энергией этюдности и импровизации, энергией молодости, которая выражается деперсонализированно, стихийно.

В идеале такой театр создается всеми вместе – как создавался Театр на Таганке или «Современник». Иначе идея любительского театра гибнет, превращаясь в рутинное взаимодействие режиссера и его марионеток, в репертуарный театр, где, как ни крути, работают за деньги в любых условиях.

Нервный разговор о кризисе студийности в театре слышался некогда в монологе Валерия Беляковича в его выдающемся спектакле «Куклы».

Худрук Театра на Юго-Западе пару лет назад поставил спектакль-манифест, спектакль-исповедь. Испанская пьеса Хасинто Грау, рожденная в эпоху экспрессионизма, повествует об уникальном театре марионеток, который гастролирует по миру и удивляет публику поразительным сходством кукольной механики с человеческой пластикой.

Секрет вочеловечивания зрителю так и не разглашается, согласно жанру детектива, но в финале на сцену выходит харизматичный кукловод и изобретатель марионеток – эту роль взял на себя сам Белякович, основатель и лидер уникального полулюбительского Театра на Юго-Западе.

Монолог кукловода Белякович адресовал собственному театру, оказавшемуся в непростой ситуации меняющегося времени и взросления. Худрук от своего лица, пуская искреннюю слезу, говорил о завершившейся эпохе любительского, коллективного театра.

«Революция научила нас верить в несправедливость добра»
Коллективный актерский театр заканчивается в эпоху, пораженную заразой индивидуализма. Коллективная вера, которой театр жил тридцать лет, испарилась, и ценности предперестроечной эпохи оказались блефом.

Белякович расписался в умирании идеи своего театра, который гибнет под натиском ценностей буржуазной эпохи: «Тогда меня испепелял огонь Создателя, а теперь я опустошен».

Театр как взаимодействие индивидуальностей умирает во время, когда индивидуальности не готовы взаимодействовать друг с другом. Таково веление времени.

«Революция научила нас верить в несправедливость добра», - пел перестроечный пророк Юрий Шевчук.

Сегодня приходится расписываться в еще большем разочаровании. Революционность эпохи, перестроечный напор, коллективное бессознательное, которым жила эпоха русских революций начала и конца ХХ века, заставили нас не доверять толпе, мнению коллектива, любым акциям, где задействовано большинство, общность.

История страны доказывает и показывает: там, где действовало сплоченное большинство, выходило не так, как хотелось, а как всегда. Сегодня воцарилась в России эпоха буржуазных ценностей с ее непременным культом индивидуализма, гипертрофированного себялюбия, «домашнего очага» как средства избежать давления общности.

Все, что делается волей большинства, признано отвратительным, сомнительным. Общество расслаивается и разобщается, распадаясь на кланы, мелкие сообщества. Мафиозность, междоусобица, собственничество стали нормой. В театре это чувствуется быстрее всего, ведь театр – искусство коллективное.

В век индивидуальностей мы совместно переживаем кризис коллективизма, кризис доверия к общности. Из театра постепенно вытравливается дух сектанства, дух совместности. Если сильно призадуматься, это, к примеру, одна из причин, по которой Анатолий Васильев не может найти взаимопонимания с властями Москвы, с театральным миром, с людьми, ему подвластными, с учениками.

Увы, и из Школы драматического искусства постепенно исчез дух лаборатории, заменившись, как тут не говори, культом личности. Российский театр пребывает в очень тяжелом нравственном состоянии.

Были на фестивале студенческих театров еще странности.

Прежде всего выбор материала.

Не было ни одного спектакля, где бы актеры говорили современным языком и играли бы в современном ритме. Режиссеры погружают актеров в материал, не имеющий к современной жизни никакого отношения.

С этим материалом современный человек, тем более тинейджер, не может самоидентифицироваться. Я не говорю о необходимости постановки современной пьесы (хотя и об этом тоже), но для любительского театра предельно важна игра «про себя», тождество жизни и сцены, зеркальность, выраженная в художественных образах.

«Любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера»
В большинстве случаев режиссеры выражались старотеатральными, практически музейными приемами. Диковатым было и регулярное смещение эстетических приемов любительских театров в сторону «Маски-шоу», КВН, попсы, бесшабашного и не талантливого развлечения публики.

Сегодня этим вовсю занимается театр репертуарный, профессиональный, но есть ли смысл любительскому театру идти ему вслед - даже ради банального успеха у публики или финансовой самостоятельности.

Прелесть любительского театра - в возможности эстетического эксперимента, в определенной безответственности перед публикой и самими собой.

Любительскому театру не перед кем отчитываться, он никому ничем не обязан. Есть ли смысл в безбожной театральной попсе? Жажда непременного, очень простого, банального успеха захватила и любительский театр. Даже они не пытаются размышлять над границами искусства, пытаться быть другими, искать, наслаждаться поиском.

Важные аспекты любительского театра на самом деле выявили общие закономерности и грустные размышления. Любительский театр - всегда «первая лига», которая стремится стать «высшей».

Из любителей всегда появлялись самые неистовые поборники театра: Станиславский, Захаров, Серебренников.

Теперь это поле также оказывается покрыто плесенью, присущей обычному репертуарному театру: режиссерским своеволием, дурно понятым, репертуарной гнилью и эстетическим «затейничеством», разлюли-малиной.

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?