Авторские колонки

20 сентября 2005, 17:03

Дмитрий Бавильский: Небо в алмазах Людмилы Улицкой

Для себя технологию, в которой работает Людмила Улицкая, я называю «плюс один»: появление нового персонажа провоцирует углубленное путешествие в его историю. Где в свою очередь тоже появляются новые персонажи.

Улицкая – мастер короткого эпизода, сильной сцены, затем плавно вписывающейся в общее течение текста.

По сути, самые громкие романы Улицкой («Медея и ее дети», «Веселые похороны») построены по принципу классического сборника новелл, вспомним ли мы «Разговоры немецких беженцев» Гете или же главный образец жанра – «Декамерон» Бокаччо. Только, в отличие от предшественников, Улицкая размывает границу между отдельными эпизодами и обрамлением, никак их не противопоставляя друг другу.

Обрамление более не является служебным (как это было во времена ренессанса или романтизма), как раз наоборот, отныне рама является главным хранителем сюжетного единства.

Такая технология «сборника рассказов» позволяет значительно экономить сюжетные усилия: для того чтобы роман состоялся, достаточно одного-двух важных событий, вокруг которых группируются вставные рассказы, текст разбухает и становится многоступенчатым и многослойным.

Подобно режиссеру русского психологического театра, «умирающего в актерах», Улицкая «умирает» в своих ситуациях и персонажах

То есть «обычный» роман движется от события к событию и писатель должен постоянно придумывать и подкидывать в топку читательского интереса все новые и новые подробности.

В технологии «плюс один» существует одно, самое важное фундаментальное событие, которое перемешивается с персонажами и обстоятельствами их существования, таким образом, вскрывая подоплеку происходящего, показывая его «исторический» контекст и причины это самое событие породившие. И неизбежность этого самого события.

Технология «плюс один» дает возможность практически бесконечного нанизывания эпизодов. Именно таким образом Улицкая выстраивает свои сборники рассказов – различных вариантов одной и той же мысли-концепта, объединенных (как, скажем, в «Сквозной линии») единым персонажем и взглядом этого единого персонажа на все происходящее.

Так, романы оказываются сборниками рассказов, а сборники рассказов – дробными романами. Романами-пунктирами, если вспомнить определение, которое Андрей Битов дал своему «Улетающему Монахову», тоже ведь составленному из автономных текстов. Да и «Пушкинский дом», если взглянуть на него под увеличительным стеклом, оказывается сцепкой нескольких самостоятельных повестей.

Писательница Людмила Улицкая (фото ИТАР-ТАСС)

Это, как мне кажется, важная и весьма современная тенденция («поздний» Виктор Пелевин работает примерно так же, или вот недавно ставший известным Олег Зайчанковский) единства и разрозненности различных прозаических частей, собранных под одной обложкой. Потому что больше читательской свободы – хочешь вдоль читаешь, а нужно – так и поперек.

Существенный момент: технология «плюс один» позволяет уйти от важной для современного романа сюжетной симметрии («Понимаешь, симметрия – это смерть», кричит перед собственной смертью Алик, главный персонаж «Веселых похорон»), когда все ходы складываются, обязаны сложиться в итоговый пасьянс. То есть, не происходит никакого явного и видимого насилия над реальностью. Текст выращивается как растение, он словно бы следует логике событий. Логике самой жизни. Сила Улицкой и заключается в том, что она пишет «про жизнь». Пишет, как дышит. Как видит. А взгляд у Улицкой выдающийся, цепкий, да и память феноменальная. Потому что в основе практически всех ее историй реальные люди и факты.

Это самое главное – подобно режиссеру русского психологического театра, «умирающего в актерах», Улицкая «умирает» в своих ситуациях и персонажах. Она пишет «как есть», сводя собственное авторское присутствие к минимуму – зачем этим текстам автор, если в тексте все, как в жизни? И только пристальное, второе прочтение показывает точную и кропотливую работу по созданию микрособытий и их связанности между собой, по тому, как детали и, казалось бы, самые необязательные штрихи работают на раскрытие основной идеи. Этой мнимой простотой Улицкая отличается, например, от Татьяны Толстой, которая слова в простоте не скажет.

Писательница Татьяна Толстая

Оснащенная тяжелой артиллерией стиля и знаний, накопленных человечеством, Толстая не знает о чем писать. Если только о себе, своей собственной исключительности. Проза Толстой схожа с выступлением артиста, на творение режиссера новой формации, в основе постановки которого – зрелищность и концептуальность. Толстая – это такой литературный Ленком, красиво, богато, но в то же время и про духовность. Порционное, буржуазное искусство. Толстая не говорит, она глобалит, она, как большой писатель, думает о судьбах человечества. Потому что так положено «людям мира» и «интеллектуалам европейского уровня». Улицкая растет из русской прозы с ее пристальным вниманием и сочувствием к «лишним» и «маленьким» людям. Названия сборников Улицкой – «Бедные родственники» или «Первые и последние» говорят сами за себя. Улицкая любит тех, о ком пишет.

Аналитичность меняется на нежность и приправляется простотой. Улицкая не боится банальностей. Не в смысле устройства текста и приемов, но обычных, бытовых материй и вещей. Очень часто мы опускаем то, что кажется нам недостойным внимания в силу своей очевидной очевидности. Между тем именно то, что прячется в тени умолчаний, ближе всего к нашей собственной сути. Очевидное (то, что человек делает как бы механически, не объясняясь) и есть сердцевина человека, которую не видно ни со стороны, ни изнутри. Очевидное – это то, что Улицкая вытаскивает на поверхность из близких, родных и знакомых. И вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узоры их судеб оказываются исполненными горних смыслов и конфликтов шекспировского накала.

Вам может быть интересно

Лавров: Россия вернет исконно русские земли
Темы дня

Культ личности Трампа породил небывалый конфликт между США и Польшей

Кадровая политика президента США Дональда Трампа довела до немыслимого – до дипломатического конфликта с поляками, которые всегда были рады услужить американцам. Но иначе и быть не могло, если доверять дипломатию специалистам по телешоу и наступать Трампу на больное место. А поляки наступили.

ЕС решил подбодрить Украину перспективой бесправного члена

Евросоюз разрабатывает план, который может предоставить Украине частичное членство в блоке уже в следующем году. Как выяснили СМИ, инициатива получила неофициальное название «обратное расширение»: страна сначала становится формальным членом ЕС, а затем ей постепенно предоставляют права и обязанности. Как эта инициатива отразится на облике Евросоюза и почему она является «морковкой» для Киева.

В «файлах Эпштейна» нашли упоминание бойфренда Макрона

В Норвегии прошли успешные испытания европейской гиперзвуковой ракеты

Объявлено о намерении ЕС ввести санкции против рэпера Тимати

Новости

СК возбудил дело после подрыва автомобиля во Фрязине

В результате взрыва неизвестного устройства в автомобиле на железнодорожном переезде во Фрязине мужчина получил осколочное ранение голени и был госпитализирован.

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы в Италии

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы по плаванию в ледяной воде в Италии, установив несколько новых мировых и европейских рекордов.

США уступили европейцам руководство тремя ключевыми штабами НАТО

Должности командующих ключевыми региональными штабами НАТО в Норфолке (США), Неаполе (Италия) и Брюнсюме (Нидерланды), которые до этого занимали представители США, теперь переданы европейским странам.

Юрист предупредил об уголовных рисках сжигания чучела на Масленицу

Нарушение правил сжигания чучел на Масленицу может привести к уголовной ответственности, предупредил юрист в сфере энергетики и жилищного права, научный сотрудник отдела права ИФИП УрО РАН Виктор Балакаев.

Брюссель решил занять средства на внешних рынках на помощь Украине

Экстренное голосование Европарламента по корректировке бюджета позволит Брюсселю занять средства на внешних рынках для предоставления кредита Киеву.

Сын экс-главы ВФЛА Балахничева задержан по подозрению в убийстве отца

Сын бывшего руководителя Всероссийской федерации легкой атлетики оказался под стражей по подозрению в убийстве Валентина Балахничева.

Британия начала учения на полигоне, имитирующем Украину

Военнослужащие крупнейшего британского пехотного полка проходят тренировки на специальной площадке, которая детально воспроизводит условия боевых действий на Украине, сообщают британские СМИ.

Каллас пообещала «выдвинуть русским» условия ЕС по урегулированию на Украине

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас заявила о намерении в ближайшие дни представить странам ЕС перечень условий для России, связанных с урегулированием конфликта на Украине, сообщает Reuters.

Глава МИД ПМР Игнатьев: Кишинев семь лет блокирует диалог с Приднестровьем

Глава МИД ПМР Виталий Игнатьев отметил, что молдавский президент избегает прямых переговоров с руководством Приднестровья в течение последних шести лет.

В Европе предложили запретить все криптовалютные операции с Россией

Европейская комиссия намерена полностью запретить криптовалютные транзакции с Россией, чтобы пресечь обход санкций через альтернативные финансовые механизмы, пишет The Financial Times (FT).

На Олимпиаде объявили Гуменника чемпионом России вопреки запрету

Ведущий ледовой арены на Олимпийских играх в Милане несмотря на запрет представил российского фигуриста Петра Гуменника как действующего чемпиона России.

Эксперт: Конфликт Ирана с Израилем способен перекинуться на Катар и ОАЭ

Растущая напряженность между Ираном и Израилем с вовлечением США угрожает перекинуться на другие страны Персидского залива, заявил руководитель Группы изучения общих проблем региона Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков в ходе прошедшей в Москве XV Ближневосточной конференции клуба «Валдай».
Мнения

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?

Сергей Худиев: Как свобода абортов может привести к несвободе нации

Дети, абортированные 20-30 лет назад, уже были бы работниками и налогоплательщиками. Но их нет – и значит, надо повышать пенсионный возраст и импортировать работников из других стран. К чему приведет этот процесс, нетрудно догадаться.

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов