Авторские колонки

20 сентября 2005, 17:03

Дмитрий Бавильский: Небо в алмазах Людмилы Улицкой

Для себя технологию, в которой работает Людмила Улицкая, я называю «плюс один»: появление нового персонажа провоцирует углубленное путешествие в его историю. Где в свою очередь тоже появляются новые персонажи.

Улицкая – мастер короткого эпизода, сильной сцены, затем плавно вписывающейся в общее течение текста.

По сути, самые громкие романы Улицкой («Медея и ее дети», «Веселые похороны») построены по принципу классического сборника новелл, вспомним ли мы «Разговоры немецких беженцев» Гете или же главный образец жанра – «Декамерон» Бокаччо. Только, в отличие от предшественников, Улицкая размывает границу между отдельными эпизодами и обрамлением, никак их не противопоставляя друг другу.

Обрамление более не является служебным (как это было во времена ренессанса или романтизма), как раз наоборот, отныне рама является главным хранителем сюжетного единства.

Такая технология «сборника рассказов» позволяет значительно экономить сюжетные усилия: для того чтобы роман состоялся, достаточно одного-двух важных событий, вокруг которых группируются вставные рассказы, текст разбухает и становится многоступенчатым и многослойным.

Подобно режиссеру русского психологического театра, «умирающего в актерах», Улицкая «умирает» в своих ситуациях и персонажах

То есть «обычный» роман движется от события к событию и писатель должен постоянно придумывать и подкидывать в топку читательского интереса все новые и новые подробности.

В технологии «плюс один» существует одно, самое важное фундаментальное событие, которое перемешивается с персонажами и обстоятельствами их существования, таким образом, вскрывая подоплеку происходящего, показывая его «исторический» контекст и причины это самое событие породившие. И неизбежность этого самого события.

Технология «плюс один» дает возможность практически бесконечного нанизывания эпизодов. Именно таким образом Улицкая выстраивает свои сборники рассказов – различных вариантов одной и той же мысли-концепта, объединенных (как, скажем, в «Сквозной линии») единым персонажем и взглядом этого единого персонажа на все происходящее.

Так, романы оказываются сборниками рассказов, а сборники рассказов – дробными романами. Романами-пунктирами, если вспомнить определение, которое Андрей Битов дал своему «Улетающему Монахову», тоже ведь составленному из автономных текстов. Да и «Пушкинский дом», если взглянуть на него под увеличительным стеклом, оказывается сцепкой нескольких самостоятельных повестей.

Писательница Людмила Улицкая (фото ИТАР-ТАСС)

Это, как мне кажется, важная и весьма современная тенденция («поздний» Виктор Пелевин работает примерно так же, или вот недавно ставший известным Олег Зайчанковский) единства и разрозненности различных прозаических частей, собранных под одной обложкой. Потому что больше читательской свободы – хочешь вдоль читаешь, а нужно – так и поперек.

Существенный момент: технология «плюс один» позволяет уйти от важной для современного романа сюжетной симметрии («Понимаешь, симметрия – это смерть», кричит перед собственной смертью Алик, главный персонаж «Веселых похорон»), когда все ходы складываются, обязаны сложиться в итоговый пасьянс. То есть, не происходит никакого явного и видимого насилия над реальностью. Текст выращивается как растение, он словно бы следует логике событий. Логике самой жизни. Сила Улицкой и заключается в том, что она пишет «про жизнь». Пишет, как дышит. Как видит. А взгляд у Улицкой выдающийся, цепкий, да и память феноменальная. Потому что в основе практически всех ее историй реальные люди и факты.

Это самое главное – подобно режиссеру русского психологического театра, «умирающего в актерах», Улицкая «умирает» в своих ситуациях и персонажах. Она пишет «как есть», сводя собственное авторское присутствие к минимуму – зачем этим текстам автор, если в тексте все, как в жизни? И только пристальное, второе прочтение показывает точную и кропотливую работу по созданию микрособытий и их связанности между собой, по тому, как детали и, казалось бы, самые необязательные штрихи работают на раскрытие основной идеи. Этой мнимой простотой Улицкая отличается, например, от Татьяны Толстой, которая слова в простоте не скажет.

Писательница Татьяна Толстая

Оснащенная тяжелой артиллерией стиля и знаний, накопленных человечеством, Толстая не знает о чем писать. Если только о себе, своей собственной исключительности. Проза Толстой схожа с выступлением артиста, на творение режиссера новой формации, в основе постановки которого – зрелищность и концептуальность. Толстая – это такой литературный Ленком, красиво, богато, но в то же время и про духовность. Порционное, буржуазное искусство. Толстая не говорит, она глобалит, она, как большой писатель, думает о судьбах человечества. Потому что так положено «людям мира» и «интеллектуалам европейского уровня». Улицкая растет из русской прозы с ее пристальным вниманием и сочувствием к «лишним» и «маленьким» людям. Названия сборников Улицкой – «Бедные родственники» или «Первые и последние» говорят сами за себя. Улицкая любит тех, о ком пишет.

Аналитичность меняется на нежность и приправляется простотой. Улицкая не боится банальностей. Не в смысле устройства текста и приемов, но обычных, бытовых материй и вещей. Очень часто мы опускаем то, что кажется нам недостойным внимания в силу своей очевидной очевидности. Между тем именно то, что прячется в тени умолчаний, ближе всего к нашей собственной сути. Очевидное (то, что человек делает как бы механически, не объясняясь) и есть сердцевина человека, которую не видно ни со стороны, ни изнутри. Очевидное – это то, что Улицкая вытаскивает на поверхность из близких, родных и знакомых. И вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узоры их судеб оказываются исполненными горних смыслов и конфликтов шекспировского накала.

Вам может быть интересно

Спецназ начал разгонять акцию протеста у здания парламента в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Маск предрек «бесконечную войну» из-за соглашения между США и Украиной

Возможное соглашение между Киевом и Вашингтоном повлечет «бесконечную войну», заявил американский предприниматель Илон Маск.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Помощник Майданова раскрыл подробности о состояния артиста

Состояние певца Дениса Майданова нормализовалось, с ним все в порядке, рассказал помощник артиста.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?