Авторские колонки

1 декабря 2005, 20:51

Дмитрий Бавильский: «Букер» поверженный

Один трудолюбивый литературный критик известен тем, что накануне объявления победителя премии «Букер» пишет шесть одинаковых статей. Ровно по количеству финалистов. Чтобы первым успеть: утром в куплете – вечером в газете.

Попутно вскрывая прием: каждый из шести вполне достоин оказаться в финале. Для любого можно найти доводы и аргументы. Соглашаясь с решением жюри или сочиняя дежурные дифирамбы скрепя сердце.

Сегодня такая тактика могла бы себя вполне оправдать. Ибо нынешнее решение жюри выглядит совершенно непредсказуемым: снова победила черная лошадка, на которую почти никто не ставил, - книга молодого писателя Дениса Гуцко. Хотя целую осень литературный люд обсуждал животрепещущий вопрос: дадут ли «Букера» шестидесятнику Анатолию Найману с его романом «Каблуков». Ибо шестерка финалистов изначально составлялась по принципу одного-единственного бриллианта и всего остального в качестве обрамления. Ее, шестерку, изначально составляли так, чтобы протащить Наймана в финал.

Обидно было за всех – и за самого Наймана, поставленного в дурацкую ситуацию. Ведь если премию дадут ему – значит, решение продавили, если не ему, то еще хуже – де, даже в такой патовой ситуации не смогли продавить. Бедный Найман!

Cнова победила черная лошадка, на которую почти никто не ставил, - книга молодого писателя Дениса Гуцко

Продавить его «Каблукова» действительно не смогли: премию получил Денис Гуцко с романом «Без пути-следа». Так жюри сначало создало себе головную боль, а потом титаническими усилиями попыталось выпутаться из скандала. Поэтому нынешний вердикт выглядел так: кто угодно, но только не Найман. Становится понятным, почему половина финалистов не пришла на итоговый банкет и на объявление лауреата.

При любом ином раскладе Гуцко вряд ли получил бы своего несомненно заслуженного «Букера». Он выиграл в ситуации компромисса, решения той самой головной боли, которая после улюлюканий журналистов (нынешний шорт-лист не понравился никому) превратилась для членов жюри в хроническую болезнь.

Проблемой оказалось именно становление финальной шестерки. Превратив в статистов пятерых прочих финалистов, члены жюри сами стали статистами. Ладно. С председателем жюри Аксеновым и с приглашенным в жюри в качестве звезды Спиваковым (на объявлении короткого списка дирижер честно сказал, что книги претендентов не читал) все понятно. Но куда смотрели, составляя шестерку и подвергая опасности свои честно заработанные репутации, такие профессионалы, включенные в жюри, как критики Алла Марченко и Евгений Ермолин, поэт и книгоиздатель Николай Кононов? Зачем им это «на чужом пиру похмелье?» Почему они вообще допустили самый невыразительный шорт-лист за всю историю русского «Букера»?

Невключение в список романа Михаила Шишкина «Венерин волос» коряво мотивировали тем, что он уже получил за него д р у г у ю премию (казалось бы, что самочинной логике «Букера» чья-то чужая Гекуба?). А вот вспомнить о том, что в финал «Букера» уже выходил роман с фамилией «Каблуков» в заголовке (книга екатеринбургского прозаика Андрея Матвеева), профессионализму не хватило? Я уж не говорю о покрытой мраком истории с сокращением первоначального варианта длинного списка, который урезали едва ли не вполовину. Зачем? По каким критериям? С чьего лукавого попустительства?

Писатель Денис Гуцко

Но чу, хватит о «Букере», бессмысленном и беспощадном. Долгое время казалось, что родовые травмы этой премии связаны с тем, что она патронируется литературным истеблишментом, чьи критерии и понятия радикально отличаются от рядовых читательских запросов. Опошлили, превратили в междусобойчик, испортили песню, господа. Возможно, если возникнут премии под началом людей, непричастных к истеблишменту, все изменится? Ан нет. Станет еще хуже. Беспросветнее и бесперспективнее: литературный люд хоть как-то в специфике текущего процесса ориентируется. Стыд и профессию проели, но хотя бы инстинкты остались. А когда тачать сапоги берутся кондитер или физик-ядерщик, результаты оказываются... как бы это сказать... даже и слова-то такого нет.

Нынешней осенью объявили об учреждении сразу двух монстров – премии Бунина и премии «Большая книга». Размеры призового фонда немыслимые. Значит, будет вам Белка, будет Стрелка, будет и свисток и все остальное. Когда на кону такие деньги, то бесстыдство нынешнего «Букера» покажется детской шалостью. Увидим еще. Порадуемся. Так что и дилетанты-любители в организации новых институций для нынешнего литпроцесса - не спасение.

Странная оказывается закономерность – состязания, так или иначе попадающие в нерв современной литературы и имеющие отношение к литпроцессу («Антибукер», «Аполлон Григорьев»), быстро сходят со сцены или (как «Национальный бестселлер») работают с организационными перебоями. На плаву остаются только соревнования, существующие лишь в измерении информационных поводов. Или для какой-то внутренней надобы (как, скажем, «малые» премии за лучшую повесть и лучший рассказ года, которые разыгрывают между собой толстые журналы). Если только «Дебют», поддерживающий молодых? Ведь даже самая старая и эстетически независимая премия Андрея Белого нынче оказалась едва ли не приватизированной.

А как иначе? Ведь только представьте – группа инициативных граждан придумывает премию, находит деньги. Для чего? Чтобы п о д а р и т ь их какому-то другому человеку. Люди старались, чтобы сделать красиво постороннему хмурому писаке? Да с какого перепою? Тем более что у всех у нас с в о и х да л ю б и м ы х (хороших да родных) и на короткий список найдется. И даже на длинный. Вот только причем здесь литература?

Дело здесь в общей культурной и общественно-политической ситуации. У нас вообще с выборами беда. Не только с литературными. Возьмите любые политические кампании. Никого не удивляет, что любые выборы любого уровня мгновенно превращаются в помойку. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Что воля, что неволя – все равно выходит криво. Есть, видимо, жесткая закономерность между состоянием общества и спецификой выбора (в том числе литературного).

Ибо посмотришь на западные премии (взять того же английского «Букера») – и тексты выдвигаются прозвучавшие, и читательская активность этими премиями стимулируется в правильном направлении. Хотя... Вот в этом году главным сюжетом в розыгрыше многочисленных французских премий стало предвзятое отношение к новому роману самого известного нынешнего французского романиста Мишеля Уэльбека. А параллельно возникли и погромы, и политический кризис, и революционная, можно сказать, ситуация. События эти (Уэльбек и волнения), разумеется, напрямую не связаны. Но как симптом общественного неблагополучия очень даже показательны.

Справедливости ради нужно сказать, что свою премию Уэльбек в этом году все-таки получил. Не самую крупную и престижную, но... Французская демократия сработала. Вот и беспорядки пошли на убыль. И можно только предполагать, какой масштаб могут принять подобные события, случись они в нашей стране. У нас и премии иные, и порядки, сами знаете, не самые мягкотелые. Так что ситуацию с «Букером» и прочими премиями вполне можно рассматривать как косвенную диагностику общественной вменяемости. Убежден, если в России возникнут общественное мнение и прочные демократические институты, все как-то само собой и с литературными премиями наладится. Надеюсь, еще увидим.

А пока имеем то, что имеем. Литература нынче загнана в интеллектуальное гетто, книжные премьеры редко становятся событиями, и премия – хороший (едва ли не единственный) повод, чтобы поддержать отечественного производителя качественных текстов. Чтобы тема «литературы» попала в вечерние новости и на страницы газет. Лишний раз демонстрируя, что премиальные механизмы пробуксовывают и не спасают книгоиздательский мир от стойкого внутреннего кризиса.

Еще лет пятнадцать-двадцать назад литературный процесс работал, как хорошо заведенные часы. Несмотря на то что, кроме «Государыни», никаких других премий не существовало. Пришли иные времена, потребовав каких-то новых и дополнительных механизмов активизации литераторов и литературы. Премии, к всеобщей радости, стали возникать как грибы. Прошло всего ничего, чтобы стало очевидным: соревновательная технология здесь не работает. Поэтому совершенно неважно, кто и как борется, кто и как присуждает. Премия сама по себе как жанр, как дискурс, как вид культурной жизни все сильнее и сильнее выказывает свою нежизнеспособность.

Правда, ведь и других видов и жанров пока что не придумали. Не запустили. Каждый народ заслуживает такие литературные премии, какие заслуживает.
А пока читайте роман нового букеровского лауреата Дениса Гуцко.
Нескучной вам ночи.

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?