В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Киры Берестенко о цепи сюжетов и ассоциаций, рождающихся в сознании граждан Украины.
Есть такая деятельность – законы создавать. Точнее, творить: ведь законотворчество – это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы.
В нашем «доме» нет хозяина, способного одернуть особо мнительную домохозяйку от нехороших мыслей: «О доме думай!
Здесь нужна точность выражения мысли: двоякое толкование правовой нормы недопустимо. Закон один для всех, а конституционный принцип строится о том, что его незнание не освобождает от ответственности: это знают даже дети.
Правда, среди моих коллег на эту тему всегда ходили шутки, что, мол, знание – освобождает, но тут больше юмора, чем правды, поскольку практика отнюдь не всегда подтверждает эту теорию.
В Киеве законы творятся в парламенте – Верховной раде Украины – законотворцами: народными избранниками (депутатами). Среди спектра их прав и полномочий – право законодательной инициативы, предусмотренное статьей 12 закона «О статусе народного депутата».
1
Активно реализуя свое право, наши парламентарии (кстати, согласно части 5 статьи 10 закона о своем статусе, не несущие никакой юридической ответственности ни за свои высказывания, ни за результаты голосования) борются за чистоту наших умов и свободу от памяти, запрещая российские фильмы, русскую классику, советскую символику, Компартию и, конечно, критику власти.
Среди последних инициатив – «Проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно ответственности за публичное отрицание факта военной агрессии страной, признанной Верховным советом Украины страной-агрессором)», зарегистрированный 27 марта 2015 года, текст которого пока доступен лишь узкому кругу посвященных в инициативы людей – аппарату Верховной рады.
Поэтому, достоверно не зная, является ли доставка российского немирного газа в каждую квартиру агрессией «агрессора» или нет, лучше вообще молчать.
И никакие лирические отговорки типа «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» тут не уместны: чтобы у украинцев не было подобных «отмазок», украинские телеканалы неустанно разъясняют нам, что наше информационное пространство должно быть зачищено не только от «слов» наших «небратьев», но и от самих неправильных людей. Некоторые из новоявленных врагов успели побывать в нашем позорном прошлом народными артистами СССР – теперь от них не должно остаться даже песни.
Сформулировав 27 февраля 1869 года вышеупомянутую формулу магического воздействия человеческого слова на свою и чужую судьбу, Федор Тютчев наивно призвал нас к снисхождению:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Я бы на его месте так не обобщала: отсутствие «благодати» у слушателей «слова» вполне конкретно определит их реакцию даже на фамилию русского поэта-подстрекателя.
И если, по меткому высказыванию Коко Шанель, настоящая женщина может сделать из ничего салат, шляпку и скандал, то настоящая украинская патриотка при желании сделает из своей соседки «сепаратистку и террористку», только «услышав» за стенкой неправильную музыку или запрещенный «голос».
2
…Когда-то я увлекалась психологией и разными заковыристыми тестами. Особенно мне нравилось распознавать «картинку в картинке» типа автопортрета Ван Гога. Несколько лет назад, находясь не в самом лучшем расположении духа, я не смогла различить в портрете старой женщины молодую.
Недавно же, случайно открыв эту картинку, я не нашла на ней старой.
Лучшие психологи и психиатры, изучая нашу «подноготную», разрабатывали тесты и технологии, позволяющие сделать «тайное явным», выявить скрытые потребности личности, проникнуть в мир ее подсознательных желаний и фантазий.
Особенно мне нравится тест «Пятна Роршаха», разработанный сто лет назад швейцарским художником, ставшим психиатром – Германом Роршахом, автором труда «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии».
Все, что нам близко, что делает нас счастливыми или пугает, может быть выявлено из сюжетов ассоциаций, вызываемых у нас чернильными пятнами – «кляксами» Роршаха, в каждой из которых диагностируемый видит что-то свое: кто-то находит бабочку, а кто-то – смерть.
Ученик Карла Юнга, он мог стать мэтром психоанализа, но, легко препарируя наше подсознание, сам в 37 лет стал жертвой банального перитонита 97 лет назад – в апреле 1922 года.
Но для стремительного и поверхностного XXI века его тест слишком сложен.
Как показывает старый анекдот, даже слово из трех букв каждый воспринимает в меру своей распущенности, и в нашем «доме» нет хозяина, способного одернуть особо мнительную жену от нехороших мыслей: «О доме думай!».
Зато, когда в прошлогоднем «Поле чудес» нам предложили отгадать слово, содержащее буквы «п», «з» и «д», мы радостно воскликнули: «Запад!», не осознавая, что загоняем себя в большую итальянскую бутылку под загадочным названием «Фиаско»…