В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Евгения Петрова о том, что значит Родину любить.
Государству мы платим налоги, пытаясь получить от него что-либо взамен, а от Родины мы не просим ничего
«Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», – писал Александр Сергеевич Пушкин.
Цитировать классиков – сплошное удовольствие. А вот еще – «Мила нам добра весть о нашей стороне, Отечества и дым нам сладок и приятен». Это уже Гавриил Романович Державин.
О чем писали великие мужи? Конечно, о Родине, которую любят не за что-то, а просто так, потому что даже ее дым – уже лекарство. Родина – это и отеческие гробы, и пепелище, и картинка в твоем букваре – и многое, многое, о чем спето, сказано в стихах и написано много книг.
Еще в школе мы узнали, что патриот – это человек, который любит Родину, хотя неужели есть такие, кто ее не любит или любит за что-то? Так мы думали в детстве, а может, и нет, часто ли вы в детстве думали о Родине?
Хотя есть и другие высказывания известных людей на эту тему. «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Автор выражения – английский поэт Самюэль Джонсон. Как очень часто бывает, цитата со временем утрачивает первоначальный смысл, потому как сказано это было о тех негодяях, которые рядятся в шкуры патриотов, чтобы пролезть на вершину власти.
Власть, государство, Родина и человек – об этих понятиях мы начинаем задумываться после детства, пытаясь найти разницу между родиной и государством. Один умный человек сказал, что государству мы платим налоги, пытаясь получить от него что-либо взамен, а от Родины мы не просим ничего. Государства не видел никто никогда, а Родина – вот она, за окном. Родина одна, государств может быть много.
В известном советском фильме «ТАСС уполномочен заявить» матерый ЦРУшник, напутствуя шпиона, говорил примерно следующее: «Русские любят критиковать свою страну, но не любят, когда это делают другие».
И, надо отдать должное, это именно так. Вот, например, что пишет А. С. Пушкин своему другу Вяземскому: «Я, конечно, презираю Отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Но тот же Александр Сергеевич, обращаясь к Чаадаеву, призывает: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
Так где же грань отношения человека к государству и к Родине, где кончается патриотизм и начинается коллаборационизм (уж простите за словесную конструкцию)? Наше поколение не знало революций, войн, но нам удалось пожить при социализме и диком капитализме, пережить развал империи, разочароваться в тезисе «заграница нам поможет» и понять, что «у России только два союзника – армия и флот».
Наше нынешнее положение дает повод задуматься о многом и многое переосмыслить. И если не так уж важен ответ на вопрос «кто виноват?», то «что делать?» – знать очень бы хотелось.
Но что еще более важно – пришло время определиться, по какую сторону баррикад находиться. Сейчас в интернет-пространстве идет настоящая война между державниками и либералами, креативный класс, включающий в себя творческую интеллигенцию, разделился надвое, в очередной раз славянофилы и западники спорят, каким путем идти: всякий норовит оторвать голову нашему двуглавому орлу, пусть смотрит конкретно в одну сторону.
Что же представляют собой эти люди и чего они хотят? Вернуть Крым на место, отдать Курилы, покаяться перед всем миром за то, что мы есть? Потихоньку из соседней, некогда братской Украины перекочевали к нам такие понятия, как «ватники» и «колорады».
«Ватники» – от слова ватник-фуфайка, еще можно вспомнить и шапку-ушанку и валенки, которые носит типичный представитель среднерусской глубинки, ну а «колорады» – те, кто надел на себя георгиевскую ленточку. Вот, например, выдержки из одного журнальчика:
1. Основной профиль журнала – изучение ватной мутации человечества.
2. Цель работы журнала – спасение тех, кого еще можно спасти.
3. Вата в журнале является объектом, а не субъектом исследований. Поэтому мнение ваты никого не волнует, мы изучаем вату, а не спорим с ней.
Если вы думаете, что этот журнал издается в недружественной нам Украине, то сильно ошибаетесь. Издается он в городе на Неве, колыбели трех революций!
Так вот, если пользоваться «ватной» терминологией, наши воинствующие либералы – своего рода «синтетика». Некий коктейль из русофобии и нарциссизма. Для «синтетики» генерал Власов не Иуда, предавший Родину в трудную минуту, а борец со сталинским режимом.
Для них Норд-Ост и Беслан – не трагедия, а повод позлословить в адрес собственной страны. Они льют слезы по оккупированным жителям Крыма, забыв спросить об этом самих жителей.
Для «синтетики» 6-й флот США в Севастополе – городе славы русских моряков – это нормально, это признаки демократии. У «синтетики» нет Родины, они называют ее «эта страна», у них нет истории, для них нет даже «России, которую мы потеряли», лишь сплошная империя зла. «Синтетика» – как искусственное образование – родства не помнит.
Эти люди, выращенные в пробирках «демократии», поднимают вой, когда идет борьба с терроризмом в Чечне, но привычно молчат, когда накрывают «Градом» роддом на Юго-Востоке Украины.
«Синтетика» твердо знает, что это коварный русский медведь напал на Германию и Украину. В их силах то, чего не может даже Господь Бог – изменить историю. Чем хуже для России, тем лучше для них: знакомые большевистские мотивы.
Они еще не едят торт «Русский младенец», как делают их продвинутые сподвижники на Украине под Новый год: у них другие гастрономические привычки. Сейчас эти господа-карбонарии, томимые духовной жаждой, озабочены отсутствием деликатесных сыров на прилавках элитных магазинов.
Отовсюду мы слышим стоны – это стонут наши пролетарии умственного труда. Очевидно, примеряя всех остальных по своей мерке, они заявляют, что в России идет война между телевизором и холодильником.
Подразумевается, что основное «ватное» население зомбируется пропагандой из телевизора, а содержимое в холодильнике будет со временем тем фактором, который позволит вывести людей на улицы и установить царство демократии.
Любовь к Родине у этих светочей демократии пропорциональна густоте сметаны и наваристости щей.
Мне иногда искренне жаль нашу «синтетику» – живут они в чужеродной среде, как рыбы на берегу, и дым Отечества им горчит, и гробы не любы, и Крымненаш. И вряд ли они, со товарищи из-за рубежа, когда-нибудь поймут, что холодильник в России никогда не победит телевизор, не тот у нас генетический материал. Наверное, загадочная русская душа все же существует, как и тайна, которую не выдал Мальчиш-Кибальчиш.
Есть известная фраза: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Когда смотришь новости в телевизоре, то кажется, что это какая-то отдаленная реальность, бесконечный мыльный сериал «Санта Укрейн», но когда однажды утром видишь в собственном дворе автомобиль с луганскими номерами, отчетливо понимаешь, что политика уже живет в твоем доме, и остаться в стороне от этого жуткого перформанса не удастся.