В политике существует давнее правило – обращать внимание не на слова, а на дела. Однако у этого правила, как у всякого другого, бывают исключения. Когда, например, вовремя произнесенное слово становится началом великого дела.
Ответ Путина – российская альтернатива. Это новый миропорядок, основанный на «глобальном консенсусе ответственных сил
Сказанное в полной мере относится к речи Владимира Путина на очередной сессии Валдайского клуба в олимпийском Сочи. Уже по ходу произнесения она вызвала массу комментариев и сравнения с его же мюнхенской речью 2007 г., и даже с речью У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.
Допуская правомерность этих аналогий, следует в то же время признать: нынешняя речь Путина эпохальна в буквальном смысле слова. В ней зафиксирован конец прежней «постсоветской» эпохи и четко обозначены параметры нового мирового порядка.
Того порядка, который, несмотря на веские основания для пессимизма, все еще кажется возможным. При том, однако, условии, что все ответственные глобальные игроки будут оценивать свои и чужие поступки уже не по устаревшему «гамбургскому», а по установленному Путиным «сочинскому счету».
Главный принцип этого счета – правда. Как сказано в самом мастерском русском романе – правду говорить легко и приятно. Именно такое ощущение складывалось во время выступления Путина.
И это при том, что высказанная им правда, скорее, способна парализовать, чем окрылять. Как раз в этом парадоксе, пожалуй, и заключена та энергетика путинской речи, которой оказались захвачены даже самые скептические его слушатели.
Но Путину удалось значительно больше: он не просто завладел вниманием аудитории, он сумел отключить ее от пропагандистской лжи и псевдонаивного «псакинга», превращающего белое в черное и наоборот. Его речь содержала четкое описание нынешнего глобального политического кризиса, убедительное опровержение способа выхода из него, предлагаемого США, и – российскую альтернативу.
Сегодня всем ясно, но все до сих пор боялись это признать, что попытка США установить однополярный миропорядок после распада СССР привела мир к дестабилизации и хаосу. Их стратегия десуверенизации под предлогом защиты демократии и прав человека породила лишь новые формы диктатуры и бесправия. И никого не может обмануть наигранный американский оптимизм.
Путин предпочитает быть «пессимистом», который принимает реальность такой, какова она есть, то есть, если пьет коньяк, то и называет это коньяком. А не «оптимистом» подобно Обаме, который, имея дело с «клопами» вроде боевиков, свергавших законные правительства в Ливии, Сирии и на Украине, пытается убеждать всех, что это и есть настоящая «демократия».
Эта политика «двойных стандартов» превратила международное право в то самое «дышло», которое США куда хотят, туда и воротят. Например, в случае Косово выходить из состава суверенного государства Югославия без референдума можно. А в случае Крыма и Севастополя этого делать нельзя даже и по итогам референдума.
Констатировав очевидное, Путин однозначно заявил, что американские игры в Юпитера, которому позволено все, больше не пройдут, потому что, «может быть, быку не позволено, но хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще он считается у нас хозяином тайги и не собирается, я знаю это точно, куда-то переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст».
Такова реальность, и ее США не смогут изменить никакими санкциями. Суверенное право России и любого другого народа самостоятельно решать свою судьбу – вот то, что не учли авторы проекта униполярного миропорядка.
И, понимая, что они по уши погрязли в последствиях собственной «однополярной авантюры», американцы теперь пытаются применить «лекарство», которое хуже самой болезни. Они предлагают миру второе издание холодной войны, выискивая нового врага, которого можно попытаться превратить в «мировое зло».
В этом шулерском кастинге – Иран, Китай и Россия. Россия, похоже, в первую очередь. И более того – даже персонально Владимир Путин. Будучи бесспорным мировым политическим лидером № 1, он превращается в мишень для самых изощренных пропагандистских атак.
Дело доходит до того, что в американском рестлинговом телешоу Raw появляется злобный персонаж по имени Русев, а для того, чтобы публика ничего не перепутала, на специальном экране проецируется огромный портрет Путина.
С помощью такого рода примитивных трюков США пытаются сколотить очередную коалицию – не «за», а «против». Легализуя тем самым свое право уже не просто на глобальное лидерство, а на глобальный диктат.
Ответ Путина – российская альтернатива. Это новый миропорядок, основанный на «глобальном консенсусе ответственных сил». Уже не перезагрузка только лишь в отношениях США и России, а глобальная перезагрузка всех международных отношений. Все значимые мировые игроки должны договориться о правилах игры для того, чтобы глобальный кризис преодолеть.
Триединая формула этого консенсуса: справедливость, равноправие, правда. И начинается новый миропорядок именно здесь, в Сочи – с правды, открыто высказанной Владимиром Путиным.