В мире

31 марта 2021, 19:00

Западной вакцине отмывают репутацию

Фото: REUTERS/Yves Herman

После всех скандалов, связанных с западной вакциной AstraZeneca, производитель решил вообще сменить ее название. Сможет ли подействовать это средство на западного потребителя и что означает это событие в контексте развернувшейся в мире «вакцинной войны»?

Англо-шведская компания AstraZeneca после массового отказа от использования ее вакцины в ряде европейских стран решила сменить название вакцины на Vaxzevria. Причем сделано это без каких-либо изменений самого препарата – его состав и принцип действия останутся прежними. Компания прибегла к хорошо известному в бизнесе приему (так называемый ребрендинг или ренейминг), который обычно используют для «обнуления» плохой репутации продукта.

За последние месяцы репутация вакцины AstraZeneca / Vaxzevria подмочена катастрофически: зафиксированы смерти у привитых ею людей, многие получили осложнения из-за формирования тромбов и нарушения свертываемости крови. Компания, понятное дело, отрицает прямую связь смертей с вакциной, и в этом ей активно помогают европейские и американские медицинские организации, однако негативный имидж у вакцины в массовом сознании уже сформировался. Между тем на кону десятки миллиардов долларов, действующие и новые контракты с США, ЕС и 70 странами, в реализации которых заинтересованы контрагенты.

Поспешное переименование вакцины с подмоченной репутацией выглядит, как отчаянная мера спасти ее в безвыходной ситуации, не желая ничего менять по существу. По выражению известного специалиста по вопросам биологической безопасности и экологии Николая Дурманова, это «судорожный, по сути, истеричный шаг в попытке перебороть тенденцию». 

Как утверждают эксперты, в фармацевтике бывали случаи, когда неудачному препарату удавалось вернуть доверие под другим названием, но после серьезной дополнительной работы, при изменении состава, позиционирования и пр. AstraZeneca ничего подобного не сделала. Для дополнительных исследований и переработки вакцины понадобились бы месяцы или даже годы, что привело бы к срыву контрактов и потере рынка в пользу других, не исключено в том числе российских вакцин.

«Если же они никакого изменения в состав вакцины не вносили, то это просто ребрендинг для маркетинговых целей», – констатирует очевидное врач-иммунолог Владимир Болибок. Однако ребрендинг ребрендингу рознь. В большинстве случаев это всё же некоторый процесс, растянутый во времени и с какой-то добавленной стоимостью – то есть продукт в некотором случае действительно меняется.

Так, в августе прошлого года корпорация Boeing сменила название последней модели самолета, убрав слово «Max» и оставив 737-8. Сделано это после годичных усилий по исправлению ошибок в самолете, которые привели к авиакатастрофам и сотням погибших пассажиров. Понятно, что небольшое изменение в названии лайнера направлено на то, чтобы немного снять негативные ассоциации и страх потенциальных пассажиров. Впрочем, полностью такой страх смогут убрать только безаварийные полеты самолета в течение нескольких лет. К несчастью для корпораций, чувство самосохранения людей еще не полностью подконтрольно маркетологам.

Существуют и российские примеры удачного ребрендинга. Так, лоукостер «Добролет» был вынужденно переименован в «Победу» после санкций Евросоюза за полеты в Крым. Причем «Аэрофлот» не просто поменял вывеску, но отказался от лизинга самолетов в Европе, тем самым застраховавшись от повторения ситуации.

Другой пример в авиаотрасли – это компания «Сибирь» из Новосибирска, которая в 2005 году переименовалась в S7 Airlines, чтобы стереть у пассажиров негативные ассоциации с катастрофами ее самолетов. Сейчас S7 является одной из крупнейших и надежных авиакомпаний России. В банковской сфере много примеров ребрендинга, как правило, в результате поглощений, слияний и банкротств.

Впрочем, в бизнесе смена названий зачастую используется не вынужденно, а как имиджевый прием, рассчитанный на повышение продаж за счет эффекта новизны. В маркетинге ребрендинг преподносится как «поиск нового ценностного предложения или формулирование его новыми словами, чтобы встряхнуть целевую аудиторию».

Так, производители пива, прохладительных напитков, косметики регулярно запускают новые линии, хотя их содержание меняется значительно в меньшей степени, чем упаковка. Это действительно нередко приводит к росту продаж, пусть и временному. После чего запускаются новые марки с выдуманными отличиями.

Называя вещи своими именами, ребрендинг – это уловка продавца, призванная внушить покупателю необходимость покупки прежнего товара под видом нового. Современная экономика неолиберализма вообще больше похожа на оккультную магию, чем на науку: чего стоит только «доверие» к доллару, «отрицательный рост» или «высокодоходные мусорные бумаги».

Попытка вернуть доверие к разочаровавшему продукту через смену бренда (по сути, фантика) – один из таких же магических приемов. Его нельзя объяснить, в него можно только поверить – и некоторое количество людей, чье мировоззрение уже перешло на эти «рельсы», вполне доверяют такому «финту ушами». Но остается немало и тех, кто не верит подобной алхимии, не воспринимает как норму детские хитрости в столь серьезных делах, касающихся здоровья и безопасности.

А вакцина от коронавируса – это прежде всего именно вопрос безопасности, причем целых народов и стран.

Если смена названия шоколадки или дезодоранта мало кому может навредить, то переименование лекарственного препарата, к которому есть претензии, совсем другое дело. Здесь возникает серьезный морально-этический аспект – насколько уместен такой имиджевый прием, если вдруг завтра от «нового старого препарата» пострадают доверившиеся ему люди?

Впрочем, по оценке большинства экспертов, доверия к англо-шведской вакцине это вряд ли добавит. Они отмечают, что если самой AstraZeneca решение не навредит (в том смысле, что хуже некуда), то отношение рядовых граждан к вакцине вряд ли улучшится. Наоборот, этот ход будет воспринят как хитрость – и люди станут вдвойне бдительнее. Как пишут французы в комментариях к этой новости, «маргарин, если ему поменять название, маслом не становится».

Таким образом, ребрендинг вакцины AstraZeneca / Vaxzevria – один из эпизодов вакцинной войны, развернувшейся в мире с подачи Запада. Началась она с кампании очернения российской вакцины «Спутник V» и недопущения ее на европейский рынок, продолжилась борьбой между США, Великобританией и ЕС за недостающие дозы вакцин в условиях третьей волны коронавируса. 

И поскольку один из инструментов в этой войне – вакцина AstraZeneca – внезапно для ее зачинщиков стала терпеть поражение, и было решено использовать хитрость. Изменить вакцину, не меняя ее. Средство в целом испытанное и надежное – если только не забывать, что заложниками в этой войне стали простые жители западных стран.

Текст: Иван Бивора

Вам может быть интересно

Кремль: Сотни россиян ежедневно подписывают контракты с Минобороны
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Депутат Рады назвал Зеленского «клоуном» за ложь после удара «Орешника»

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

В Киеве ночью взорвались два трансформатора

В ночь на субботу в киевском районе Борщаговка произошли взрывы двух трансформаторов, причины пока не известны.

The Hill сообщил о планах конгресса обязать Трампа поддерживать Украину

Конгресс США предложит внести поправки в закон о помощи Украине, чтобы будущая администрация избранного президента Дональда Трампа не смогла отменить поддержку, пишет The Hill.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Киев направил отряд дронов в Курскую область против «Ахмата»

Киев отправил спецподразделение беспилотников для уничтожения спецназа «Ахмат» в Курской области, но их миссия завершилась неудачей, рассказал командир бронегруппы сводной артгруппы «Пресса» с позывным Сальза.

Россиянам напомнили, какой налог впервые нужно заплатить в 2024 году

Российские вкладчики в 2024 году впервые уплатят налог на доход с процентов по вкладам, если сумма превышает 150 тыс. рублей, а общий доход составляет до 5 млн рублей, пояснил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

Киев перебросил элитные подразделения в Часов Яр

Вооруженные силы Украины усилили оборону в Часовом Яре, перебросив элитные подразделения в промзону огнеупорного завода, сообщили в силовых структурах.

Зеленский разозлился на Раду за отмену заседания

Владимир Зеленский выразил недовольство Верховной радой, которая отменила заседание из-за страха перед возможным российским ударом после применения системы «Орешник».

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре

Российские войска перерезали одну из ключевых трасс снабжения ВСУ, ведущую из Славянска в Часов Яр, что затруднило подвоз сил и ресурсов противника.

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?