В мире

15 октября 2021, 11:14

Как талибы истребляют западные порядки в Афганистане

Фото: REUTERS

Ровно два месяца назад, 15 августа, талибы вошли в Кабул, а проамериканское правительство Афганистана было свергнуто. И хотя самые страшные прогнозы не оправдались, жизнь граждан страны резко изменилась. Какие новые порядки введены талибами ради «установления справедливости» и кому теперь в Афганистане живется хуже всего?

С момента захвата талибами Кабула прошло два месяца, никаких шансов на возвращение предыдущего режима нет даже в теории – однако «Талибан*» до сих пор не может добиться своего признания международным сообществом в качестве легитимной афганской власти. И дело тут не только в каких-то дипломатических статусах – талибам кровь с носу нужна международная экономическая помощь, невозможная без признания.

За нашу и вашу безопасность

Дело в том, что экономика страны балансирует на грани коллапса. Деньги из-за рубежа больше не поступают (по некоторым данным, они составляли до трех четвертей расходной части афганского бюджета), активы Центробанка страны заморожены американцами, система здравоохранения практически не работает, урожай был очень плохой – а впереди зима, которую нужно как-то прожить.

При этом талибы говорят, что их проблемы по факту касаются не только них. По словам министра иностранных дел Афганистана Амира Хана Муттаки, «никто не должен быть заинтересован в ослаблении афганского правительства, поскольку негативные последствия этого ослабления окажут прямое влияние на весь мир – как с точки зрения обеспечения безопасности, так и в плане потока экономических мигрантов из страны». 

Поэтому «Талибан» активно ведет переговоры с США в Дохе, а представитель Госдепартамента Нед Прайс называет эти переговоры «продуктивными». «Мы их ведем практично и прагматично, – поясняет чиновник. – Сосредотачиваемся прежде всего на вопросах безопасности и борьбе с терроризмом, на представляющей для нас всех угрозе от группировок наподобие ИГ в Афганистане. Также говорим о гарантиях возможности покинуть страну американским гражданам и иностранцам, а также нашим афганским партнерам, которым мы особо обязаны. Ну и, конечно же, о правах человека, включая сущностное участие девочек и женщин во всех аспектах общественной жизни страны».

Однако если по первым пунктам с горем пополам удается договариваться (то же ИГ является для «Талибана» врагом, а большая часть бегущих из страны людей не представляет для них интереса), то с правами человека в Афганистане очень плохо. И, как предсказывают эксперты, ситуация будет в краткосрочной перспективе изменяться лишь в худшую сторону.

И ладно бы талибы, будучи авторитарными властями, взяли бы под контроль лишь околовластные общественные сферы и ограничились бы изменением некорректной больше топонимики подобие переименования так называемого Базара Буша (кабульской площади с сотнями магазинчиков) в «Базар моджахедов». Но нет, движение пытается заставить все общество жить, работать, веселиться и творить по своим собственным правилам. «Никто не имеет права указывать нам, какими должны быть наши законы. Мы будем следовать исламу и писать законы на принципах Корана», – говорит мулла Нураддин Тараби (один из лидеров «Талибана», бывший министр юстиции в их правительстве, ныне занимающий пост замглавы афганского «Красного полумесяца»).

«Наша цель – создать чистое исламское правительство в Афганистане. Правительство, которое сосредоточено на идеях справедливости и чьи законы имеют божественное происхождение. Они будут базироваться на одной книге, которую мы получили от Бога и его пророка. И книга эта –священный Коран», – заявил министр по делам беженцев Афганистана Халил Хаккани.

Пожалуйте на краны

Законы эти очень просты. Прежде всего никакого западного уголовного кодекса и системы судопроизводства – преступников будут судить строго по шариату. В стране вводится практика публичных порок, а людей, пойманных на мелком воровстве, сажают связанными на грузовик и демонстративно катают по городу, иногда при этом раскрашивая их лица или засовывая в рот кусок черствого хлеба. Тем, кого поймали на более серьезном воровстве, будут отрубать руки.

За еще более тяжкие преступления вводится смертная казнь. Так, например, в конце сентября в Герате казнили четырех людей, которые, по словам талибов, за несколько дней до этого похитили местного торговца и его сына. Трупы казненных развесили в разных частях города, а на шею им повесили таблички с надписью: «Так будут наказаны все похитители».

Также возвращается побивание камнями за адюльтер. Про какое-то соблюдение прав ЛГБТ – столь важное для Запада – вообще говорить не приходится.

Да, Афганистан – не единственная страна, где действуют нормы шариата. Как верно отмечает Foreign Policy, они применяются и в других мусульманских странах – ОАЭ, Саудовской Аравии. Однако везде, даже в Иране, местные власти постепенно отказываются от ряда шариатских норм (наподобие побивания камнями), переходя к подобию западной правовой системы. Как минимум с судебными процессами.

В Афганистане, однако, до этого далеко – и тут есть своя логика. В стране четкая племенная идентичность, а также недоверие к кодифицированным государственным законам – во многом потому, что во время гражданских войн эти законы никто не соблюдал, а в период правления назначенных американцами кабинетов министров афганская власть была настолько коррумпированной, что веры в ее правосудие не было никакой. Поэтому племена полагались на ту систему права, которой они следовали веками – причудливую смесь местных обычаев и шариата.

Поэтому когда мулла Тараби говорит о том, что «отрубание рук (за воровство – прим. ВЗГЛЯД) необходимо для поддержания безопасности в стране», в его словах есть определенная логика.

Афганское население (ну или та его часть, которая живет за пределами крупных городов) пока не готово к западным нормам. По мнению афганского правозащитника Саида Икрама Афзали, реформа судебной системы в государстве может состояться «не через пять и не через десять лет, а в процессе смены поколения». Пока что страна не готова терпеть даже условных Афзали. Amnesty International говорит о том, что за афганскими правозащитниками (расплодившимися при американцах) сейчас идет самая настоящая охота, поскольку «Талибан» их считает своими врагами».

Ни песен, ни журналистов

Начинается борьба с искусством. Да, талибы не собираются запрещать телевидение, мобильники, фотографии и видеозаписи. Не собираются они и бороться с прессой – зачем, если можно использовать ее в своих целях? «Теперь мы знаем, как обращаться не к сотням, а к миллионам человек», – заявил Нураддин Тараби. Однако музыка в стране запрещена. Талибы публично сжигали музыкальные инструменты и избивали исполнителей, которые смели продолжать играть и петь. Теперь на свадьбах и торжествах можно лишь исполнять так называемые песни без музыки, одобренные талибами – то есть своего рода чтения Корана и речи, восхваляющие пришествие «Талибана».

Также талибы активно борются с художниками и их произведениями – причем не только с теми, кто пытается через уличные изображения выразить протест против движения. Так, например, в Кабуле был закрашен огромный портрет первого короля Афганистана Амануллы-Хана и его супруги. То ли потому, что изображения людей противоречат Корану, то ли потому, что Аманулла Хан был известен как условный «либеральный реформатор», пытавшийся ввести в Афганистане западные нормы жизни.

Для афганских журналистов тоже настали грустные дни. «Репортеры могут писать все, что соответствует фактам и не является голословным обвинением. Без проблем», – говорит министр информации Афганистана Забинулла Муджахид. По факту же «Талибан» ввел в стране жесткую цензуру. «11 правил для журналистов», опубликованных движением, запрещают какие-либо материалы, противоречащие исламу и «искажающие» новостную повестку. То есть, проще говоря, СМИ не могут критиковать политику «Талибана» по ограничению прав женщин – она ж соответствует исламу.

Вопрос в приоритетах

Однако хуже всего пришлось афганским женщинам – вопреки данному ранее слову, «Талибан» не собирается признавать за ними ряд гражданских прав. «Я очень обеспокоен тем, что обещания, данные «Талибаном» афганским женщинам и девочкам, были нарушены. Призываю «Талибан» держать свое слово и следовать международным нормам в области соблюдения прав человека», – заявил генсек ООН Антонио Гутерреш. 

Однако этот призыв уходит в пустоту. Весьма символично, что министерство по делам женщин было закрыто, а его здания и филиалы заняло новое министерство – по пропаганде добродетели и предотвращению порока. По данным Human Rights Watch, «прежний подход «Талибана» к женщинам и девочкам практически не изменился». Правозащитники уверяют, что талибы поувольняли женщин-журналистов, сделали процесс женского образования крайне затруднительным, отменили женский спорт.

Наконец, ввели ограничения на их перемещение. Да, власти обещали, что женщин должен сопровождать мужчина лишь в том случае, если ее путешествие продлится более трех дней. Однако по факту в афганских городах уже наказывают женщин, которые без мужского сопровождения просто вышли на улицу. Поэтому женщины просто сидят дома. Ирония в том, что нарушение прав женщин лишь усугубляет экономическую ситуацию в стране. «80 процентов афганской экономики находится в “серой зоне”, и роль женщин в ней является преобладающей», – говорит Антонио Гутерреш.

Казалось бы, талибы стреляют себе в ногу – они просят у международного сообщества экономической помощи, но сами же ограничивают возможности национальной экономики. Однако для «Талибана» тут нет никакого противоречия, поскольку у них своя система приоритетов. «Талибы являются выходцами из сельских, глубоко консервативных районов. И для них религиозная чистота и благочестивые культурные традиции имеют куда большее значение, чем все, что может предложить им современный мир», – пишет CNN. Кроме того, талибам важно сохранить внутреннее единство – ряд сегментов движения придерживаются радикальных шариатских воззрений и просто не поймут попытку центральных властей либерализовать общественную жизнь ради западных подачек. Особенно после того, как, по их мнению, «Талибан» победил 52 страны».

Поэтому «Талибан» требует от афганских граждан и иностранных беспокоящихся понять и терпеть введенные им нормы. «Ну это же лучше, чем когда в стране убивают по 200 человек в день», – вопрошает один из лидеров «Талибана» Анас Хаккани. А для тех, кто терпеть не готов, есть решение МВД Афганистана от 8 сентября, согласно которому в стране запрещены любые митинги и демонстрации до того момента, пока не будет принят новый закон, регламентирующий сии массовые сборища.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Вам может быть интересно

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Отсутствие западных поставок вооружения Киеву заставит Украину капитулировать в течение двух недель, заявил глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Украина захотела получить от США дроны MQ-9 Reaper

За последние месяцы «в списке пожеланий» Украины на первое место вышли разведывательные дроны MQ-9 Reaper, но США не хотят передавать эти беспилотники Киеву, сообщают СМИ.

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

США предлагают G7 предоставить Киеву помощь на сумму до 50 млрд долларов, а расходы компенсировать за счет прибыли от замороженных активов России, сообщили источники.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

В Ирландии частично оправдали водителя после атаки на посольство России

Жюри присяжных Окружного уголовного суда Дублина единогласно оправдало по обвинению в опасном вождении Дезмонда Уизли, который протаранил грузовиком ворота посольства России, сообщили СМИ.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?