В мире

13 октября 2021, 14:12

"Открытое небо" с Европой убьет авиаотрасль Украины

Фото: Anatolii Stepanov/Global Look Press

Украина подписала соглашение об «открытом небе» с Евросоюзом. Таким образом в Киеве надеются «расширить авиасообщение со странами Европы». Однако местные авиакомпании восприняли это соглашение с опаской. Почему Киев пошел на этот шаг и чем обернется для Украины интеграция в воздушное пространство Европы?

Накануне Украина и Европейский союз подписали долгожданное для Киева соглашение об «открытом небе». Переговоры по этому вопросу начались еще в эпоху президентства Леонида Кучмы и активно продолжались в период правления Виктора Януковича, однако по ряду причин подписание соглашения постоянно откладывалось вплоть до октября текущего года и было приурочено к саммиту Украина – ЕС.

Цель соглашения на уровне деклараций – уравнять в правах украинские и европейские авиакомпании, снять монополию на отдельные маршруты, установленную двусторонними договорами, а также облегчить открытие новых маршрутов между украинскими и европейскими городами. Благодаря этому якобы должны снизиться цены на билеты для украинских туристов.

Как передает «Европейская правда», одним из последствий подписания соглашения должен быть выход на украинский рынок новых лоукост-авиакомпаний и повышение туристической привлекательности Украины.

На практике же соглашение невыгодно для украинских авиакомпаний, потому что отныне европейские перевозчики получают право осуществлять внутренние перелеты между городами Украины, в то время как их украинские конкуренты лишены такой возможности. «Летать между различными аэропортами украинские авиакомпании смогут только при условии, если начало или конец маршрута будет на Украине», – цитирует ВВС отраслевого юриста из Киева Андрея Гука.

Украинские перевозчики и вовсе видят в новом соглашении угрозу своему существованию. Любопытно, что они говорили об этом заранее. «Мы платим акциз на топливо, НДС внутри страны. Дополнительная возможность для иностранных компаний выбирать без ограничений пункты вылета с Украины еще больше усугубит несправедливость в отношении украинских компаний, поскольку они таких преференций для полетов между городами Европы почему-то не получили», – сказал в сентябре Евгений Дыхне, гендиректор «Международных авиалиний Украины», и без того находящихся на грани банкротства.

Крупнейший лоукост-перевозчик SkyUp также заранее предупреждал, что новое соглашение навредит авиаотрасли страны и не принесет долгосрочной выгоды для пассажиров. В компании напомнили, что во время пандемии почти все европейские авиакомпании получили финансовую поддержку либо из бюджета ЕС, либо из бюджетов своих стран, а иногда – из обоих источников, в то время как украинские компании такой поддержки не получили. То есть

«соглашение построено таким образом, что в нем учтены экономические интересы только одной стороны – Евросоюза». 

Однако президент Зеленский и его команда к этим аргументам не прислушались. «Теперь авиаотрасль Украины либо еще больше пострадает, либо окончательно умрет, поскольку европейские перевозчики просто вытеснят своих конкурентов внутри Украины», – считает авиаэксперт Роман Гусаров.

В итоге украинский авиарынок будет поглощен европейскими компаниями. «Чтобы вытеснить конкурента с рынка, достаточно лишь пару месяцев подемпинговать, то есть снизить цены на полеты, и после трех–четырех месяцев простоя конкурент уже не сможет восстановиться, – считает он. – А европейские компании, обладая большими финансовыми ресурсами, сделают это одним щелчком пальцев. Так что опасения украинских авиакомпаний не напрасны».

«Аналогичная ситуация была и в других странах Восточной Европы. Например, латвийская Air Baltic обанкротилась именно по этой причине. Ее до сих пор пытаются реанимировать, вливая дополнительные финансы, но тщетно – компания уже не жилец. То же самое было и с венгерской авиакомпанией Malev, которая быстро исчезла, как только на горизонте появились авиаперевозчики из Германии и Австрии», – пояснил эксперт.

«Выгоды от такого соглашения Украина могла бы получить только при определенных условиях, – уверен он. – Во-первых, растущее благосостояние граждан Украины потянуло бы за собой укрупнение отечественного авиарынка и расширение направлений для путешествий. Но на сегодняшний день этого нет». Более того, не факт, что приход на украинский рынок европейских компаний увеличит пассажиропоток. «Да, сначала они снизят цены, но после банкротства украинских авиакомпаний поднимут их еще выше», – объяснил Гусаров.

«Во-вторых, Украина могла бы выиграть за счет своего выгодного транзитного расположения, но только при условии хороших отношений с Россией. Однако и здесь все мимо: транзит через Украину для России фактически закрыт, и здесь даже украинские аэропорты не смогут получить выгоду за счет российского пассажиропотока. Кроме того, при полетах в Азию украинские авиакомпании не могут пользоваться воздушным пространством России, из-за чего они сократили большинство рейсов», – полагает эксперт. «Так что от этого соглашения Украина как государство потеряет гораздо больше, чем приобретет, – констатировал Гусаров. – Но в данном случае

украинскому правительству важен сам символ продолжения движения по линии интеграции с Евросоюзом.

Это сродни введению безвизового режима, когда Киев добился лишь того, чтобы значительная часть населения страны уехала на заработки в Европу. Украинский бюджет от этого ничего не получил. Так будет и с «открытым небом».

«Такое соглашение не подписал бы ни один нормальный политик. Его мог подписать только артист. Звездам эстрады многое можно простить, но не такие договоры. По факту Украина сдала свой рынок авиаперевозок европейским компаниям», – пояснил одесский экономист, политолог Иван Лизан.

По его словам, соглашение имело бы смысл, если его заключить со страной с примерно сопоставимым рынком авиаперевозок. «Поэтому подписывать соглашения с государствами, где сфера авиаперевозок развита куда лучше, чем на Украине, это тупик. Европейские компании теперь получают огромные преимущества лишь потому, что у них больше самолетов, квалифицированных кадров, денег и возможностей для субсидирования многих направлений», – указал эксперт.

«Возможно, кто-то надеется на то, что этот договор позволит украинским авиакомпаниям в будущем зайти на рынки какой-то страны ЕС, но и здесь, я уверен, все будет так же, как и с соглашением об ассоциации с ЕС: внутренний рынок сдали, получили квоты по небольшой группе товаров и исчерпали их в первых числах января. И так ежегодно. Теоретически договор будет выгоден для украинских мигрантов, которые по безвизу летают в Польшу и Финляндию на уборку кукурузы и клубники. Но украинские авиакомпании будут умирать, а те, кто их обслуживал, – терять работу», – прогнозирует аналитик.

Впрочем, как считают эксперты, решение Киева пойти на невыгодную сделку продиктовано пропагандистскими целями, поскольку саммит Украина – ЕС не дал Зеленскому нужных результатов. Это заметили и европейские эксперты. «Евросоюз разочарован застоем реформ на Украине, а Зеленский разочарован отсутствием перспектив вступления в ЕС. Отношения между Брюсселем и Киевом охладели», – резюмирует швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung.

Текст: Алексей Нечаев,
Елена Лексина,
Рафаэль Фахрутдинов

Вам может быть интересно

ВСУ за сутки потеряли в Курской области более 280 человек и два танка
Темы дня

Трамп превратит Мексику в американскую Украину

Избранный президент США Дональд Трамп спровоцировал в Америке спор о том, какой должна быть «справедливая» территория США: вдвое больше нынешней за счет присоединения Канады или, наоборот, вдвое меньше, поскольку весь юго-запад был отобран у Мексики. Конфликт Вашингтона с Мехико – неизбежное следствие президентства Трампа. Он уже начался – и принесет России выгоду.

Какой ущерб нанесла Украина себе и другим остановкой транзита газа

Остановка транзита газа через Украину с 1 января 2025 года по инициативе Киева уже привела к негативным последствиям. Их ощутила на себе вся Европа, сама Украина, а также ее соседи, в том числе Молдавия и Приднестровье. Эксперты оценивают потери в десятки миллиардов евро. Какой именно ущерб нанесла Украина себе и другим?

Украина лишила Данию вооружений для защиты Гренландии

Эксперт: Шольц дал Трампу аргумент для роспуска НАТО

Чешский хоккеист Недоманский назвал русских «примитивной нацией»

Новости

Украину не взяли в рабочую группу ЕС и Словакии по газу

Украина не примет участия в созданной Евросоюзом и Словакией рабочей группе по вопросам транзита газа, сообщила представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен на брифинге в Брюсселе.

Фицо подтвердил обсуждение с Путиным контракта на поставки газа

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что на декабрьской встрече с президентом России Владимиром Путиным обсуждались гарантии поставок газа от Газпрома в Словакию, включая альтернативные маршруты, сообщило агентство Reuters.

Российский полковник оценил военный план Минобороны Украины на 2025 год

Реализация военного плана Минобороны Украины на 2025 год невозможна из-за финансовых трудностей, которые могут усугубиться после инаугурации избранного президента США Дональда Трампа, заявил военный эксперт, полковник в отставке Андрей Кошкин.

Украинский спецназ захватил итальянского пиццайоло в Купянске

Итальянского мастера по выпечке пиццы Джанни Ченни захватили украинские спецслужбы в районе Купянска, где он находился в качестве российского добровольца, пишет Today.it.

Зеленский заявил о планах завершить конфликт на Украине в 2025 году

Украина намерена получить гарантии безопасности от США и завершить конфликт с Россией в 2025 году, заявил в интервью итальянскому телеканалу Rainews24 Владимир Зеленский.

Захарова назвала Науседу «дурилкой картонной» за заявление о «Малой Литве»

Спикер МИД Мария Захарова резко отреагировала на заявление президента Литвы Гитанаса Науседы, назвавшего Калининград частью «Малой Литвы», призвав литовских политиков учить историю.

Синоптики: В Москве настоящей зимы уже не будет

В Москве ожидается аномально теплая зима с температурой, превышающей норму на пять градусов в первые дни января, что предвещает раннюю весну и быстрое таяние снежного покрова.

В Судане начались протесты из-за введения напечатанных в России денег

Введение новых банкнот в Судане вызвало протесты из-за сложностей с обменом в подконтрольных Силам быстрого реагирования районах, где доступность банков ограничена, сообщили СМИ.

Зафиксирован новый выброс мазута из танкера «Волганефть-239» возле Тамани

Мониторинговые группы зафиксировали выброс нефтепродуктов с кормы танкера «Волганефть-239», вынесенной на мель в районе Тамани на Кубани.

Фон дер Ляйен не получила приглашения на инаугурацию Трампа

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не планирует посетить инаугурацию президента США Дональда Трампа, так как не получила приглашения на это мероприятие, заявила представитель ЕК Паула Пинью.

Датское ТВ обвинило Трампа в подкупе бездомных для видео о покупке Гренландии

Датское телевидение заявило, что команда избранного президента США Дональда Трампа подкупила бездомных, чтобы снять видеообращение жителей Гренландии с просьбой приобрести остров.

Песков обвинил Литву в территориальных притязаниях на Россию

Слова президента Литвы Гитанаса Науседы о Калининграде как части «Малой Литвы» вызывают обеспокоенность в Москве, поскольку рассматриваются как территориальные притязания, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Мнения

Дмитрий Губин: Почему в гражданских войнах не бывает заморозок

Желание решить «русский вопрос» с презрением к русскому народу – это заведомо неприемлемая позиция. Даже большевики в свое время были готовы к компромиссам, и Антанта при некоторых условиях была готова их признать, чего не скажешь о ее наследниках.

Владимир Добрынин: Зачем России нужна ВОЗ

США уже выходили из Всемирной организации здравоохранения при Трампе, но вернулись туда при Байдене. Теперь Трамп снова хочет выйти из ВОЗ – причем в первый же день после инаугурации. Не последовать ли и России хорошему примеру?

Илья Ухов: Мигранты разгоняют цены на недвижимость

Гипотеза о том, что миграция и нелегальный ее компонент в частности сильно повышает стоимость жизни для коренного населения, подтверждается целым рядом недавних исследований в различных странах.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»