13 ноября в Ригу прибыла самопровозглашенный президент Белоруссии Светлана Тихановская – и провела встречу с президентом Латвии Эгилом Левитсом, премьером Кришьянисом Кариньшем и министром иностранных дел Эдгаром Ринкевичем. Находясь в Риге, Тихановская провозгласила «Народный трибунал» и пообещала «амнистию» за «захват Лукашенко и членов его террористической группировки».
При этом, однако, на встречах с первыми лицами Латвии «президент» не поднимала вопроса беглых белорусских «борцов с режимом», бедствующих сейчас в этой прибалтийской республике. А ведь она несет за их судьбу весьма значительную ответственность – как минимум политическую. Ведь именно благодаря в том числе ей все эти люди покинули свою родину. Ради чего и что они получили взамен?
Переезжайте к нам в Латвию!
Активно раздувая пожар в соседнем государстве, Латвия рассчитывала погреть руки над пламенем – в Риге давно заявляли, что готовы приютить у себя белорусских бизнесменов. И белорусские предприниматели действительно стали обсуждать подобные планы. Было объявлено, что в Латвию хотят перебраться как минимум двенадцать белорусских IT-компаний с общим числом сотрудников примерно 470 человек. Потом было заявлено аж о полусотне белорусских предприятий, интересующихся переездом в Латвию.
Однако тех латышей, кто радуется этим известиям, с ходу остудил мэр Вентспилса Айвар Лембергс. Он напомнил, что Латвия в рамках кампании борьбы с «грязными деньгами» за последние два года предельно ужесточила свою банковскую систему – и теперь нерезиденту из страны, не входящей в ЕС, открыть счет в латвийском банке очень трудно.
Мэр заявил: «Сюда никто переселиться не сможет, потому что они просто здесь не откроют счет. А жить без счета очень трудно. Конечно, зависит от бизнеса, но... Если это действительно производственное предприятие, то без счета его открывать невозможно. Ну а кроме того, белорусы не смогут доказать происхождение денег тридцатилетней давности, которые не связаны с Батькой или еще какими-то его приближенными».
По словам Лембергса, сейчас прийти в Латвию работать бизнесу из третьих стран чрезвычайно сложно – и в первую очередь из-за новых правил работы банковского сектора. «Никто никуда не переселится. Конечно, могут быть какие-то исключения, но они не будут переносить производство только из-за того, честные или нечестные результаты выборов. К тому же им еще надо получить разрешение на проживание. Оно же выдается на время – сегодня разрешили, а завтра уже нет. Скажет человек одно слово: например, что Батька не такой уж плохой – и все, персона нон-грата».
Проблема действительно существует. Недаром премьер Латвии Кришьянис Кариньш обратился к местным банкам с просьбой ослабить требования, чтобы не распугивать инвесторов. В свою очередь директор Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) Каспарс Рожкалнс и министр экономики Янис Витенбергс сообщили, что прорабатываются варианты решений – как добиться, чтобы белорусские компании имели все возможности как можно быстрее перевести свой бизнес в Латвию. Рожкалнс подчеркнул, что для оперативной обработки заявок от предпринимателей создана специальная команда на базе специалистов ЛАИР и Управления по делам гражданства и миграции. Предлагаются такие варианты оформления, как стартап-виза или «синяя карта» Европейского союза – то есть предоставление временного вида на жительство высококвалифицированным специалистам и членам их семей.
Так или иначе, к концу октября было объявлено, что в Латвии приступили к работе первые три белорусские IT-компании: им таки позволили открыть на новом месте банковские счета, помогли найти помещения и уладили формальности с переездом работников. Сейчас латвийское правительство надеется, что приезжие смогут создать в Латвии более 1000 новых рабочих мест.
Что, по словам латвийского оппозиционного активиста Владимира Линдермана, микроскопически мало с точки зрения экономики – но ведь это делается, как политический жест. «У меня есть хороший товарищ, айтишник, который работает в Минске. По его словам, 90% его коллег настроены против Лукашенко, многие из них хотят покинуть Белоруссию. Но Латвия в этом, условно говоря, конкурсе на новое место обитания имеет низкий рейтинг. Одна из причин – отсутствие школьного образования на русском языке. Важный мотив для тех, у кого есть дети школьного и дошкольного возраста», – считает Линдерман.
Что ждет белорусов в Латвии?
Так или иначе, но создание «зеленого коридора» для иностранных компаний возмутило предпринимателей самой Латвии, которым «посчастливилось» столкнуться с методами местных банковских учреждений. Они уверены, что сначала нужно поменять отношение к уже наличествующим налогоплательщикам, а уже потом думать о привлечении бизнеса из других стран.
«Вчера узнал, что 12 новых белорусских предприятий, которые перенесут свою деятельность в Латвию, в год заплатят в виде налогов 250 тысяч евро, и у них будет «зеленый коридор» в банках Латвии. В это самое время у одного из предприятий, которым я руковожу, и которое в прошлом году заплатило в виде налогов Латвии примерно 400 тысяч евро, банк не пропускает платеж в Европу на счет крупнейшего производителя продукции – за судно, находящееся уже в пути в Рижский порт – требуя доказать, что сделка не является фиктивной. Документов судна (bill of lading), которые являются абсолютным стандартом в международной торговле, где зафиксирован объем груза, опись груза, время загрузки и т. д., оказалось недостаточно. Понадобилось еще предоставить договор, счета, список клиентов, договор со складом и т. д.», – возмущается бизнесмен Мартиньш Лаува.
По словам Лаувы, можно только приветствовать привлечение налогоплательщиков из Белоруссии, но сейчас есть крупные проблемы в сфере обслуживания местных, латвийских компаний – и именно их и нужно решать в первую очередь.
«Может быть сначала нужно нормализировать отношение банков к уже существующим в Латвии налогоплательщикам, чтобы хотя бы не уничтожали реально работающие предприятия. В моем случае, если бы платеж не прошел, то штраф за простой в Рижском порту составил примерно 10 тысяч евро в день. И уже много лет такой абсурд, вызванный банковской ситуацией, является буднями любого предпринимателя в Латвии», – добавляет бизнесмен. Комментаторы почти единогласно поддержали возмущение автора поста и даже оперативно подсчитали, что выгода от переезда белорусских компаний для бюджета Латвии выглядит пока весьма скромно, ведь зарплаты в них составят всего 550 евро «грязными».
Латвийский журналист Юрий Алексеев, долгие годы возглавлявший авторитетное деловое издание «Бизнес&Балтия», смотрит на долговременные перспективы белорусских предпринимателей на новом для них месте крайне скептически.
«Ой, таки я их жду. Чтобы поплясать на могилах их бизнесов. Когда эти поцы и шлимазлы (сорри за мой французский) поймут, куда они попали... Когда к ним сначала придет латышская языковая инспекция проверять, как они знают местную мову, и оштрафует сначала каждого лично, а потом всю фирму скопом... А потом придет налоговая и объяснит, что их белорусские детские налоги – это в прошлом, а сейчас начинается настоящий взрослый треш с элементами садо-мазо... А потом они попытаются устроить своих детей в местную школу без знания латышского... Пусть Латвия как можно скорее переманит к себе как можно больше белорусских фирм с их начальниками, заместителями и всем персоналом с БЧБ-флагами в комплекте. Боюсь, что, вернувшись через полгода назад в свою милую Белоруссию без штанов и без денег, эти айтишники-бизнесмены сами начнут выходить с белорусским ОМОНом по воскресеньям и бить белорусских креаклов-бэчебэшников», – считает Алексеев.
«Разрешите нам работать!»
Однако в Латвию намеревались перебраться не только бизнесмены, но и менее обеспеченные граждане Белоруссии. В ноябре программа Латвийского телевидения De facto пообщалась с двумя белорусами – Родионом Бегляком и Юрием Капыловым. В Латвии они уже около двух месяцев, проживают в центре для беженцев в поселке Муцениеки под Ригой. Бегляк, как выяснилось, на родине объявлен в розыск. «Я участвовал в протестах в Гомеле. Меня задержали, три дня сидел в изоляторе, потом уехал», – рассказал мужчина. Сперва он убежал в Россию, но поскольку не чувствовал себя в РФ в безопасности, то потом уехал в Латвию. В свою очередь горный инженер Юрий Капылов рассказал, что призывал к восстанию трудовой коллектив «Беларуськалия» – после чего ему пришлось покинуть работу.
Оба мужчины, по их словам, благодарны Латвии за «оказанную поддержку» и «чувство безопасности», но хотели бы получить возможность поскорее начать работать на новом месте. У соискателей убежища есть крыша над головой и пособие – три евро в день (21 евро в неделю), а благодаря поддержке из еврофондов – еще и продовольственные пайки. «На еду, если самому себе готовить, хватает. Но больше ни на что. Нам помогает белорусская диаспора, живущая тут, в Латвии. Без их помощи было бы тяжело. Многим беженцам, у которых нет развитой диаспоры в Латвии (например, с нами тут живут люди из Сирии, Бангладеш) – им тут трудно. Мы со своей стороны стараемся помочь им, какие-то вещи дать. Стараемся делиться, чтобы этим людям тут было проще», – поделился Родион Бегляк.
Всего до начала ноября убежища в Латвии попросил 21 житель Белоруссии. Пятнадцать из них обитают ныне здесь, в Муцениеках. Одного лишь голого пособия, предусмотренного латвийским законодательством для беженцев, на жизнь откровенно не хватает – в Латвии за 20 евро не купить даже зимней обуви в секонд-хенде.
Самостоятельно же зарабатывать соискатели убежища тоже не могут – им этого не позволяет латвийский закон об иммиграции. Этот закон гласит, что начать работать им можно только через шесть месяцев после прибытия в страну.
Заместитель руководителя латвийского Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Майра Розе поясняет, что данная норма была в свое время введена, дабы отсеять возможных мошенников. При этом в Управлении по делам гражданства и миграции говорят, что соискатели убежища могут просить рабочую визу – в случае наличия конкретной вакансии Латвии. Но делать это можно лишь с тем условием, что на вакансию не претендуют местные кандидаты и что зарплата соответствует хотя бы средней по стране и составляет не менее 1076 евро в месяц. Вообще же, в Сейме Латвии сейчас не думают о том, что нужно торопиться с изменением системы приема беженцев. Председатель парламентской комиссии по делам миграции Андрей Юдин считает: «Важно по возможности скорее рассматривать эти заявления, чтобы люди не ждали по полгода. Будет или не будет этого статуса, но важно, чтобы это (процесс рассмотрения просьб о предоставлении политического убежища – прим. ВЗГЛЯД) происходило быстрее... И насколько я понимаю, Управление по делам гражданства и миграции делает все возможное, чтобы ускорить процесс».
В УДГМ говорят, что первые решения по возможному облегчению судьбы белорусских беженцев вряд ли будут раньше середины декабря, а потому людям остается только ждать. «Предложения о работе есть. Сейчас все упирается в то, как быстро удастся получить статус», – подытожил Юрий Капылов.
«По сути дела, сложилась ненормальная ситуация, когда одни латвийские правящие политики громко призывают наиболее «продвинутых» и высококвалифицированных белорусов переезжать работать и жить в Латвию, а другие делают все от них зависящее, чтобы приостановить этот процесс, создавая им тяжелые условия жизни и не разрешая официально работать. В настоящее время проблему белорусских беженцев, как горячую картошку, друг другу перебрасывают УДГМ, министерство благосостояния и МВД. А что станет с ними во время чрезвычайной ситуации из-за пандемии СOVID-19, об этом вообще мало кто задумывается!» – отмечает публицист Александр Васильев.
В общем, похоже, сказки о «красивой европейской жизни» для жителей Белоруссии так сказками и останутся.