У Польши нет правовых оснований для требования у Германии выплаты репараций за ущерб, понесенный во время Второй мировой войны. Об этом в своем экспертном заключении сообщила аналитическая служба бундестага.
Накануне вечером польский замминистра культуры Ярослав Селлин заявил: именно Польша стала «в государственном смысле самой большой жертвой Второй мировой войны». Исходя из этого, поляки «должны добиваться военных репараций от Германии», полагает представитель правительства Польши.
«Уродливо, когда история опять используется как политическое оружие», – заявил газете ВЗГЛЯД немецкий политолог Александр Рар. Германия в Европе стала экономическим и политическим лидером, не всем это нравится. Кроме того, «поляки точат зуб на немцев, потому что Германия критикует польское правительство за отказ от демократии», добавил собеседник. Он напомнил, что вопрос репараций поднимала и Греция, «когда залезла в долги», но здесь все урегулировано.
Напомним, что Варшава и ранее выдвигала соответствующие требования, причем не только к Германии. Депутаты польского Сейма от правящей партии «Право и справедливость» решили требовать выплаты «военных репараций» даже от России как правопреемницы СССР. Эксперты газеты ВЗГЛЯД ранее указали на беспочвенность подобных претензий к Москве.
Почему, с точки зрения Германии, поляки ничего не получат
Аналитическая служба бундестага напомнила польской стороне, что в 1990 году Варшава подписала «Договор 2+4» об окончательном урегулировании отношений с Германией, который также «исключает любые требования репараций», причем по настоящее время.
Во время переговоров по заключению договора Польша также не предъявила никаких требований по репарациям. Таким образом, своим молчаливым согласием Польша окончательно отказалась от каких-либо претензий, подчеркнули в бундестаге.
Так что в соответствии с международным правом нынешняя позиция Польши недопустима, резюмировала аналитическая служба германских парламентариев.
Напомним, в 1990 году прошли переговоры между властями ФРГ и ГДР, а также державами, победившими во Второй мировой войне: СССР, США Великобританией и Францией, результатом которых стало объединение Германии.
Германия до 1990 года была оккупированной страной и выплачивала репарации, как требовал того послевоенный порядок, отметил Рар. Но после заключения договора «статус Германии юридически изменился, и все с этим согласились», подчеркнул политолог. В связи с тем что Германия оплатила долги, ей полностью отдали суверенитет, все вопросы были полностью отрегулированы.
«Так что Польша не может ни через какие-либо международные суды, ни через какие-то требования давить на Германию. Никто ее в этом вопросе не поддержит», – подчеркнул Рар.
Чем чреват отказ от правопреемства с «советской колонией»
Ранее заместитель представителя правительства ФРГ Ульрике Деммер напомнила, что Варшава еще в августе 1953 года отказалась от дальнейших репараций из Германии. В документе подчеркивалось, что «Германия в значительной степени выполнила свои обязательства по вопросу компенсаций», в связи с чем «правительство ПНР приняло решение об отречении начиная с 1 января 1954 года от получения компенсаций в пользу Польши».
Между тем министр обороны Польши Антоний Мачеревич заявил: «Это неправда, что польское государство отказалось от причитавшихся ему немецких военных репараций.
Это советская колония, именуемая Польской Народной Республикой, отказалась от части репараций, связанных с тоже марионеточным государством под названием Германская Демократическая Республика».
Ранее газета ВЗГЛЯД отмечала, что Варшава, которая не признает себя правопреемницей Польской Народной Республики, ставит тем самым под сомнение и собственные границы, поскольку тем самым она подрывает договор между ФРГ и ПНР о нерушимости границ.
«Такой разговор опасен для интерпретации мирового права и может привести к расшатыванию прежних договоров», – отметил Рар. По его словам, «это иезуитский подход, и если Польша будет продолжать так действовать, она будет еще больше настраивать Германию против себя, а Польше это очень невыгодно».
Он напомнил, что Германия все делает, чтобы «успокаивать Польшу», включая вооружение НАТО для борьбы против России, «хотя Германия все это нехотя делает». Та же ситуация и вокруг антроссийских санкций, в Германии есть крупные силы, которые выступают против них, но Польша все время требует, что санкции нужно укреплять, и Германия идет на это, в том числе чтобы «угомонить Польшу».
«И сейчас, если Польша сама подрывает основы договоренностей с Германией, это путь к дальнейшему расшатыванию Европы, ни к чему хорошему он не приведет»,
– резюмировал Рар.
Депутат бундестага от правящего ХДС Карл-Георг Велльман ранее также подчеркивал, что ежегодно Германия вносит солидную сумму в бюджет Евросоюза, из которого Польша получает дотации. «Польша получает из кассы ЕС 14 млрд евро в год», – говорил Велльман. Так, в рамках ЕС Польша уже получила не менее 100 млрд евро. Кроме того, Германия всегда поддерживала Польшу, активно добивалась ее членства не только в НАТО, но и в Евросоюзе, напомнил немецкий политик.
Дело не только в политиках
Председатель Партии регионов Польши Болеслав Борисюк отметил, что вопрос о военных репарациях возникает далеко не в первый раз за последнее время. «В 2003 году польский Сейм принял резолюцию, в которой тоже поставил вопрос немецких репараций Польше», – напомнил польский политик в комментарии газете ВЗГЛЯД.
По его словам, тогда премьер-министром был Лешек Миллер, а министром иностранных дел Влодзимеж Цимошевич, и они заявили о том, что вопрос закрыт.
Нынешнее же правое правительство Польши вновь поднимает эту тему, потому что на самом деле вопрос есть, подчеркнул Борисюк. И это не только заявления политиков, отметил он. По его словам, в Польше каждый четвертый погиб во время войны (всего около 6 млн человек), больше пострадала только Белоруссия – там погиб каждый третий. И в сознании народа есть понимание, что Польша не получила той компенсации, которую должна была, за свои жертвы, считает собеседник.
«Россия должна понять, потому что мы прошли очень похожий путь в этой войне»,
– отметил Борисюк.
По его словам, многие на Востоке понимают поляков – не только русские, но и белорусы, а также часть украинцев.