«Вооруженные члены так называемой ДНР совершили жестокое нападение на невооруженных гражданских наблюдателей» – такое сообщение накануне вечером появилось в Twitter специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Донбассе. В такой версии сообщение было процитировано украинскими СМИ.
Все инциденты они автоматически пытаются приписать тем, кого больше всего не любят. То есть ДНР
«А точно члены ДНР? Вы у них документы смотрели? Может, это члены ЛНР? Или вообще охотники мимо проходили. Нельзя быть такими предвзятыми», – указал один из пользователей Twitter в комментарии к сообщению СММ.
Показательно, что в последовавшем отчете на официальном сайте ОБСЕ никакого упоминания «так называемой ДНР» уже не было.
Инцидент описан следующим образом. 20 июня патруль СММ на двух бронеавтомобилях находился на станции в контролируемой ДНР Ясиноватой (16 км от Донецка). Патруль «увидел двух мужчин в форме военного типа, один из которых был вооружен автоматом (типа АК)». Эти неизвестные в военной форме и в балаклавах попытались разбить окна машины, угрожали оружием, а затем открыли огонь в направлении машин ОБСЕ, сообщалось в отчете.
Миссия обратилась в Совместный центр контроля и координации (СЦКК) с запросом провести разбирательство.
«Что-то там неоднозначное происходит: в Twitter одно, в отчете другое, а говорят третье», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД полпред ДНР на Минских переговорах, председатель народного совета республики Денис Пушилин.
Обстоятельства свидетельствуют о заказном характере
Киев, не дождавшись разбирательства, возложил вину на «боевиков незаконных вооруженных формирований». В минобороны Украины этот инцидент квалифицировали как «грубое нарушение Минских договоренностей». Заметим, что не далее как позавчера Вооруженные силы Украины – явно в нарушение Минских договоренностей – вели артиллерийский обстрел той же Ясиноватой.
Минобороны ДНР заявило о проверке инцидента с патрулем ОБСЕ. А несколько часов спустя руководство республики объявило о задержании напавших на наблюдателей. В ДНР подтвердили факт нападения на миссию 20 июня и отметили, что теперь «задержанные вооруженные люди» дают показания.
«Выявленные обстоятельства происшествия свидетельствуют о заказном характере со стороны украинских спецслужб», – сообщили «Донецкому агентству новостей» в республиканском командовании.
У обвинения в адрес ДНР могут быть психологические причины
Это «безусловно, провокация, но провокация очень наивная», подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД донецкий политолог Роман Манекин. Представители вооруженных сил ДНР не отвечают даже на обстрелы со стороны украинской стороны, им это запрещено и за это серьезно наказывают, отметил собеседник. Тем более исключена агрессия в отношении ОБСЕ, полагает он.
Логика наблюдателей ОБСЕ, которые, не разобравшись, сразу возложили ответственность на «вооруженных представителей» ДНР, вполне понятна, отмечает Манекин. Сказывается психологический фактор.
«Миссия ОБСЕ располагается в центре Донецка, в отеле «Донбасс Палас», ездит на хороших автомобилях, в то время как простые люди уже три года живут в условиях блокады, их каждый день обстреливают, – указал Манекин. – Задача миссии состоит в том, чтобы этих людей защитить, они обязаны мониторить ситуацию. Но ОБСЕ с этим не справляется. Все это вызывает негативное отношение у людей. И ОБСЕ реагирует: инциденты, которые случаются, они автоматически пытаются приписать тем людям, которые их больше всего не любят. То есть ДНР».
Роман Манекин также напомнил: были случаи, когда сама миссия ОБСЕ нарушала регламенты и не уведомляла, куда отправляется, или отклонялась от согласованного маршрута.
Наблюдатели ОБСЕ уже становились объектами провокаций. В апреле автомобиль мониторинговой миссии подорвался на противотанковой мине у села Пришиб. Погиб американский сотрудник миссии, еще трое получили ранения. Тогда две машины ОБСЕ направлялись из Славяносербска в село Сокольники, распложенное на территории Луганской народной республики.
Народная милиция ЛНР отметила, что экипаж отклонился от основного маршрута, ехал второстепенными дорогами», хотя это и запрещено мандатом ОБСЕ. МГБ республики напомнило: в начале апреля в этот район прибыла украинская диверсионно-разведывательная группа (ДРГ). Украинские диверсанты постоянно отслеживают маршруты перемещения ОБСЕ, что подтверждали и бойцы ВСУ, захваченные в плен ополченцами.
«Выдумывать дополнительные гарантии крайне сложно»
«Как ДНР может повлиять на действия противоположной стороны? – заметил Роман Манекин. – Идет гражданская война, есть четкая линия фронта, диверсионные группы ходят туда-обратно, и в этих условиях невозможно предугадать действия противоположной стороны».
Можно установить камеры, дроны запустить, но не факт, что поможет, считает политолог: «Единственный реальный выход – он записан в Минских соглашениях, там написано четко – отвод войск от линии соприкосновения».
Сейчас же Минские соглашения не соблюдаются, есть точно установленные факты наличия гаубиц в непосредственной зоне соприкосновения с ДНР и ЛНР, обстрелов этими гаубицами, подчеркнул Манекин. «Выдумывать какие-то дополнительные гарантии в этой ситуации крайне сложно, нужно хотя бы принудить противоположную сторону соблюдать те договоренности, которые есть», – указал он.