Глава американской аэрокосмической компании SpaceX Илон Маск вновь удивил своими амбициозными планами. Он намерен ни много ни мало организовать к 2018 году частную туристическую космическую миссию, которая облетит вокруг Луны (без посадки) и вернется на Землю. Туристами станут двое неназванных человек из Голливуда, которые уже оплатили полет и вскоре приступят к прохождению подготовки и медицинских обследований.
Планы SpaceX и сроки их выполнения выглядят как бравада, ведь компания еще ни разу не отправляла человека в космос
Данную программу Маск намерен реализовать с помощью пилотируемого космического корабля Dragon 2 и ракеты-носителя Falcon Heavy. Оба аппарата пока еще находятся в стадии разработки, однако это не убавляет оптимистичности Маска. По его задумке, летом текущего года должны быть проведены тестовые пуски Falcon Heavy, а к концу года – демонстрационный полет Dragon 2 на МКС в автоматическом режиме. Уже во втором квартале 2018 года планируется первый запуск корабля на МКС с экипажем на борту. После всех этих запусков и тестов SpaceX и планирует организовать туристический полет. В дальнейшем компания нацелена ввести практику регулярных космических миссий с туристами на борту, а также ежегодно совершать по четыре полета на МКС – три грузовых и один с экипажем.
Маск рассчитывает, что эти планы позволят SpaceX стать одной из основных компаний, осуществляющих доставку астронавтов на МКС, а также туристов в космос. При этом за счет доходов от туристических миссий он намерен уменьшить стоимость отправки экипажей и грузов на МКС для правительства США. Кроме того, лунный полет должен стать первым шагом на пути к поставленной им цели человеческих полетов на Марс.
Планы, безусловно, амбициозные, но вот насколько осуществимые? При ближайшем рассмотрении помимо одиозности своего основателя компании SpaceX (основана в 2002 году) есть что занести себе в актив. Она была первой частной фирмой, которая запустила в 2008 году ракету-носитель с жидкостными двигателями на орбиту (Falcon 1). В 2010 году она первой из негосударственных компаний отправила туда и вернула космический корабль Dragon (уже с помощью ракеты-носителя Falcon 9), а в 2012-м пристыковала его к МКС. В 2013 году ракета Falcon 9 вывела к геостационарной орбите спутник SES-8 (что также не удавалось частному бизнесу). Кроме того, именно SpaceX впервые в мире удалось осуществить посадку первой ступени ракеты-носителя на землю (2015 год) и на морскую платформу (2016 год), успешно претворив в жизнь идею многоразовой ракеты-носителя.
В то же время компания сталкивалась и с серьезными неудачами. В частности, в 2013 году корабль Dragon потерял управление из-за блокировки топливных клапанов. В 2015 году другой Dragon, который должен был доставить воду и продукты питания на МКС, после запуска упал из-за взрыва резервуара с гелием. Ракета Falcon 9 вместе со спутником, который она должна была доставить, взорвалась в 2016 году прямо на пусковой платформе. Да и посадка первой ступени ракеты-носителя удалась компании далеко не с первого раза. Также не далее чем несколько дней назад грузовик Dragon не смог пристыковаться к МКС с первого раза. Кроме того, из-за нехватки ресурсов неоднократно переносились сроки запуска космического корабля с экипажем (первоначально он планировался на 2014 год) и миссия по доставке людей на Марс (с 2020 до 2024 года).
Таким образом, Маск постоянно выступает с амбициозными заявлениями, однако их выполнение уже не раз переносилось или вовсе откладывалось в долгий ящик. В этих условиях эксперты критически восприняли планы лунного туристического полета. Джон Логсдон, эксперт по космической политике Университета Джорджа Вашингтона, назвал это «бравадой SpaceX», добавив, что миссия не несет никакой научно-исследовательской ценности, а является лишь развлекательной поездкой. Астрофизик Алан Даффи и геофизик Мика МакКиннон в своих Twitter усомнились в реальности поставленных компанией сроков. Астроном Джонатан МакДауэлл также выразил скепсис насчет сроков, назвав более реальным 2020 год. Скотт Пейс, директор Института космической политики в Университете Джорджа Вашингтона, не раз упрекал SpaceX в срывах поставленных сроков, а после взрыва ракеты-носителя – и в беспечности.
Планы Илона Маска, хотя и кажутся продуманными, все равно выглядят фантастично. Начать стоит с того, что компания SpaceX еще ни разу не запускала людей в космос. Первый разработанный ею пилотируемый космический корабль Dragon 2 еще только должен пройти все испытания. Новая ракета-носитель Falcon Heavy, которая должна стать самой мощной в истории, пока также ни разу не запускалась. Да, у SpaceX есть определенные наработки в этой области, и аппараты создаются не с нуля. Однако есть и неудачный опыт. Да и между космическими грузоперевозками и человеческими полетами существует значительная разница. В этих условиях отправка людей менее чем через год после первичного запуска корабля и ракеты-носителя кажется сумасшествием.
Если же SpaceX удастся реализовать свои амбициозные планы, то нас ждет технологическая революция в космосе, а также появление серьезного конкурента для космической отрасли России.
Однако пока подавляющее большинство запусков осуществляются с помощью ракет-носителей российского производства. Кроме того, Роскосмос неоднократно озвучивал планы по дальнейшему развитию космической программы. В частности, на ближайшие годы намечена разработка транспортной системы, способной обеспечить полеты человека к Луне. Роскосмос также намерен развивать программу космического туризма. Кроме того, в рамках миссии «ЭкзоМарс» к 2020 году планируется отправить марсоход на Красную планету, а также смонтировать на ее поверхности стационарную лабораторию.