Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков прокомментировал назначение генерал-лейтенанта Герберта Макмастера советником президента США Дональда Трампа по национальной безопасности, отметив, что Россия терпеливо ожидает формирования позиции Вашингтона в отношении Москвы.
Учитывая критику Макмастером готовности американской армии к ближнему бою, полагаю, он будет лоббировать использование американских сил специального назначения в Сирии и Ираке
В Кремле подчеркнули, что «назначение команды президента (США) не может вообще никак трактоваться в Москве», так как это исключительная прерогатива самого президента США, передает РИА «Новости». Вместе с тем Песков отметил, что «для нас очень важно то, как будут выстраиваться наши отношения, и тот настрой, который будет обозначен самим Вашингтоном». «Ждем дальнейшего развития событий», – добавил Песков.
Тем временем в Республиканской партии шумно поприветствовали назначение Макмастера. «Генерал Макмастер – выдающийся выбор на роль советника по нацбезопасности, человек подлинного интеллекта, твердого характера и больших способностей», – заявил сенатор Джон Маккейн. Как отмечает «Нью-Йорк Таймс», решающую роль в выборе Макмастера сыграл сенатор-республиканец Том Коттон. Сам он отметил, что Макмастер – «один из лучших военачальников нашего поколения». Поддержку Макмастеру выразил и шеф Пентагона Джеймс Мэттис, которому ранее доводилось с ним работать.
Как писала газета ВЗГЛЯД, накануне вечером глава американского государства Дональд Трамп назвал имя своего нового советника по нацбезопасности. Им стал генерал-лейтенант сухопутных войск Герберт Рэймонд Макмастер. Выступая вместе с генералом в своем клубе Mar-a-Lago во Флориде, Трамп охарактеризовал его как человека, имеющего «огромный талант» и «огромный опыт». В свою очередь Макмастер заявил: «Я благодарен вам за эту возможность и с нетерпением жду начала работы в команде национальной безопасности, чтобы делать все, что в моих силах, для продвижения и защиты интересов американского народа», – цитирует его «Интерфакс».
Другими кандидатами на этот пост считались бывший постпред США при ООН Джон Болтон и суперинтендант военной академии в Вест-Пойнте генерал-лейтенант Роберт Кэслен-младший. Временно исполнявший эти обязанности отставной генерал Кит Келлог стал главой аппарата Совета нацбезопасности при Белом доме, передает ТАСС.
Прежде Макмастер возглавлял центр по интеграции сил и средств сухопутных войск США, а также был замкомандующего сухопутных войск. Но прославился Макмастер давно – он командовал танковым подразделением в ходе одного из самых крупных сражений во время войны в Персидском заливе 1991 года, был награжден орденом Серебряной Звезды. Позднее Макмастер участвовал во второй иракской войне и в операции в Афганистане.
Как отмечает «Коммерсантъ», Макмастер известен своим неуступчивым скандальным характером и спорами с начальством. Он критиковал командование за «плохо продуманную» стратегию в Ираке и в Афганистане и, например, даже заставлял своих солдат и офицеров изучать историю и культуру Ирака. В 1997 году генерал написал книгу «Забвение долга» (Dereliction of Duty), в которой резко порицал политику США времен Вьетнамской войны. Книга стала крайне уважаемым в американских военных кругах произведением и даже рекомендована для чтения офицерам. Именно за привычку публично спорить с командованием Макмастер получил в офицерских кругах прозвище «иконоборец».
«Сдерживание России на передовых рубежах»
Напомним, что 14 февраля подал в отставку прежний советник по вопросам нацбезопасности Майкл Флинн. Уход Флинна был связан со скандалом вокруг его телефонных переговоров с послом России Сергеем Кисляком. Флинн считался «пророссийской» фигурой в новой администрации.
Что касается Макмастера, то он в 2015 году, комментируя украинские события, высказывал опасения по поводу нашей страны и призывал сдерживать россиян «на передовых рубежах». «Единственным способом эффективно с ними справиться является сдерживание на передовых рубежах, и такое сдерживание на передовых рубежах подразумевает использование сухопутных войск», – заявлял тогда Макмастер. Впрочем, он тогда не смог ответить на вопрос, считает ли Москву противником или партнером, сказав лишь, что решать это – «сфера компетенции национального руководства».
Трамп чурается профессиональных дипломатов
Член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов воспринял назначение оптимистично. Он обратил внимание на то, что Макмастер стоит в одной линейке кадровых военных, которые прошли горнило иракской кампании, через бои в Афганистане. «Трамп поставил его для того, чтобы он выстраивал систему отношений с европейскими партнерами, с Китаем. Выстраивал отношения на Ближнем Востоке и, конечно, с Россией. Это одно из ключевых направлений внешней политики Трампа. Он так хотел формировать свою внешнюю политическую стратегию», – сказал Морозов газете ВЗГЛЯД.
Сенатор подчеркнул, что Трамп специально не обращается к кадрам из дипломатического корпуса, поскольку там в подавляющем большинстве работают люди, ориентированные «на доминирование США в мире, на американскую исключительность». «Трамп хочет эту линию поменять и обращается к военным, которые в большей степени подвержены командной дисциплине, готовы выполнять волю своего руководителя», – считает сенатор. Игорь Морозов отметил также, что новая фигура связана с главой Пентагона Мэттисом и «Трамп пытается построить горизонталь между Пентагоном и советником по нацбезопасности».
Как и сенатор Морозов, профессор политологии Университета штата Теннесси (США), эксперт Российского совета по международным делам Андрей Коробков призывает не забывать, что Трамп – руководитель достаточно авторитарный, и вся команда будет подстраиваться под его скрипку. «Для Трампа вопрос об улучшении отношений с Россией остается стратегическим. Однако именно по этому вопросу ему противодействует наиболее широкая коалиция, поэтому следующими тактическими шагами Трампа станут, напротив, ужесточение риторики по отношению к России и обещания не снимать санкции, – предполагает эксперт. – Однако стратегически он все равно будет ориентироваться на улучшение отношений».
Американист Кирилл Бенедиктов также считает, что у нового советника по отношению к России не будет мнения, отличного от мнения Трампа. «Самое главное его отличие от других претендентов заключается в том, что Макмастер не имеет никакого опыта коридоров власти, он сугубо военный человек. Это генерал с мощным боевым опытом, но абсолютно не политик. Трамп явно рассматривал эту черту его биографии как плюс. Кроме того, Макмастер не настаивал на том, чтобы привести с собой свою команду, как, например, бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус, которого активно лоббировал вашингтонский истеблишмент. Отношение Макмастера к России будет зависеть от того, что скажет сам Трамп», – считает эксперт.
Флинн не русофил, а Макмастер не русофоб
Коробков отметил, что Майкл Флинн был бы, определенно, самым приемлемым для России, а все остальные кандидаты представляют собой выбор между плохим и худшим. «Макмастер, кстати, не самый худший вариант – по сравнению с тем же Джоном Болтоном, придерживающимся откровенно антироссийских позиций», – сказал американист газете ВЗГЛЯД.
Бенедиктов, в свою очередь, отмечает, что взгляды Макмастера мало чем отличаются от взглядов подавляющего большинства представителей американской военной машины. «Собственно, и генерал Флинн говорил о России как о вероятном противнике США. Другое дело, что главным врагом Флинн считал исламский террор и готов был рассматривать нашу страну как тактического союзника в борьбе с ИГИЛ. Что Флинн не является русофилом, что Макмастер не является русофобом. Они просто американские военные», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Кроме того, по мнению Бенедиктова, Трамп выбирает себе советников по их отношению к Ближнему Востоку и исламскому террору. Политолог напомнил о фронтовых заслугах Макмастера. «Во время войны в Заливе 1991 года Макмастер командовал группой из девяти танков, которая разгромила превосходящую в десять раз танковую группировку войск Саддама Хусейна», – напомнил он.
По мнению американиста, принципиально позиция Макмастера по Сирии и Ираку не отличается от взглядов Флинна. «Единственное, учитывая критику Макмастером готовности американской армии к ближнему бою, полагаю, он будет лоббировать использование американских сил специального назначения в Сирии и Ираке», – предположил Бенедиктов.