В среду стартуют военно-морские учения НАТО на Черном море, в основном – в акватории Румынии общей площадью около 80 тыс. кв. км. В них примут участие 11 кораблей и 2,8 тыс. военных из страны-хозяйки, а также из Болгарии, Греции, Турции, США, Канады, Испании и Украины. При этом будут осуществляться «стандартные процедуры НАТО по борьбе с воздушными, подводными и надводными угрозами».
Британский флот на стороне обиженных
HMS Diamond может принять участие в неких «секретных учениях» на Украине. Вернее, должен охранять 660 морпехов, которые будут чему-то учить украинских коллег
Учения по традиции названы «Морской щит – 2017», и к подобным намекам после возвращения Крыма в состав России уже все привыкли. В Брюсселе вообще очень любят слово «щит» в названиях демонстративных акций, оно должно подчеркивать миролюбивый и оборонительный характер как присутствия натовских кораблей у чужих берегов, так и альянса в целом. Вот и сейчас присутствие, например, канадского корабля в таком далеком от своей родины регионе считается миролюбивым, потому что напрямую в российскую акваторию он вторгаться не собирается, ибо жить хочет, а оборонительным, потому что «нападение на одну страну альянса означает нападение на весь альянс». Правда, кто тут жертва – непонятно.
В последнее время виртуозно «изображать жертву» научились прибалты. На официальном канале НАТО однажды даже был размещен видеоролик, в котором демонстрируются совместные учения в Литве, с заголовком «Ответ российской агрессии». Полковник, заявленный как начальник управления логистики объединенного штаба литовской армии, разъясняет, что действия НАТО по размещению американских воинских частей в Восточной Европе – опять же миролюбивое и оборонительное мероприятие, поскольку «русские дислоцируют у наших границ целые новые дивизии и ракетные системы дальнего радиуса действия, а НАТО отвечает только одним батальоном». После этого пойманный натовским журналистом на центральной улице Каунаса интеллигентного вида мужчина на чистом русском языке сокрушается, что тысяча солдат – это очень мало. Он хочет еще.
На южном фланге столь очевидной «жертвы» нет. Страны, на эту роль гордо претендующие, в НАТО не входят, более того, в обозримом будущем им это не светит. Еще недавно эту роль талантливо играла Грузия, но кастинг не прошла (в Тбилиси шутят, что «была бы блондинкой – уже бы в НАТО жила»). Сейчас ее место заняла Украина. Ежегодные учения «Морской щит» и были изобретены для того, чтобы «поддержать» Киев, испытывающий страдания перед лицом российской агрессии. Эту же «миссию поддержки» несут и периодические заходы в акваторию Черного моря отдельно взятых военных кораблей, которым там в принципе делать нечего. Некоторые особо отличившиеся «летучие голландцы» наподобие американского эсминца «Дональд Кук» успели отметиться на обоих флангах, побывав на аналогичных учениях и в Балтийском море. С тем же успехом, кстати.
Сейчас «летучим голландцем» работает Ее Королевского Величества эсминец Diamond – весьма перспективный корабль проекта 45, они же «типа Дэринг» по головному судну серии. Всего их в Великобритании построили шесть штук, и они считаются компонентом так называемых Перспективных сил – 2020, программы перевооружения британских ВМС.
После окончания Второй мировой войны это первый британский военный корабль, зашедший в Черное море. Само по себе это сенсация. Такие вещи действительно символичны и, как правило, носят политический подтекст. Глава минобороны Британии Майкл Фэллон прямо заявил, что Лондон таким образом «посылает четкий сигнал» о «поддержке суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины».
Майкла Фэллона, высказывавшегося о России как о главной угрозе миру (которой «может противостоять только НАТО»), а о ТАВКР «Адмирал Кузнецов» – как о «корабле позора», принято воспринимать как не в меру говорливого шотландца, случайно оказавшегося на этом посту. В Великобритании такое бывает – правительства обновляются целиком, а людей тасуют по должностям вне зависимости от их образования, профессиональной специализации и даже жизненного опыта. Чтобы вся система государственной власти при такой исторически сложившейся форме работы с кадрами не рухнула, англичане в позапрошлом веке придумали «постоянных секретарей» – это профессионалы в ранге, примерно равном нашему первому заместителю министра, которые принципиально не состоят ни в каких политических партиях и не сменяются с уходом того или иного правительства. Работой министерств и ведомств в Великобритании по сути руководят они, а не – как в нашем случае – бессменный с 1997 года победитель выборов в округе Севенокс (графство Кент), который еще в кабинете Маргарет Тэтчер работал.
Но Фэллон знаменит еще и тем, что в возрасте 25 лет трудился секретарем так называемого Комитета по вопросам будущего Палаты лордов, так что с символами и их применением на практике знаком. Частой ротацией своих кораблей в Черном море НАТО обходит Конвенцию Монтре, которая запрещает военным кораблям нечерноморских государств находиться в акватории более 21 дня. Но впервые «летучим голландцем» в Черном море стал именно британский корабль, что можно посчитать символом скорее внутринатовским или даже внутриевропейским. Лондон вдруг решил взять на себя эту функцию, после того как флаг выпал из рук доблестного 6-го флота США.
Кроме того, HMS Diamond, по данным британских СМИ, может принять участие в неких «секретных учениях» на Украине. Вернее, он должен охранять 660 британских морпехов, которые будут чему-то учить своих украинских коллег. Правда, непонятно, можно ли до конца верить Sunday Mail и как можно «скрытно» доставить на «секретные учения» батальон британской морской пехоты с техникой, вооружением и службой снабжения. Сейчас на эсминце находится всего 60 морпехов.
План Столтенберга
На середину февраля в Брюсселе намечена встреча глав оборонных ведомств стран НАТО, на которой глава альянса Йенс Столтенберг анонсировал некий пакет мер по усилению присутствия НАТО на Черном море и в черноморском регионе в целом. Вояж эсминца Diamond заявлен в том числе в рамках этого плана. Но Конвенцию Монтре вроде как еще не отменили, а идти по гибельному пути Германской империи с ее знаменитой «военной хитростью» времен Первой мировой войны («передача» Турции крейсеров «Гебен» и «Бреслау») вроде как никто не собирается, и слухов о том, что Diamond собираются «подарить» Румынии, вроде бы не было. И так гордость и краса румынских ВМС – эсминцы «Король Фердинанд» и «Королева Мария» – это бывшие HMS Coventry и London соответственно, которые еще Фолклендскую войну помнят.
Точных данных о плане НАТО по усилению своего южного фланга пока что нет, но нужно быть готовым практически к любому развитию событий. Столтенберг больше политик, чем военный (если уж быть до конца честными перед собой, он вообще не имеет к военной тематике никакого отношения), причем ярко выраженный скандинавский политик, какими мы их знаем последние 50 лет: беспринципный карьерист из хорошей семьи, баловавшийся в молодости левацкими идеями, а затем воспринявший «скандинавский социализм» как удобный механизм для восхождения по карьерной лестнице. Самым знаковым ходом в карьере Столтенберга было формирование его правительства в 2009 году по принципу гендерного равенства – 10 мужчин и 10 женщин. Красиво, но бессмысленно.
Как глава НАТО Столтенберг вполне может соорудить некий план, который будет формально обходить Конвенцию Монтре. Представить навскидку, что бы это могло быть (забудем казус «Гебена» и «Бреслау»), крайне трудно. Можно пойти по пути перестройки инфраструктуры, например построить в Румынии верфи и судоремонтные заводы. Можно резко усилить присутствие бомбардировочной авиации в Северной Италии, передислоцировав туда пару эскадрилий королевских «Торнадо» откуда-нибудь из Мэрхема или Лоссимута, подвесив на них ракеты «воздух – поверхность», но тогда просядет северный фланг с родной для Столтенберга Норвегией. Можно (боже упаси) бурно вооружать Болгарию (кстати, ее министр обороны буквально на днях о чем-то шептался со Столтенбергом в Брюсселе). А концепция действующего командующего американским 6-м флотом вице-адмирала Джеймса Фогго, предлагавшего удлинить время патрулирования кораблей НАТО в Черном море до четырех месяцев, демонстрирует только уровень общей образованности этого достойного морского волка с дипломами из Страсбургского университета.
В Москве называют все эти действия НАТО провокационными и нарушающими сложившийся баланс сил. «Возросшая активность ВМС НАТО в Баренцевом, Балтийском и Черном морях носит деструктивный, провокационный характер», – заявил начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов. А еще 12 декабря глава МИДа Сергей Лавров подчеркнул, что Россия твердо и жестко выступает за соблюдение Конвенции Монтре о статусе черноморских проливов, в то время как США пытаются незаконно увеличить сроки пребывания своих кораблей в регионе. Еще раньше постпред России при Североатлантическом альянсе Александр Грушко высказался в том смысле, что, если НАТО хочет вести диалог по контролю над вооружениями, оно должно отказаться от укрепления восточного фланга.
Остается только ждать, какой креатив продемонстрирует Столтенберг через две недели. В любом случае деятельного участия Военно-морских сил Украины не предусмотрено. Это корыто уже не залатать.