Печерский районный суд Киева в понедельник вечером отверг ходатайство прокуратуры об избрании меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста лидеру «Руха новых сил», бывшему президенту Грузии и бывшему одесскому губернатору Михаилу Саакашвили на время расследования. Его отпустили на поруки народных депутатов.
«Ходатайство прокурора... о применении меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста в отношении подозреваемого Саакашвили оставить без удовлетворения», – объявила следственный судья Печерского районного суда Лариса Цокол. Как передал репортер «Интерфакса», вердикт присутствующие в зале сторонники политика встретили рукоплесканиями и одобрительными возгласами.
В понедельник утром Саакашвили был доставлен в здание Печерского суда. Заседание тянулось почти целый день и усилиями арестанта сперва напоминало дешевую драму. Его пафосные реплики тут же передавали украинские телеканалы.
Я покажу, как умирают президенты!
«Если меня вернут в тюрьму, я буду продолжать голодовку», – грозил суду Саакашвили, обещая заморить себя до смерти. «Я показал, как может работать президент, а теперь покажу, как может умирать», – добавлял он. «Я считаю себя пленником, военнопленным, а не задержанным», – заявил он со скамьи подсудимых, передает ТАСС, впрочем, чуть позже называл себя «узником олигархата».
Так пафосно не общалась с судьями, кажется, даже экс-премьер Юлия Тимошенко, когда при Януковиче 6 лет назад ее засадили в тюрьму. Кстати, Тимошенко прибыла в Печерский суд и по-братски обняла подсудимого на глазах у публики. Лидер «Батькивщины» прибыла в суд, чтобы поддержать коллегу, вместе с членами своей фракции – Аленой Шкрум и Игорем Луценко. Все они предложили суду выпустить арестанта под свои депутатские гарантии.
«Тот же суд, тот же Киреев в кавычках, те же палачи, на самом деле все повторяется, – говорила Тимошенко прессе, имея в виду Родиона Киреева, судью, который вынес ей приговор в годы правления Януковича. – И поэтому я считаю, что я должна быть рядом с теми, кого власть репрессирует, для того, чтобы просто еще раз сказать, что это политические репрессии, это расправа с оппонентами, что никакой справедливости в этих судах и силовых структурах не существует и надо защищать свободу, демократию и, безусловно, Михаила Саакашвили, с которым сегодня так грубо ведут себя».
Напомним, Саакашвили задержали поздно вечером 8 декабря. Инкриминируемая ему ч. 2 ст. 256 Уголовного кодекса (содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности) предусматривает от 5 до 10 лет лишения свободы. Это официальное обвинение. Тогда как ранее генпрокурор Юрий Луценко публично выдвинул против Саакашвили куда как более серьезные упреки – организовал акции протеста с целью захвата государственной власти на Украине, готовил покушение на членов семьи президента Петра Порошенко. Причем, по версии Луценко, деньги на это получал от бежавшего в Россию магната Сергея Курченко, который до 2014 года входил в ближайшее окружение Януковича.
Пока адвокаты в зале Печерского суда спорили с прокурорами о мерах пресечения, бывший одесский губернатор не переставал жевать жвачку, аргументируя это журналистам тем, что так он избавляется от неприятного запаха изо рта. Саакашвили обещал держаться еще неделю, употребляя только воду. Себе в пример политик привел все ту же Тимошенко, голодавшую в тюрьме 28 дней.
Надо арестовать, чтобы спасти от «руки Москвы»
Тем временем роль шутов в Печерском суде перешла от самого Саакашвили к его оппонентам – прокурорам, а само заседание начало превращаться из мелодрамы в комедию. Человека, который вроде как собирался совершить государственный переворот, они предложили всего лишь оставить под домашним арестом, причем сохранив ему доступ к толпам своих последователей. Словно оправдываясь, прокуроры говорили, что такая мера наказания не навредит общению Саакашвили со своими единомышленниками – ведь ему останется доступна интернет-связь.
Затем прокуроры и вовсе заговорили о том, что домашний арест нужен не для того, чтобы изолировать Саакашвили от общества, а лишь затем, чтобы сохранить ему самому жизнь. Они сослались на некие загадочные данные СБУ о том, что на политика, а также на его соратника Севериона Дангадзе готовят покушение спецслужбы России. «Одним из вариантов дестабилизации ситуации в стране может иметь место инициирование спецслужбами РФ попытки ликвидации Саакашвили и Дангадзе», – цитировал прокуроров УНИАН.
Напомним, что именно Дангадзе, по версии Луценко, договаривался о передаче денег на мятеж с миллиардером Курченко. В ответ адвокаты заявили, что улики против Саакашвили были добыты незаконно.
После этого судья Лариса Цокол удалилась на несколько часов в совещательную комнату, а выйдя оттуда, объявила, что отпускает Саакашвили на поруки Тимошенко.
Стоит отдельно отметить, что сама Цокол известна по ряду нашумевших процессов. Самым резонансным делом, которое частично рассматривала судья, было убийство журналиста Георгия Гонгадзе в 2004 году. Когда главным подозреваемым в убийстве сыщики сочли генерала МВД Алексея Пукача, Цокол закрыла уголовное дело против генерала. А два года назад при невыясненных обстоятельствах погиб сожитель самой Цокол, который «имел отношение к силовым структурам», как выражается киевская пресса, уточняя, что сожитель был убит восемью выстрелами в упор.
Впрочем, украинские политологи считают, что в данном случае Цокол поступила совершенно естественно.
«Судья же понимает, что у обвинения нет аргументов,
– сказал газете ВЗГЛЯД директор украинского Института трансформации общества Олег Соскин. – Это стало особенно ясно после заявления Курченко о том, что он вообще не знает Саакашвили и не имел с его людьми никакого дела. Зато он хорошо имел дело с Порошенко и с его людьми».
Как сообщила газета ВЗГЛЯД, в понедельник Сергей Курченко подал в суд иск о защите чести и достоинства в отношении президента Украины Петра Порошенко и телерадиокомпании «Студия 1+1».
«На самом деле, именно Борис Ложкин и Петр Порошенко некогда продали Курченко медиахолдинг, таким образом, не Саакашвили и его люди причастны к связям с Курченко, а именно Порошенко, Луценко и Ложкин. А это совершенно меняет дело. Потому что Ложкин, будучи главой президентской администрации, выполнял тайные поручения Порошенко. На самом деле, он прячет с бывшей главой Центробанка Валерией Гонтаревой деньги Порошенко по разным офшорам», – пояснил Соскин.
Киевская Фемида действует по указке Порошенко
По мнению киевского эксперта, понятно, что в основе обвинений против Саакашвили лежит фальсификация.
«Луценко и не скрывал, что Порошенко позвонил ему лично ночью после встречи с Далей Грибаускайте. Видимо, он там ей что-то рассказал, и в ответ она закрыла глаза на арест Саакашвили. Ранее именно Литва обещала Саакашвили свое гражданство. То есть лично Порошенко приказал Луценко арестовать Саакашвили. Но теперь этот план рассыпается, – отметил Соскин. – Дело рассыпалось, к Саакашвили примкнула Тимошенко. И лидеры других партий. Это страшное поражение Порошенко и его группы. И теперь Луценко должен сам по-хорошему уйти в отставку».
Бывший украинский, а ныне российский политолог и публицист Анатолий Вассерман считает, что киевский суд все же действовал по указке самого Порошенко, поскольку президент уже сам боится Саакашвили и толп его агрессивных сторонников:
«Призыв прокуроров ограничиться всего-навсего домашним арестом показывает, какова цена данным обвинениям. Конечно, государственный переворот Саакашвили действительно пытается организовать, и один такой переворот уже случался в 2014 году. Но всерьез загонять Саакашвили в СИЗО они боятся – понимают, что сами могут там оказаться по той же самой причине».