Государственная компания «Белоруснефть» во вторник объявила, что нашла в Гомельской области нефтяное месторождение. Как говорится на сайте компании, запасы месторождения Угольское, открытого еще в декабре, предварительно оцениваются в 1,69 млн тонн. Угольское лежит в пределах «промежуточного блока регионального Речицко-Вишанского разлома Припятского прогиба».
Мне все-таки кажется, что где-то у нас есть нефть. Но если есть нефть, то не может быть, чтобы где-то не прорвало природным газом
Как сообщает компания, во время разведочного бурения поисковая скважина дала приток углеводородного сырья с газом дебитом около 39,5 тонн в сутки. Эта нефть относится к категории трудноизвлекаемых запасов, так как залегает «на большой глубине и в низкопроницаемом коллекторе». Зато разработку облегчит аномально высокое пластовое давление, подчеркивает компания. Более точные оценки запасов она обещает после бурения второй разведочной скважины.
Напомним, Белоруснефть добывает нефть на 60 месторождениях в стране, а также на 13 месторождениях в Венесуэле и на пяти – в России. Добыча углеводородов в Белоруссии ведется с 1965 года и сосредоточена в районе Припятского прогиба в Гомельской области. За 50 лет здесь добыто более 130 млн тонн нефти и 4 млрд кубометров попутного газа. Ежегодно страна добывает около 1,6 млн тонн нефти и обеспечивает себя ею примерно на 7%. Большая часть добываемых ресурсов идет в сыром виде на экспорт на Запад, в основном в Германию.
По оценке наблюдателей, объем нового месторождения крайне невелик. В лучшем случае этого запаса хватит для двух белорусских НПЗ на месяц. Для сравнения: в 2015 году Россия добыла более 540 млн тонн нефти. Если судить по котировкам нефти марки Urals на 3 января, то разведанный объем месторождения оценивается примерно в 704 млн долларов.
Сообщение об удачах белорусских нефтяников то ли специально, то ли случайно совпало с очередным витком напряженности в отношениях Минска и Москвы. В конце года президент Александр Лукашенко пропустил саммиты ОДКБ и ЕАЭС в Петербурге, тем самым лишив их кворума (из-за этого, например, не удалось выбрать нового генсека ОДКБ). Кроме того, в декабре в Минске были взяты под стражу сразу четыре известных пророссийских блогера.
Напомним, в прошлом году Минск не получил от Москвы ни кредитов, на которые рассчитывал, ни большого объема российской нефти – минимум 6 млн тонн. Россия планировала поставлять в 2016–2024 годах в Белоруссию 24 млн тонн нефти ежегодно. Но Минск перестал вовремя оплачивать счета за газ, требуя скидки, и начал недопоставлять нефтепродукты в Россию (в частности, с белорусских НПЗ Россия получает бензин). В результате Белнефтехим на третий квартал прошлого года получил график поставок нефти из России со снижением на 2,25 млн тонн по сравнению с изначальным планом.
Позже стороны заявили об урегулировании разногласий, в середине октября советник президента Транснефти Игорь Демин сообщил, что поставки нефти из России в Белоруссию по трубопроводу «Дружба» в четвертом квартале вырастут до 5 млн тонн.
Лукашенко не раз публично признавался, что в недрах республики ему «кажутся» крупные запасы нефти. Еще весной 2011 года в послании к парламенту и народу он выражал такую надежду. «Мне все-таки кажется, что где-то у нас есть нефть. Но если есть нефть, то не может быть, чтобы где-то не прорвало природным газом. Я очень на это надеюсь», – говорил президент, призывая «серьезно посмотреть на недра».
Летом 2015 года Батька вновь обратил «особое внимание» правительства на серьезные недоработки по разведке недр. «Я просто не верю, что у нас нет больших объемов нефти и что в наших недрах отсутствует природный газ, – говорил Лукашенко. – На подобных территориях в России и других странах добывается немало нефти и природного газа, а также ценных металлов».
Последний раз белорусские геологи находили крупное нефтяное месторождение в Речицком районе в августе 2015 года (его запасы могут превысить 350 тыс. тонн), до этого – в июне 2014 года под Хойниками. А еще раньше, в 2013 году – сразу несколько месторождений.
Во время последнего послания, прозвучавшего в октябре, Лукашенко рассказал о переговорах с Тегераном, «который просто мечется в поисках, куда поставить нефть», и «готов нам снижать цену вплоть до того, что мы им предоставим все возможности на Мозырском или другом заводе».
По его словам, перед правительством поставлена задача найти наконец альтернативу российской нефти. «Мы договорились, сегодня загруженный танкер идет в Одессу, начнем поставлять через Украину на Мозырский нефтеперерабатывающий завод», – говорил он, добавляя, что Белоруссия возвращается к идее строительства нефтепровода из Балтии.
В ноябре Лукашенко посетил Баку, где с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым он говорил о готовности Минска перерабатывать нефть из Азербайджана на льготных условиях. «У нас два мощнейших, самых современных нефтеперерабатывающих завода. Мы заканчиваем их модернизацию, выходим на более 90% глубины переработки нефти. Мы готовы рассмотреть в данный момент и давальческие поставки вашей нефти», – предлагал Лукашенко.
Вероятно, Лукашенко мечтает об использовании трубопровода Одесса – Броды, запустить который в ходе своего визита в Баку в июле также обещал украинский лидер Петр Порошенко. Как подробно писала в июле газета ВЗГЛЯД, этим мечтам, скорее всего, не суждено сбыться. Этот нефтепровод давно заброшен, и денег на его восстановление у Киева просто нет.