Убийство адвоката Юрия Грабовского не связано с его профессиональной деятельностью, причиной стали абсолютно другие мотивы, заявил главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. О раскрытии дела об убийстве адвоката Матиос заявил накануне в эфире украинского «Пятого канала», анонсировав показ соответствующего документального фильма на том же телеканале. Подозреваемые в убийстве, названные прокуратурой, – 26-летний Артем Яковенко и 19-летний Максим Чмилев. Утверждается, что они оба дали признательные показания.
Таким образом следствие уводит общественность от реальных обстоятельств убийства адвоката Грабовского
Напомним, что Юрий Грабовский пропал 5 марта, в самый разгар суда над Александром Александровым и Евгением Ерофеевым. Эти два молодых человека, уроженца России, были захвачены украинским войсками 17 мая 2015 года в бою с ополченцами вблизи поселка Счастье. Украинские власти заявили, что оба задержанных являются бойцами российского ГРУ, в то время как по данным РФ Александров и Ерофеев уволились из российских силовых структур и воевали за ополченцев как добровольцы.
Вечером в воскресенье, 6 марта, уже переставший отвечать на телефонные звонки адвокат пришел в свой офис в сопровождении некоего мужчины и, ни с кем не говоря, что-то взял из своего сейфа. С 5 марта в его «Фейсбуке» начинают появляться странные записи. 9 марта в соцсети появилась запись с геотегом из Египта, где утверждалось, что он вынужден был покинуть страну, 13 марта – о том, что он скоро вернется на Украину. Знакомые Грабовского сразу же засомневались, что записи сделаны им: стиль письма был совершенно не похож на Грабовского.
Окончательные сомнения в том, что адвокат похищен, развеялись после появления в интернете ролика, на котором Грабовский, видимо, находящийся под воздействием какого-то психотропного препарата, отказывается от защиты Александрова. В ролике присутствовал и некий закадровый голос, видимо, измененный с помощью какого-то технического средства. А в ночь с 25 на 26 марта тело Грабовского со следами насильственной смерти было найдено закопанным в заброшенном саду в селе Конела неподалеку от города Жашкова Черкасской области.
Дело было передано военной прокуратуре Украины (основания были не очень ясны: Грабовский никогда не служил ни в армии, ни в силовых структурах). Через некоторое время она объявила об аресте подозреваемых.
Представители российских властей сразу же заявили, что смерть адвоката связана с его работой над делом Александрова и Ерофеева. «Его пытались вывести из дела, я думаю, те ведомства, которые не заинтересованы были в продолжении его работы, – сказал изданию «Медиазона» заведующий консульским отделом посольства РФ на Украине Алексей Грубый. – Потому что фактически должен был состояться его, возможно, я это немножко громко скажу, может, не звездный час, но очень яркая работа его как адвоката, которая транслировалась бы всеми каналами».
Он допустил, что Грабовского могли убрать и националистические формирования, с той же целью – не допустить, чтобы процесс над Александровым и Ерофеевым вылился в поражение Украины на «информационном фронте» (то, что обвиняемые были бы так или иначе признаны виновными, никто не сомневался). Грубый обращал внимание на то, что Грабовский пропал аккурат перед тем моментом, когда на суде защита должна была приступить к предъявлению своих доказательств. В результате исчезновения адвоката защита вынуждена была во многом изменить свою тактику. Процесс получился не шумным, а относительно «тихим» и закончился, как известно, признанием Александрова и Ерофеева виновными и их обменом на Савченко.
Следует заметить, что биография Грабовского не дает оснований считать его пророссийски настроенным. Адвокатурой он стал заниматься относительно недавно (с 2007 года), однако очень скоро снискал себе славу одного из самых профессиональных юристов Украины, не чурающихся политики. Во время событий в Киеве в конце 2013 и начале 2014 годов он защищал в судах задержанных майдановцев, а впоследствии оказывал помощь украинской армии, помогая волонтерам собирать для военных медикаменты и безвозмездно оказывая юридические услуги при такого рода операциях.
#{interviewpolit}Версия украинской военной прокуратуры с самого начала была менее стройной, о чем вольно или невольно напомнил сам Матиос в субботу. Он заявил, что убийство Грабовского не связано с его профессиональной деятельностью, что подтвердили и подозреваемые, арестованные прокуратурой. Матиос, похоже, забыл собственное заявление, сделанное им в конце марта. «Эту операцию спланировали бывшие украинцы, а также спецслужбы Российской Федерации для создания картинки для Russia Today, именно во время заключительной стадии судебного разбирательства по делу гээрушников – граждан и военнослужащих Российской Федерации», – цитировало его агентство УНИАН. Тогда прокуратура утверждала, что ей известны эти «бывшие украинцы».
Теперь же в фильме, продемонстрированном на «Пятом канале» и снятом явно с подачи прокуратуры, версия с «бывшими украинцами» не упоминается вовсе. Зато приводятся любопытные детали о деле, которые ранее не попадали в печать. Так, Матиос затронул самый щекотливый момент будущего процесса над Яковенко и Чмилевым – об их возможной связи с украинскими спецслужбами.
Дело в том, что Чмилев на своей странице «ВКонтакте» в графе «военная служба» написал: УДОУ СБУ – то есть Управление государственной охраны Украины, аналог российской Федеральной службы охраны, ведомства, отвечающего за безопасность первых лиц государства. Со слов прокурора получается, что эта информация не соответствует действительности (как, впрочем, многое другое, что писали о себе в соцсетях оба молодых человека). Матиос утверждает, что один из подозреваемых владел фальшивым удостоверением сотрудника спецслужб. Что касается УДОУ, то, по словам прокурора, подозреваемый только собирался туда идти работать и не числился там.
Самые удивительные странности и загадки этого дела (например, зачем понадобилось видеопризнание Грабовского, где он находился после 5 числа, верно ли, что он был под действием психотропных препаратов и т. д.) в фильме не разъяснены.
Заранее прикрывает пятую точку, понимая весь бред этого мнимого расследования убийства Юры Грабовского
Однако его авторы сочли нужным заострить внимание на нетрадиционной сексуальной ориентации Грабовского (которую тот, кстати, никогда не скрывал). В фильме приводятся показания Яковенко, который утверждает, что адвокат изнасиловал некоего молодого человека из Закарпатья по имени Антон. За это-де ему и отомстили. Правда, тут же говорится, что подтверждений существования этого Антона и совершенного над ним преступления нет, равно как нет фактов, свидетельствующих о том, что Грабовский убит из-за того, что он был гомосексуалистом.
Коллеги адвоката отнеслись к фильму и заявлению прокурора крайне отрицательно. «Чем бы еще отличиться Матиосу, кроме как затравкой недостоверной информацией и выброс ее в СМИ. Заранее прикрывает пятую точку, понимая весь бред этого мнимого расследования убийства Юры Грабовского» (орфография автора сохранена – прим. ВЗГЛЯД), – написала в своем «Фейсбуке» адвокат Оксана Соколовская, защищавшая Александрова и Ерофеева вместе с убитым.
«Очередные высказывания главного военного прокурора ставят под сомнение деятельность такого органа досудебного расследования, как Главная военная прокуратура. Напомню, что таким образом следствие уводит общественность от реальных обстоятельств убийства адвоката Грабовского», – сказала позже Соколовская в эфире телеканала «112 Украина».
Адвокат также подчеркнула, что придерживается именно версии, связанной с профессиональной детальностью Грабовского. «Все факты, доказательства и обстоятельства, которые предшествовали убийству моего коллеги, подтверждают именно эту версию», – сообщила она.
Сестра убитого адвоката Ольга обратилась к «Пятому каналу» с письмом, где попросила воздержаться от показа фильма. И действительно, на сайте телеканала фильм не был выложен, хотя в Сети доступен.
Тем не менее адвокатов Грабовской возмущает то, что прокуратура вообще пошла на обнародование сведений по делу, в то время как представителей родственницы убитого к ним фактически не допускают. «До сих пор более чем месяц адвокаты не могут обеспечить надлежащее представление интересов потерпевшей в уголовном деле, так как их не допускают к материалам досудебного следствия, и они лишены права подавать соответствующие ходатайства о проведении необходимых следственных действий», – говорится в их обращении, распространенном Национальной ассоциацией адвокатов Украины (НААУ). Якобы никто даже не уведомил адвокатов Грабовской о том, что досудебное расследование по делу закончено.
Председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Украины адвокат Александр Дроздов заявил изданию news24ua, что прокуратура руководствуется следующей логикой: «Возможно, и в этом деле решили пойти таким путем: сейчас, пусть с грубыми нарушениями, закончим расследование и скорее закинем дело в суд. А там если что-то пойдет не так, то правоохранители скажут: это же адвокаты с судом все испортили».
Как бы то ни было, одно в заявлении Матиоса бесспорно: досудебное следствие закончено, а значит, скоро предстоит суд. Следовательно, скоро общественность сможет оценить и качество работы следствия, и качество собранных доказательств.