Арест Лихолита, известного под позывным «Батя», и старшины «Айдара» Игоря Радченко (позывной «Рубеж») вызвал протесты участников украинских добровольческих батальонов. Они, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, по сложившейся традиции пригрозили власти новым Майданом.
Теперь депутаты должны сделать еще один важный шаг – принять решение об освобождении от ответственности военных, которые в военных условиях нарушили уголовный кодекс мирного времени
То ли чтобы разрядить обстановку, то ли выражая свое искреннее личное мнение, Луценко в здании Печерского суда Киева, где рассматривалось дело айдаровцев, предложил объявить амнистию всем украинским военнослужащим, осужденным в зоне боевых действий. Но только в случае, если они не признаны виновными в совершении тяжких преступлений, «таких как убийство, изнасилование и так далее». К категории тяжких (то есть наказывающихся сроком до 10 лет лишения свободы), согласно Уголовному кодексу Украины, относится и мародерство.
В своем «Фейсбуке» Луценко одобрил вынесенное судом решение отпустить Лихолита до начала процесса под поручительство нескольких депутатов Верховной рады. «Теперь депутаты должны сделать еще один важный шаг – принять решение об освобождении от ответственности военных, которые в военных условиях нарушили уголовный кодекс мирного времени», – написал он.
В принципе, идея амнистии участникам так называемой антитеррористической операции (так на Украине называют боевые действия в Донбассе) не нова. Периодически она обсуждается в Верховной раде. Так, за нее высказывался один из поручителей Лихолита, депутат фракции «Самопомощь» Семен Семенченко. В числе аргументов выдвигался и такой: Минские договоренности предусматривают амнистию воевавшим за ЛНР и ДНР (если они не совершили тяжких и особо тяжких преступлений против мирного населения – неизменно добавляют в Киеве), надо аналогичную меру распространить и на другую сторону. Тем более что количество осужденных за различные правонарушения участников «добровольческих формирований» на Украине исчисляется многими сотнями и сопоставимо с количеством пленных.
Однако генпрокурор за амнистию высказывается впервые. В день заявления Луценко его ведомство опубликовало доказательства вины Лихолита. Оказывается, это показания, полученные на заседаниях по другим уголовным делам.
Так, «подозреваемый 1» сообщил, что 30 июля 2014 года Лихолит и Радченко обговаривали детали нападения на мэра города Северодонецка (в его окрестностях в то время находился «Айдар») и его двух заместителей. Нападение было произведено ночью, а днем, 1 августа, свидетель видел, как в месте базирования батальона на капоте автомобиля были разложены деньги, добытые в ходе ночной «зачистки» (так назвал нападение на дом мэра «подозреваемый 1»). Деньги Лихолит приказал поделить, взяв и себе долю.
Кстати, именно этот пункт обвинения чаще всего поминают сторонники Бати. Дело в том, что мэр Северодонецка Валентин Казаков – бывший член Партии регионов. В апреле 2014 года он публично осуждал киевские власти за применение силы в Донбассе. «Мое личное убеждение: те люди, которые сегодня дают команду стрелять в свой народ, вместо того чтобы договариваться, не имеют права руководить государством и должны уйти в отставку», – сказал он в одном из интервью. Но Луценко в своем «Фейсбуке» категорически подчеркнул, что обвинения против Лихолита и Радченко базируются отнюдь не только на показаниях Казакова, а и на других показаниях, в том числе бывших бойцов «Айдара».
В числе других обвинений против Лихолита – похищение людей. Например, «свидетель 2» показал, что три человека содержались в подвальном помещении колбасного цеха в селе Половинкино Старобельского района Луганской области. Их допрашивали Рубеж и Батя.
«Айдаровцы» также активно занимались тем, чем на донбасской войне занимаются все воюющие стороны – изымали автомобили у местных жителей. По крайней мере часть этих автомобилей, судя по показаниям свидетелей, не возвращалась владельцам. Изымали и кое-что другое. «Потерпевший 11» утверждает, что охотничьи ружья и документы Лихолит ему обещал вернуть, если тот окажет помощь в финансировании предвыборной кампании начштаба «Айдара». Лихолит баллотировался в Верховную раду, но неудачно.
Особый интерес представляют показания «свидетеля 6». Он утверждает, что в обмен на помощь в получении украинского гражданства (в «Айдаре» было много иностранцев) Лихолит предлагал ему убить двух бойцов батальона. Это, пожалуй, самое серьезное обвинение. Если прочее, пусть и с натяжкой, можно списать на «эксцессы войны» и квалифицировать, скажем, как самоуправство, то попытка убийства сослуживца – это как раз то, что сам Луценко однозначно отнес к числу тяжких преступлений, на которые не должна распространяться будущая амнистия.
Сам Лихолит заявляет, что стал жертвой «заказа» со стороны своего бывшего начальника, а ныне депутата Верховной рады Сергея Мельничука, с которым у них были неоднократные, в том числе публичные, ссоры. Прошлой весной именно из-за шумных склок в руководстве «Айдара» батальон был фактически расформирован. Батальон передали в подчинение министерства обороны. Радченко ранее обвинял Мельничука в совершении многочисленных преступлений в городах Северодонецк и Счастье. Жертвой одного из этих преступлений якобы стал сам Радченко.
В интервью украинскому изданию lb.ua он сообщил, что в феврале 2015 года его похитили, удерживая 11 дней и подвергая пыткам, Мельничук и его «орки». «Так мы называем всю не оформленную в батальоне мразь, которую в свое время набрал и вооружил Мельничук. Это отбросы общества: бомжи, нищие, наркоманы. У них нет ни чести, ни совести. Для них главное – выпить или уколоться, а перед этим – помародерствовать или похитить кого-то. Мельничук их этим поощрял, за что они его и любили», – рассказал Радченко. Самого Мельничука он назвал «больным человеком, который видит себя гетманом Украины». Теперь, как утверждает Лихолит, экс-комбат, договорившись с прокуратурой, мстит своим подчиненным.
Мельничук все эти обвинения отрицает. В воскресенье в эфире он и Лихолит вступили в публичную перепалку.
Стоит заметить, что сам депутат также является фигурантом уголовного дела о грабежах и похищениях людей. А в России Мельничук заочно арестован по делу о гибели российских журналистов Антона Волошина и Игоря Корнелюка, по которому была осуждена Надежда Савченко. В интервью Би-би-си Мельничук рассказал, что действительно принимал непосредственное участие в бою 17 июня 2014 года у поселка Металлист, где погибли журналисты.