«Чтобы избежать кровопролития и напрасной гибели граждан, мы предлагаем тем боевикам, которые хотят остаться в Алеппо, сдаться властям и вернуться к мирной жизни. Тем, кто пожелает покинуть Алеппо, следует сложить оружие и покинуть город», – передает ТАСС содержание документа, распространенного государственным телеканалом «Сурия».
Привычка мыслить стереотипами и оперировать ими в быту довершает разгром американской военно-политической мысли
Повод к ультиматуму весомый: 4-я дивизия САА наконец-то овладела всем кварталом аль-Лайрамун и продолжила наступление в направлении перекрестка аль-Баррад. Наступавшее же с другой стороны элитное ЧВК «Тигры» заняло бывший Парк развлечений Кастелло, он же «Комплекс Кастелло». Таким образом, для того чтобы полностью замкнуть кольцо вокруг отрядов джихадистов в восточных районах и чуть далее, осталось пройти от 500 до 100 метров. И уже сейчас можно констатировать, что крупнейшая группировка джихадистов попала в окружение в результате наступления правительственных войск и союзников к северу и северо-западу от Алеппо.
Это наступление изначально развивалось на редкость удачно и быстро для САА, несмотря на то, что проходило в плотной застройке и в промышленной зоне Алеппо. При поддержке российских ВКС правительственные силы смогли не только освободить несколько крупных кварталов, но и создать необратимую для террористов ситуацию на широком участке фронта. Соотношение сил и конфигурация фронта сейчас таковы, что ни «ан-Нусра», ни другие оказавшиеся в котле части джихадистов уже не смогут предпринять действенных попыток вырваться – их сообщение с себе подобными в долине Анадан и в районе Идлиба прервано окончательно. И если еще пять–шесть дней назад они активно предпринимали попытки контратак в центральных районах города – вокруг железнодорожного вокзала, то сейчас ничего подобного не наблюдается.
В районах, контролируемых джихадистами, проживает около 200 тысяч человек, которые могут перебраться в правительственную зону через небольшой нейтральный квартал и КПП в центре. В западном Алеппо, которое находится под контролем законного правительства, на данный момент жителей в 6–7 раз больше, и это не считая беженцев. Несмотря на высокую интенсивность боевых действий, в городе работает сотовая связь, и с утра 27 июля многие жители оккупированных джихадистами кварталов получили СМС, в которых им гарантируется безопасный переход через КПП. Предполагается, что после исхода гражданских из восточного Алеппо правительственные войска могут начать окончательную зачистку города от джихадистов и наемников.
Насколько хороша эта идея – пока непонятно, сложно предположить и то, сколько гражданских все-таки последует совету перейти через линию фронта. В восточном Алеппо и в его пригородах скопились не только «коренные жители» этих кварталов и местечек, но и семьи самих джихадистов, которые перейдут в правительственную зону лишь в крайнем случае. В любом случае, вся эта история потребует серьезных контрразведывательных мер по фильтрации гражданского населения: джихадисты уже неоднократно пытались мимикрировать под беженцев и отправлять свои семьи в безопасные места.
Все эти дни российская авиация безостановочно наносила ракетно-бомбовые удары по целям севернее Алеппо, поддерживая наступление 4-й дивизии и «Тигров». Особого внимания удостоились позиции группировки «Фатах Халеб», расположенные во множестве мелких населенных пунктов в районе «шоссе Кастелло» и к северу от него. После квартала аль-Лайрамун промышленная зона Шакиф, Дахрет Абд Рубо и квартал Бени Заид сейчас основная цель для 4-й мехдивизии и «Тигров» в рамках закрытия котла в восточном Алеппо. В районе много мелких строений, которые джихадисты превратили в опорные пункты, потому продвижение правительственных войск критично зависит от огневой поддержки авиации и артиллерии. В этих боях активно участвуют и курды, но их фронт все-таки ограничен, они в основном вынуждены сидеть в обороне, оттягивая на себя наступательный порыв «ан-Нусры» и «Фатах Халеба».
Надо понимать, что «Фатах Халеб» (Свобода Алеппо, Освобождение Алеппо) – это не единая организация, а виртуальный союз полусотни мелких и средних вооруженных группировок «умеренной оппозиции», которые в апреле 2015 года формально объединились для борьбы «как с ИГИЛ*, так и с правительством Асада». Именно эти ребята до крайности осложнили ситуацию вокруг крупнейшего города Сирии, и именно за них очень переживают США, периодически требуя от российских ВКС прекратить бомбардировки своих подопечных.
Наконец, именно с «Фатах Халеб» связаны все разговоры о «разграничении» «чистых» и «нечистых» оппозиционеров и об их теоретическом размежевании с «ан-Нусрой» и прочими людоедами. Но на земле достичь такого разграничения практически невозможно, в том числе потому, что «освободители Алеппо» (иногда они называют себя почему-то «Центром») сами запутались в своем составе.
Известно, что в ФХ входят 19 отрядов, которые ранее причисляли себя к Сирийской свободной армии – главному проамериканскому детищу, призванному олицетворять демократическую оппозицию Башару Асаду. Но еще 31 группировку из числа участников данного альянса к либералам и демократам отнести ну никак нельзя. Многие из них параллельно входят в джихадистское объединение «Ансар аш-Шария», и как их теперь отделить друг от друга – не ясно.
«Ан-Нусра» в «Фатах Халеб» формально не входит, но именно что формально: в порядке привычного хамелеонства местные полевые командиры просто продемонстрировали США, что они «отмежевались» от «ан-Нусры». В реальности же ФХ и «ан-Нусра» координируют свои операции в районе Алеппо, а определить, какая именно из группировок, входящих в ФХ, чьи приказы в данный момент времени выполняет, просто невозможно.
США или сознательно играют в эти поддавки с местными, или действительно не понимают, что их водят за нос в особо извращенной форме. Второе, кстати, вполне возможно, в силу неспособности ЦРУ и армейской разведки разобраться в происходящем. Привычка мыслить стереотипами и оперировать ими в быту довершает разгром американской военно-политической мысли. Представителям бывшей «Свободной армии», а теперь вот ФХ достаточно надеть европейский костюм и на относительно нормальном английском произнести что-нибудь прочувствованное про демократию и свободные выборы, и янки тут же лишаются способности оценивать обстановку критично. Отсюда и невозможность «определить координаты» тех, кого США определяют в союзники, и собственно джихадистов, поскольку те легко меняются местами и перекрашивают флаги, как это на днях случилось с «ан-Нусрой».
Доверять кому-либо на Ближнем Востоке в такого рода играх – большая ошибка, но наши западные партнеры ведут себя в нестандартных ситуациях как дети малые. И посмотрим, что будет, если правительственные войска, создав достаточную зону безопасности вокруг восточного Алеппо, все-таки примутся за зачистку джихадистов как в городе, так и дальше на восток, вплоть до палестинских лагерей – самой людоедской зоны за линией фронта.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ