Турецкие власти назвали главарем путчистов главкома ВВС генерала Акына Озтюрка. Он был «формальным предводителем хунты», заявили в Анкаре. До попытки переворота Озтюрк входил в Высший военный совет страны. При этом идеологом переворота президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по-прежнему считает своего политического противника – мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена, живущего в США.
Когда производятся такие аресты, то возникает вопрос, что будет с этими людьми? Это десять тысяч политзаключенных...
Ранее в субботу мэр Анкары Мелик Гекчек заявил, что в событиях участвовал один из тех, кто сбил российский Су-24, по его словам, он тоже является сторонником Гюлена.
Большая чистка
Напомним, в ночь на пятницу в Турции произошла попытка военного переворота. В результате командование турецкой армии заявило, что все ее организаторы задержаны. Сообщалось, что власти Турции задержали 6 тыс. человек после попытки переворота в стране, в частности, по последним данным, задержаны 103 генерала и адмирала. Более того, поступило сообщение о задержании главного военного советника Эрдогана. От занимаемых должностей отстранены по меньшей мере 7850 сотрудников полиции Турции.
Кроме того, чистка коснулась высших гражданских чиновников государства. СМИ сообщают, что после попытки переворота в Турции от своих должностей отстранены 30 губернаторов и свыше 50 высокопоставленных должностных лиц.
Также в рамках расследования дела задержаны 426 судей и прокуроров.
При этом премьер-министр Турции Бинали Йылдырым отметил, что число задержанных в связи с попыткой переворота несколько меньше и «сейчас составляет 7543, операции по задержанию путчистов продолжаются. 316 из них арестованы. Жертвами этих событий стали 208 человек», – сказал премьер.
Корпорация монстров
После этого Йылдырым заявил: «Пусть наш народ не отождествляет монстров в военной форме, совершивших попытку переворота, со всей доблестной турецкой армией... Они решились на переворот, так как считали нас слабыми. Но они просчитались... Мы будем действовать в рамках закона по делу о госперевороте, спешить не будем, но от ответственности никто из виновных не уйдет», – обещал турецкий премьер.
Он с удовлетворением добавил, что «ситуация под контролем, парламент, все госструктуры работают нормально, работа над законопроектами продолжается. Днем наши граждане могут идти на работу, а вечером мы будем все вместе продолжать нести дежурство на посту демократии. Это наш почетный караул и праздник демократии. Мы приглашаем на него всех – министров, депутатов, руководителей», – сказал Йылдырым.
Но пока что «праздник демократии» более похож на масштабную и последовательную зачистку армейских и «штатских» элит.
Нужные показания находятся очень быстро
Эрдоган и его окружение, как уже было сказано, взяли на вооружение версию заговора последователей Гюлена, «чью фигуру Эрдоган всегда использовал для проведения чисток», отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов
Кроме того, сейчас обсуждается версия о причастности к перевороту спецслужб Египта и Арабских Эмиратов. «Хотя никаких доказательств абсолютно нет... Идет набор версий. В абстрактном, фантомном виде все они имеют право на жизнь. Но ни одна из них не обладает под собой серьезной фундаментальной основой. Детали нынешних событий в Турции еще предстоит проанализировать, уточнить», – считает Тарасов.
Эксперт отмечает, что реально в перевороте участвовало всего два вертолета, два самолета, несколько единиц бронетехники и несколько сотен солдат. Но Эрдоган начал полномасштабные зачистки, и цифры задержанных растут с каждым часом. «Начинают снимать голову всему генералитету, губернаторам, членам верховного суда и т. д. Как-то очень быстро следственные органы добиваются признательных показаний. Оказывается, они уже нашли план со структурой будущего кабинета, который якобы оставил на столе какой-то генерал. Так не бывает в реальной политике! Здесь явно просматривается чисто постановочный спектакль», – уверен Тарасов.
Слухам доверять не следует
«Назначение» главкома ВВС «ответственным» за путч (вкупе с сообщением мэра Анкары о возможной связи заговорщиков с делом о сбитом Су-24) породило предположение: переворот был предпринят именно тогда, когда Эрдоган принес извинения и был готов выправить отношения с Москвой. Вариант той же версии выглядел еще более конспирологично. Утверждалось, что инцидент с Су-24 был спровоцирован будущими стратегами путча, дабы поссорить Москву и Анкару.
Станислав Тарасов отмечает, что после попытки путча в Турции в СМИ начался колоссальный вброс дезинформации, появились многочисленные версии произошедшего. Однако он предложил остерегаться подобных версий. «К сожалению, эти версии подхватывают наши политики, которые ретранслируют их, выдают их за свои суждения», – сказал Тарасов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, попытка переворота лишь хронологически совпала с тем, что Турция начала налаживать отношения как с Москвой (после извинений Эрдогана за сбитый самолет), так и с Израилем.
«Одновременно летчик и вертолетчик?»
В свою очередь руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко не исключает, что версия о связи примирения Турции с Россией с попыткой путча имеет право на существование. В ее пользу говорит тот факт, что турецкий летчик, сбивший российский Су-24 над Сирией, был одним из участников заговора против Эрдогана. «Хотя возникает вопрос, как летчик суперсовременного F-16 мог сидеть за штурвалом вертолета? Он одновременно летчик и вертолетчик, что ли?» – сказал Шевченко газете ВЗГЛЯД.
Он тоже отметил, что в прессу было вброшено множество фейков, что все эти факты нужно тщательно проверять. «Но судя по тому, что командующий ВВС – глава заговора, а Эрдоган говорил той осенью, что не давал приказ сбивать российский самолет, то очевидно, что уничтожение Су-24 пошло от главы ВВС, то есть от главы заговорщиков», – отметил он.
«Примирение с Путиным резко не понравилось»
#{image=1030460}Максим Шевченко напомнил, что сближение России и Турции приводило к ряду последствий. Например, к переговорному процессу по Сирии и отводу на второй план роли армии, которая в Турции всегда считала себя важной частью политических процессов. Также это переориентировало Турцию на восток, к инвестициям в Россию, к газовым соглашениям.
«Плюсов от контактов с Россией у турок гораздо больше. Эрдоган просто связан обязательствами по НАТО, которое, как мы видели по варшавскому саммиту, считает Россию врагом и угрозой, а те, кто не считает, такие как Франция, например, которая заявила об этом устами Олланда, получают теракты. Турция заняла особую позицию по тому, угроза ли Россия, и тоже получила военно-фашистский переворот. Я не исключаю, что Россия и восточный блок в целом (вместе с Китаем и Ираном) является ключевым фактором давления на Турцию и Эрдогана. Ведь не секрет, что Турция является последней западной точкой. Все версии Шелкового пути так или иначе не минуют Турцию», – рассказал Шевченко.
По его словам, поворот Турции на Восток для Запада совершенно нежелателен, и все «страны должны быть его марионетками, суверенитеты должны быть псевдосуверенитетами». «Поэтому самостоятельность Эрдогана, примирение с Путиным резко не понравилось тем, кто хотел бы, чтобы Турция была плацдармом на южном фланге НАТО, откуда России грозит война...» – полагает Максим Шевченко.
«Вероятность гражданской войны очень велика»
Что касается будущего страны, то Тарасов указывает, что турки говорят о подавлении мятежа, но одновременно Запад заявляет о нарушении Турцией демократических норм, в ЕС говорят, что списки задержанных были заранее согласованы.
«Эрдоган продолжит давить на США, чтобы те выдали Гюлена. На Западе начинают открыто заявлять, что Турция – неудобный партнер для НАТО, Турция перестала согласованно действовать с Брюсселем. Вырисовывается масштабная комбинация, которая касается будущего Турции, ее взаимоотношений с Западом. Может ли Эрдоган пойти на разрыв отношений с Западом? Вряд ли. Но шантажировать его, загнать в угол уходящую администрацию Обамы Эрдоган в состоянии. Альянс Анкары с Москвой дает возможность Турции вести более решительную политику на Западе», – отмечает эксперт.
По мнению Шевченко, нынешний кризис и удар заговорщиков по турецкому обществу не обойдется без последствий, и атмосфера взаимного недоверия будет только расширяться. Он убежден, что Эрдогану хватит ума не менять демократическую республиканскую Турцию на авторитарную, что приведет к гражданской войне.
«Вероятность гражданской войны очень велика. Несмотря на поражение путча, значительная часть мятежников озлоблена, они понимают, что Эрдоган хочет вернуть смертную казнь или по крайней мере жестоко наказать их. Когда производятся такие большие аресты, то возникает вопрос, что будет с этими людьми? Это десять тысяч политзаключенных, обладающих элитными связями, семьями. В средние века их просто казнили бы и тем самым решили бы вопрос. Но сейчас не 37-й год и даже не времена Кемаля Ататюрка, который так поступал со своими политическими оппонентами. В современном мире это невозможно. Если даже в Турции вернут смертную казнь, то она коснется пары десятков людей, на большее Эрдоган не сможет пойти», – считает Максим Шевченко.
По его словам, общество поддержало президента, в том числе его же противники из светских сил, например националистической партии «Ватан». «Конституционный статус-кво нужен всем, а вопрос в том, сможет ли Эрдоган удержать его в порыве мести, сможет ли президент понять, что в современном обществе нельзя идти до конца, как это могли делать даже в прошлом веке», – подытожил Шевченко.