Конституционный суд Австрии принял решение об отмене результатов прошедших в стране президентских выборов. Это стало результатом иска представителей правой Австрийской партии свободы (FPÖ), которая считала результаты голосования несправедливыми.
Нарушения в процедуре подсчета дали основания суду считать второй тур недействительным. Хотя избирательное законодательство такого варианта не предусматривает
Выборы действительно вызвали много толков, ведь до последнего момента проигравший, правый политик Норберт Хофер, обходил своего конкурента, хоть и незначительно – на 3,9%. Решающие голоса были получены посредством удаленного голосования (в Австрии граждане, которые не могут явиться на участок, имеют право голосовать по почте). В итоге победил экс-лидер партии «зеленых» Александр ван дер Беллен, набрав 50,35%, перевес над соперником составил немногим более 31 тысячи голосов.
«Масштаб нарушений более чем ужасает», – заявляли сразу после выборов представители Партии свободы. Лидер Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе говорил, что нарушения были зарегистрированы при обработке отправленных по почте бюллетеней на 94 из 117 региональных избирательных участков. Также в FPÖ заявляли, что у них есть данные о незаконном участии в голосовании иностранцев и лиц младше 16 лет. «Поэтому я счел необходимым оспорить результаты выборов. И не нужно быть сторонником теории заговоров, чтобы испытывать нехорошие чувства по поводу этих выборов. Без нарушений Хофер мог бы стать президентом», – цитировала Би-би-си заявление Штрахе.
Теперь министерству внутренних дел, которому подчиняются избирательные службы, предстоит организовать новые выборы. Канцлер Австрии Кристиан Керн поблагодарил Конституционный суд за вынесение объективного и прозрачного решения по отмене итогов президентских выборов, передает РИА «Новости». Именно в руках канцлера находятся основные властные полномочия.
«Видимо, еще пройдутся победным маршем»
Интересна реакция западных СМИ на результаты выборов в Австрии. В целом она была язвительно-радостной, и в итогах выборов не сомневался никто. Показательно, насколько неприкрыто западные СМИ радовались проигрышу кандидата, которого они называли пророссийским.
«Когда в конце концов президентом Австрии стал не крайне правый Хофер, а «зеленый» Александр Ван дер Беллен, Брюссель выдохнул с облегчением. Самые опасные аспекты кредо Партии свободы – исламофобия, антисемитизм, попустительство России – пока что не «заразят» политику Вены», – писала Wall Street Journal.
«Успех Партии свободы, доминирующей в политической дискуссии, в частности по вопросам иммигрантов и беженцев, – это мрачное развитие событий. И все-таки победа ван дер Беллена демонстрирует, что пока самые опасные аспекты кредо Партии свободы не заразят политику правительства. Это исламофобия, антисемитизм и пророссийские настроения», – вторила ей почти слово в слово британская Financial Times.
В последние годы популярность правых популистов в Европе – в Австрии, Польше, Франции, Великобритании – стремительно набирает обороты, писали на страницах Tagesspiegel Альбрехт Майер и Райнгард Фраушер. Практически половина австрийских избирателей проголосовала на президентских выборах за Норберта Хофера. «Видимо, правые популисты еще пройдутся победным маршем по Европе», – отмечают авторы.
Напомним также, что Партия свободы положительно отнеслась к воссоединению России и Крыма.
«Видимо, должны принять какие-то новые законы»
Завотделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер назвал решение Конституционного суда неожиданным, так как в Австрии «таких прецедентов не было».
«Это доказывает, что в Австрии суд независим от власти. Хотя нынешняя власть была заинтересована, чтобы выиграл Ван дер Беллен. Но административного ресурса в Австрии нет. Поэтому Партия свободы просто подала в суд», – сказал Швейцер газете ВЗГЛЯД.
Что касается сути принятого решения, то эксперт предположил: Конституционный суд мог установить какие-то нарушения при организации подсчета голосов по почте. И именно поэтому было решено провести второй тур, а не устроить новый пересчет бюллетеней.
«Судей не устроила процедура подсчета. Я думаю, по существу они не выявили какие-то лишние голоса у ван дер Беллена или нехватку голосов у Хофера. Но нарушения в процедуре подсчета дали основания суду считать второй тур недействительным. Хотя избирательное законодательство такого варианта не предусматривает. Видимо, они должны принять какие-то новые законы, чтобы провести этот тур осенью», – полагает Владимир Швейцер.
Что касается результатов новых выборов, то эксперт сомневается, что благодаря последним событиям в Британии евроскептик Норберт Хофер усилит свои позиции. «С моей точки зрения, если будет второй тур, то ван дер Беллен соберет достаточно голосов, чтобы занять первое место. Хофер ограничен электорально. У него есть свой избиратель, который мог бы импульсивно отдать ему голоса только в первом туре. Во втором он вообще набрал не очень много относительно разрыва, который у него был в первом туре (опережал Ван дер Беллена на 15%)», – отметил эксперт.
Эхо «Брексита»
В свою очередь директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов тоже считает вердикт КС Австрии удивительным. По его мнению, на такое решение могли отчасти повлиять события в Великобритании. «Эти процессы пошли, и к евроскептицизму стали относиться серьезней, в том числе на уровне национальной бюрократии. И в этом смысле Brexit оказывает влияние и в этом австрийском случае», – сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, сама по себе идея евроскептиков становится в ЕС мейнстримом, и евробюрократия не понимает, что с этим делать.
«Возникает коллизия, когда с одной стороны декларируется свобода и народовластие и прямая демократия, что референдум – это высший уровень народовластия, а с другой – они критически не хотят, чтобы у них все развалилось... Еще несколько лет назад многие эксперты прогнозировали подобную ситуацию. Те проблемы, которые копились десятилетиями – они не решались в условиях евробюрократии, а только наоборот, усугублялись и нарастали. Сегодня это стало прорываться через британский Brexit и дальше», – подытожил политолог.