Целью прошедшей в голландском Брюнсюме конференции было заявлено улучшение понимания ситуации среди русскоговорящего меньшинства в странах Прибалтики. Командующий JFC генерал Фарина заявил, что для эффективности действий в данном вопросе необходимо принятие целостных решений и четкая осведомленность. «Чтобы не удивляться потом», – уточнил он. По итогам конференции военные пришли к выводу, что мероприятие дало альянсу возможность получить точное представление о возможных действиях России в среде русскоговорящих меньшинств. При этом источниками информации «о возможных действиях России» в отношении русскоговорящего населения Прибалтики стали приглашенные из Вильнюса, Риги и Таллина гражданские и военные представители высокого ранга. И можно себе представить, какие материалы они привезли с собой в Голландию.
Сперва я солдат, но профессия разведчика – не вторая
Инициатор всего этого – полковник армии США, начальник разведки и контрразведки армейской группировки США в Европе 49-летняя Лора Анибаль Поттер. Свой пост она заняла в 2013-м, ранее работала в Пентагоне, совокупно выходит 27 лет службы. От многих других карьерных офицеров-женщин из соответствующих семей (муж, кстати, тоже военный, подполковник в отставке) Поттер отличает то, что она считается специалистом по российским и восточноевропейским проблемам, поскольку окончила соответствующую магистратуру в Университете Джорджтауна. А там есть специализированный фонд, который только «русологией» и занят. Чему их там учат – другой вопрос (чего стоит только тот факт, что там на полном серьезе употребляют термин russo-ukranian war; именно russo, и никак иначе), но именно Лора Поттер считается теперь одним из главных специалистов по России в американской армии.
Чрезвычайно пафосная женщина с постриженными на армейский манер седыми волосами быстро вжилась в роль разведчика и аналитика. Ее профильные листы в военной разведке переполнены характеристиками и девизами типа «тихий член Армейской Команды», «найти, узнать и не потерять своего врага», «сперва я солдат, но профессия разведчика – не вторая». Поскольку в функции Поттер входит не только разведка и контрразведка, но и содействие программам тренировки дружественных туземных армий, а также ряд представительских функций, ей приходится светиться на светских мероприятиях наподобие вручения почетных наград и премий ветеранам польской разведки или Европейско-американской лаборатории безопасности, как это было в мае прошлого года в Италии.
Именно на этом мероприятии рядом с Поттер засветились основные прибалтийские кадры, участвующие теперь в «оценке русскоязычных меньшинств». Генерал-майор Виталиюс Вайкшнорас, литовец, возглавляющий объединенный Балтийский оборонный колледж в эстонском Тарту. Янис Гарисонс, государственный секретарь министерства обороны Латвии, учившийся в американском военном колледже. Канцлер министерства обороны Эстонии Йонатан Всевиов, ранее отвечавший за перевооружение эстонской армии и поставки вооружения из США и Скандинавии. Это не считая многочисленных украинцев и поляков.
Такие люди, как полковник Лора Поттер, обычно прокалываются на мелочах. Персонажи, пришедшие в разведку из армии, не всегда адекватно оценивают роль слов, которые они произносят, условно говоря, «в быту». Вместе со своим мужем Рэнди и двумя малолетними детьми она по долгу службы уже много лет проживает в Германии. Но раз в год семья приезжает в крошечный городок Крэнберри, штат Пенсильвания, чтобы навестить престарелую свекровь полковника, мирно играющую в лото в местном доме престарелых. Тут-то Лору, как одного из знаменитых местных уроженцев, и ловит местечковая «Питтсбург Пост-Газетт». Любой профессионал от интервью бы уклонился, но полковник Поттер щедро поделилась своими представлениями о геополитике, России и лично Владимире Путине.
«Этого парня трудно предсказать», – говорит о главе российского государства начальник разведки американских вооруженных сил в Европе. «Иногда эти учения для нас сюрприз, – продолжает полковник Поттер, рассуждая о российских военных учениях и выдавая тем самым разведывательную тайну. – Иногда мы вообще ничего о них не знаем, пока они не начнутся».
#{ussr}Журналисты «Питтсбург Пост-Газетт» не смогли оценить, какого уровня бомба только что разорвалась у них в руках, но примерный уровень разведывательного обеспечения американских войск в Европе теперь становится понятен. Понятен и интерес к русскоязычным меньшинствам в Прибалтике. Создается впечатление, что Поттер и компания решили заняться примитивной антропологией, но это не совсем так. Американскому взгляду на мир, особенно военному, не свойственно вникать в детали местной жизни. А когда основными источниками информации становятся представители прибалтийского истеблишмента, жди беды. Сама Лора Поттер заявила на совещании в Брюнсюме, что «Москва намеревается взять под протекцию 22 миллиона русскоговорящих жителей стран, находящихся по соседству с Россией».
Откуда она взяла такую цифру, ведомо только ей. Сейчас на территории стран Балтии проживает всего около миллиона русскоговорящих (на момент распада СССР – около 1,7 миллиона), что ни для кого не секрет. Получение представления о том, в каких населенных пунктах они проживают и в каком количестве, тоже не требует привлечения разведывательных ресурсов. Существуют подробные описания, карты, чуть ли не поименные списки, которые при некотором желании можно найти чуть ли не в открытом доступе. Есть и данные о политической активности тех или иных групп русскоязычного населения в регионе. То же касается их политического, гражданского и социального статуса, который, кстати, сильно варьируется в зависимости от страны. В принципе, русскоязычное меньшинство (а кое-где и не меньшинство вовсе) – едва ли не самая изученная этническая и лингвистическая группа на всем постсоветском пространстве. Какую еще Америку хочет открыть полковник Поттер – не понятно.
По одной из наиболее очевидных версий, проведение этой конференции стало результатом совпадения интересов Лоры Поттер в должности начальника разведки и ее коллег в прибалтийских странах. Концепция «российской угрозы для Прибалтики» сейчас уже не просто форма исторической шизофрении, а конкретный внешнеполитический тренд. Используя который Рига, Вильнюс и Таллин (именно в таком порядке) успешно добиваются преференций от испуганного НАТО. Как выяснилось, даже российские военные учения – это большой сюрприз. При таких раскладах идея о том, что русскоязычное население будет оплотом «российской агрессии», стала страшилкой, которой национальные правительства успешно пугают своих западных партнеров.
К сведению Поттер, русскоязычное население неоднородно. Очень многие давно уже адаптировались к местной среде, и был период, когда права русскоязычных сами русскоязычные отстаивали очень вяло. Ситуация стала меняться в последние годы как противодействие тому давлению, которое на пустом месте инициировали сами власти. Ужесточение языковых законов, ограничение на обучение, запреты на профессию, а то и прямые репрессии – самое глупое, что могли придумать национальные государства. При этом многочисленные российские программы поддержки соотечественников в Прибалтике, длительное время проводившиеся соответствующими структурами, крайне неэффективны. А теперь правительства Балтии просто используют демографический и этнический фактор как инструмент привлечения к себе внимания со стороны «старшего брата».
В мышлении военной разведки США и НАТО с проведением такой конференции ничего принципиально не изменилось. И максимум, что может произойти, – несколько прибалтов будут прикомандированы к полковнику Лоре Поттер, чтобы за хорошую зарплату снабжать ее бессмысленными данными о социальном составе и расселении русскоязычного населения. Проще подарить ей телефонные книги Даугавпилса, Риги и Кохтла-Ярве. Проку больше будет.