В мире

25 апреля 2016, 08:28

Победителями выборов в Сербии стали апологеты политической шизофрении

Фото: Darko Vojinovic/AP/ТАСС

На парламентских выборах в Сербии победу одержали партии правящей коалиции, причем блоку нынешнего премьера удалось получить половину голосов. Речь идет о людях, некогда боготворивших Милошевича и Шешеля, а теперь сбрасывающих их с «корабля современности» ради ускоренного вступления в ЕС, ценой за которое может стать окончательный разрыв с Россией.

Никто и не сомневался в том, что две проправительственные коалиции, в которые входят до десятка партий, неравномерно сгруппированных вокруг премьер-министра Александра Вучича и министра иностранных дел Ивицы Дачича, получат подавляющее большинство мест в Скупщине. Никаких серьезных аргументов, которые можно было бы привести в пользу хотя бы теоретического успеха разнообразной и неструктурированной оппозиции, просто не было. Собственно говоря, премьер Вучич сам инициировал досрочные выборы, чтобы усилить свои позиции в парламенте для проведения болезненных и непопулярных реформ, необходимых для вступления страны в ЕС. Да, в неопределенном будущем, но Вучич выбрал курс на вступление в ЕС любой ценой, пытаясь при этом балансировать на нескольких стульях одновременно. Он то пытается поддерживать дружеские отношения с Россией, то называет соглашение с НАТО «техническим» и пытается купить в Москве новейшее вооружение, то говорит об «историческом проевропейском курсе Сербии».

Вучич долгие годы входил в руководство Радикальной партии Воислава Шешеля и занимал по ее квоте пост министра информации Югославии во времена войны в Косово и бомбардировок НАТО, за что попал под персональные санкции Запада

Впрочем, для Сербии это традиционно. Практически во все времена на Балканах приходилось иметь дело с «политическим раздвоением личности». Да, никто не отменял добрых чувств между русскими и сербами, но эти чувства еще ни разу не конвертировались во что-нибудь практичное. В Белграде чрезвычайно влиятельна проевропейская фракция, которая, конечно же, не смогла и вряд ли когда-нибудь сможет продавить присоединение к санкциям против России (тот же Вучич выступил против), но вполне способна повернуть Сербию в сторону Брюсселя.

Оба проправительственных альянса – «Сербия побеждает» Вучича и «Социалистическая партия – Единая Сербия» Дачича – демонстративно дистанцируются от тех партий, которые они записали в «националистические». Это еще одно проявление шизофрении. Основателем Соцпартии Дачича был Слободан Милошевич, а сам Дачич (кстати, уроженец Косово) некогда возглавлял ее столичное отделение. Вучич же долгие годы входил в руководство Радикальной партии Воислава Шешеля и занимал по ее квоте пост министра информации Югославии во времена войны в Косово и бомбардировок НАТО, за что попал под персональные санкции Запада. При этом, если вдуматься, их так называемый проевропейский курс и есть самый настоящий сербский национализм, только без карт Великой Сербии, королевской военной формы, креста Святого Саввы и другой привычной атрибутики. Национализм Вучича прагматичен. «Наша политика – мы любим Сербию, мы уважаем Россию, мы уважаем Америку, мы идем в ЕС. Но, прежде всего, мы любим Сербию», – говорит он. И это очень понятный лозунг, особенно для молодежи. Совокупно два проправительственных блока имели в Скупщине абсолютное большинство, так что выборы в этом смысле ничего не изменили, разве что сделали состав фракций более удобным для партийных и правительственных лидеров. Если конкретно, партия Вучича «в одно лицо», без союзников и соратников, собрала почти половину голосов, а социалисты Дачича – более 11%. То есть именно столько, сколько сулили им соцопросы.

Главной же изюминкой кампании стало появление на игровом поле Воислава Шешеля с его Радикальной партией, популярность которой росла с тех пор, как Шешель вернулся из Гааги, чудесным образом исцелился от рака и в конечном итоге был Гаагой оправдан. В теории радикалам сулили что-то около 8% голосов, что-то около 8% голосов они в итоге и получили, так что будут представлены в Скупщине впервые с 2012 года. Правда, реального политического веса у нее от этого не прибавится. Популярность сил, выступающих против курса на евроинтеграцию и за более прочный союз с Россией, в последнее время росла, но и Вучич не дремал.

Другое дело, что удача вряд ли будет сопутствовать ему вечно – он для этого чересчур самоуверен и недостаточно аккуратен. Вучич открыто выступает против проведения референдума о вступлении в НАТО, поскольку «Сербия не выражала желание вступить в альянс» (пока не выражала, необходимо добавить тут). Опора на послушный парламент нужна ему для того, чтобы за ближайшие четыре года, по собственным словам, «перейти на европейские стандарты» в экономике и социальной сфере. Это очень опасный трюк. Накануне выборов из коалиции Вучича с грохотом и криком даже не вышла, а выбежала Партия объединенных пенсионеров Сербии Милана Кркобабича. Им, мягко говоря, не пришлись по душе те социальные изменения, которые предполагает курс на ускоренную евроинтеграцию. А там все, как мы любим: повышение пенсионного возраста, отмена или монетизация социальных льгот, замораживание пенсионной системы и «оптимизация» тарифов ЖКХ. Проводить такие реформы населенной пенсионерами Сербии (буквально это одна из самых «старых» с точки зрения среднего возраста жителей страна Европы) опасно для жизни.

В ответ Вучич (а если по-честному, то и вовсе заранее) принялся обвинять оппозицию и вообще всех, кто оспаривает его стремительный курс, в «раскалывании Сербии». «Началась истерическая кампания, призванная разделить страну», – бросил он с трибуны в пустоту, не называя имен. В соседней Черногории президент Джуканович, ничуть не стесняясь, обвиняет в «раскалывании страны» Россию, российское посольство и московских журналистов. Вучич пока остерегается – ему нужны оружие, газ, нефть и деньги. И он понимает, что получит все это, но не потому, что он хоть кому-то в Москве симпатичен, а по геополитическим и морально-историческим причинам. В любом случае, его посыл предельно ясен: я – за единую Сербию, которая идет в ЕС, а те, кто против – за раскол и хаос. По стечению обстоятельств те, кто против курса на ускоренную евроинтеграцию, также выступают и за усиление сотрудничества с Россией. Это удивительное совпадение и порождает «политику раздвоения личности», когда сербы как народ вроде бы всей душой за Россию, а парламент избирают евроинтеграционный и аплодируют курсу Вучича.

Еще один крайне болезненный момент «евроинтеграции» по Вучичу: проблема беженцев и мигрантов. В сербские СМИ просочились планы постройки за немецкие деньги на территории Сербии крупного лагеря для беженцев, что вызвало довольно резкую реакцию общества. Республика достаточно натерпелась во время последней «волны переселения народов», и лагерь на несколько десятков тысяч человек не укладывается в рамки лозунгов «Сербия побеждает» и «Мы любим Сербию».

При этом проблема беженцев и обострение отношений между Россией и НАТО задвинули на второй план ситуацию в Косово. Тем более продавленный новым президентом Хашимом Тачи закон о расширении автономий сербских общин на севере края оказал серьезный терапевтический эффект. Особенно на молодых избирателей, которые уже не воспринимают Косово и Метохию как что-то личное. Те, у которых Косово – личное и сербское, голосуют за Шешеля, и за эти голоса правящие коалиции даже не стали бороться, полностью исключив косовскую тематику из предвыборной риторики.

Еще один вопрос, раскалывающий сербское общество, так называемая доктрина «вооруженного нейтралитета». Это не только вопрос о вступлении в НАТО, это вообще целый принцип жизни, прекрасно укладывающийся в особенности национального менталитета. В современном Белграде нельзя ссылаться на опыт Иосипа Броз Тито, но ведь именно он придумал и воплотил в жизнь концепцию движения неприсоединения. Идея «нейтральной Сербии» под новыми названиями периодически появляется и в нынешнем Белграде. По стечению обстоятельств ее поддерживают как те люди, которых Вучич хотел бы записать в «раскольники», да не получается. Если, конечно, не учитывать тот факт, что общество и впрямь расколото, в том числе по вопросу дальнейшей интеграции в западные структуры, уж тем более – ускоренной.

По большому счету нет никаких оснований полагать, что новый расклад в парламенте полностью гарантирует правительству свободу любых действий на ближайшие годы. Сербские депутаты склонны к бунтам и плохо управляемы даже в рамках партии, не говоря уже о коалициях. Никто не отменял и собственной позиции социалиста Дачича – полной идиллии в правительстве не было и прежде. Сумеет ли Вучич конвертировать новую ситуацию во что-то практически полезное – большой вопрос. Неровен час, опять придется проводить досрочные, но заранее запланированные выборы.

Текст: Евгений Крутиков

Вам может быть интересно

Госдума решила обязать мигрантов проходить медосмотр после въезда в Россию
Темы дня

Почему Макрон захотел говорить с Россией

Москва и Париж возобновили контакты на техническом уровне. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, эту же линию должны поддержать другие страны Европы. Тем не менее в экспертном сообществе сомневаются в искренности главы Пятой республики. Почему именно французский лидер активнее других высказывается о возобновлении диалога с Россией и стоит ли доверять ему?

Культ личности породил конфликт между США и Польшей

Кадровая политика президента США Дональда Трампа довела до немыслимого – до дипломатического конфликта с поляками, которые всегда были рады услужить американцам. Но иначе и быть не могло, если доверять дипломатию специалистам по телешоу и наступать Трампу на больное место. А поляки наступили.

Лавров назвал новые варианты соглашения по Украине «изнасилованием» версии США

Трамп изменил заявление о закупках Индией российской нефти

Богомолов отказался от должности ректора МХАТ

Новости

Австрия пожаловалась на удушающие цены на энергоносители

Европейская промышленность сталкивается с серьезными трудностями из-за высоких цен на энергоносители, заявил канцлер Австрии Кристиан Штокер.

Таксисты в Шереметьево для ограбления бойцов СВО использовали снотворное

Банда таксистов использовала одурманивающие вещества для ограбления участников специальной военной операции, прибывающих в Шереметьево.

Трамп выступил против аннексии Израилем Западного берега реки Иордан

Президент США Дональд Трамп высказался против шагов Израиля по аннексии территорий на Западном берегу реки Иордан, подчеркнув, что сейчас для Вашингтона есть более приоритетные вопросы, сообщает Axios.

В Госдуме указали на обратимый характер замедления Telegram

Замедление Telegram предусматривает возможность отмены ограничений при устранении выявленных нарушений, сообщил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

Свидетели подтвердили вину покушавшихся на генерала Алексеева

Доказательная база против фигурантов дела о нападении на высокопоставленного генерала Владимира Алексеева подкреплена свидетельскими показаниями.

Сварщики обогнали айтишников по уровню зарплат в России

Представители рабочей специальности – сварщики – неожиданно опередили сотрудников IT-сектора по уровню предлагаемых доходов, им готовы платить 267 тыс. рублей.

Главком ВС Норвегии заявил о риске «захвата земель» Россией

Руководство норвежских военных не исключает сценарий проведения Москвой наземной операции на севере Норвегии ради обеспечения безопасности стратегических объектов, заявил глава норвежских вооруженных сил Эйрик Кристофферсен.

Пашинян сравнил священников Армянской церкви с исламистами

Премьер-министр Армении Никол Пашинян сравнил оппозиционно настроенных священнослужителей Армянской апостольской церкви с радикальными исламистами.

Politico сообщила о расколе в ЕС накануне важного саммита

На предстоящем саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе вновь обострились споры по поводу оборонных проектов, экономических реформ и отношений с США, пишет газета Politico.

FT: Зеленский может объявить о выборах и референдуме 24 февраля

Владимир Зеленский может объявить о проведении президентских выборов и референдума по вопросам урегулирования конфликта на Украине уже 24 февраля, сообщили СМИ.

ЦБ предложил решение спора банков и маркетплейсов

Банк России предложил перейти к открытой модели участия банков в скидочных программах маркетплейсов, что должно обеспечить равные условия для всех финансовых организаций.

На Украине разрешили принудительную эвакуацию детей без согласия родителей

Верховная рада приняла закон, который позволяет украинской полиции принудительно эвакуировать детей с территорий, где ведутся боевые действия, без согласия родителей, сообщило МВД Украины.
Мнения

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?

Сергей Худиев: Как свобода абортов может привести к несвободе нации

Дети, абортированные 20-30 лет назад, уже были бы работниками и налогоплательщиками. Но их нет – и значит, надо повышать пенсионный возраст и импортировать работников из других стран. К чему приведет этот процесс, нетрудно догадаться.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов