В пятницу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Конституционный суд страны в нарушении основного закона в связи с освобождением двух журналистов, арестованных ранее за публикации о тайных поставках оружия сирийским джихадистам со стороны спецслужб Турции.
Заявление Эрдогана свидетельствует о том, что он психологически не адаптирован к условиям демократии
«Разве СМИ могут делать все, что они хотят?»
По его словам, КС «поставил себя как высшая судебная инстанция», вмешавшись в незаконченный судебный процесс. «Это не рядовой инцидент, а шпионаж, попытка раскрыть шаги Национальной разведывательной организации по отношению к (сирийским) туркоманам. Те, кто пытался это сделать – военные, прокуроры – все сейчас в тюрьме. А нам говорят о нарушении свободы слова. Разве СМИ могут делать все, что они хотят?» – заявил Эрдоган.
Он убежден, что, обвиняя страну в поддержке террористической организации «Исламское государство*», журналисты пытаются опорочить Турцию.
Напомним, главного редактора оппозиционной газеты Cumhuriyet Джана Дюндара и шефа бюро издания в Анкаре Эрдема Гюля арестовали в ноябре прошлого года по обвинению в шпионаже. Стамбульская прокуратура потребовала для них пожизненного заключения. Однако накануне КС счел арест журналистов нарушением их прав, после чего их выпустили из тюрьмы до вынесения судебного приговора.
Сам инцидент произошел еще в начале 2014 года в провинции Адана, когда военнослужащие досмотрели грузовики Национальной разведывательной организации, шедшие к турецко-сирийской границе. По версии турецких властей, грузовики везли гуманитарную помощь сирийским туркменам. Однако в мае 2015 года Cumhuriyet опубликовала фотографии и видеоролики, сделанные, как утверждает издание, во время обыска грузовиков. На них видны ящики с артиллерийскими снарядами, минами и другими боеприпасами. Эрдоган вскоре после публикации обратился в прокуратуру, требуя возбудить уголовное дело против газеты и ее главреда.
После освобождения Дюндар сообщил, что будет пытаться выехать за границу. «Полиция позвонила мне сегодня утром и потребовала сдать паспорт, – отметил журналист. – Я это требование не уважаю и не собираюсь ему подчиняться».
«Руки прочь от нашей газеты»
Население Турции с негодованием воспринимает давление на независимые СМИ. В пятницу около офиса оппозиционной газеты Zaman в Стамбуле прошел протестный митинг. Стамбульский суд назначил попечителей для управления газетой, но сотрудники издания опасаются ее закрытия. Выступающие потребовали прекратить преследование СМИ и обеспечить гарантии свободы слова. По их мнению, за кампанией по ограничению свободы прессы стоит Эрдоган.
Ранее в редакционной статье Zaman сообщила о «вступлении в последнюю фазу в плане давления на тех, кто упорно остается независимым в своих публикациях». В ней отмечается, что журналисты теперь чаще посещают суды, чем свои редакции. Большинство журналистов, которые были задержаны и столкнулись с судебными исками, по-прежнему находятся в тюрьме.
Это не единственный случай преследования журналистов в Турции. Во вторник стамбульская прокуратура начала расследование в отношении главреда и продюсера программы новостей телеканала CNN Turk, которые обвиняются в цитировании слов лидера Народно-республиканской партии Турции Кемаля Кылычдароглу, сказанных им в адрес президента. Кылычдароглу – давний и самый главный оппонент Эрдогана, традиционно находящийся в оппозиции к действующему президенту.
В сентябре турецкая полиция провела обыски в офисах медиагруппы Koza-Ipek Media, которая многократно критически высказывалась в адрес Эрдогана. В результате были арестованы шесть журналистов с обвинениями в финансировании и пропаганде терроризма. А перед этим были задержаны со схожими обвинениями два британских корреспондента Vice News.
11 декабря турецкий журналист был задержан за неявку в суд по делу об оскорблении Эрдогана. Перед этим турецкий суд назначил экспертизу по делу об оскорблении Эрдогана – врач Бильгин Чифтчи разместил на своей странице в Facebook* несколько фотографий Эрдогана и Голлума рядом с одинаковыми выражениями удивления и восторга на лицах.
На неделе стало известно, что дела по обвинению в оскорблении президента страны возбуждены в отношении 1,845 тысячи граждан Турции. За такой вид правонарушения предусматривается штраф или тюремное заключение на срок до четырех лет. Фигурантами подобных дел в прошлом были турецкие спортсмены, артисты, журналисты и даже школьники.
«Эрдоган психологически не адаптирован к условиям демократии»
Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов отмечает, что турецкое общество очень негативно реагирует на происходящее и выступает против вмешательства властей в работу СМИ. Сейчас по нескольким турецким каналам идут аналитические дебаты по поводу сложившейся ситуации. По словам эксперта, многие из выступающих возмущены тем, что таким образом нарушаются классические каноны демократических стандартов.
«Турция до сих пор считала себя демократической страной, в которой существует разделение властей. Конституционный суд – высшая инстанция, решения которой можно оспаривать только в юридическом порядке. Конституционному суду подчиняется глава государства и премьер-министр, депутаты, простые граждане. Заявление Эрдогана свидетельствует о том, что он психологически не адаптирован к условиям демократии», – сказал Тарасов газете ВЗГЛЯД.
По его мнению, заявление Эрдогана лишний раз свидетельствует о скатывании страны к системному политическому кризису, смысл которого заключается в удачном проведении сценария выборов президента всенародным голосованием. До этого президент избирался парламентом, который тоже избирается народным голосованием. В результате в правовом поле образовался вакуумный зазор, и непонятно, как его разрешить.
Эрдоган пытался повлиять на замену судей КС, но заметных успехов не добился, чего нельзя сказать о среднем и низшем уровне. Президенту практически удалось сменить всю элиту, которая теперь служит его интересам. «В КС появились личности, которые считают, что они представляют правовое государство. А выпады Эрдогана провоцируют политический кризис. В целом дебаты идут вокруг того, как сделать так, чтобы президент не имел права оскорблять КС», – пояснил эксперт.
Оппозиция пытается возражать, но у нее нет конституционного большинства. Поэтому Эрдоган может проводить практически любые свои решения. «Эрдоган действует как слон в посудной лавке. Он просто давит. Он не прислушивается к Западу, грубо посылая его, обуславливая выполнение их рекомендаций внешнеполитическими условиями, на которые Запад идти не может», – говорит Тарасов.
Тем не менее для журналистов, подчеркивает эксперт, еще остаются возможности работать, так как «в Турции еще осталась демократия». «Не все журналисты подавлены. Есть крупные финансовые группы, которые не солидарны с Эрдоганом, и они оказывают сдерживающее влияние. По моим ощущениям, процентов 40 СМИ еще не под контролем властей. Но как дальше будет идти процесс, зависит от многих факторов, включая и внешние», – прогнозирует Станислав Тарасов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ