Гаагский Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) оправдал лидера Сербской радикальной партии (СРП) Воислава Шешеля по всем пунктам обвинения за преступления в ходе балканских войн 1991–1993 годов. О решении трибунала в четверг сообщило РИА «Новости».
Он сам вел свое дело, без помощи адвокатов. Очень серьезно готовился к этому долгому процессу
Напомним, ранее МТБЮ счел, что Шешель сам не причастен к преступлениям против человечности и не несет ответственности за «систематические преступления» сербских добровольцев на территории бывшей Югославии в те же годы. Речь идет о событиях на территориях Хорватии, Боснии и Герцеговины и сербского края Воеводина в 1991–1993 годах.
Однако суд счел предоставленные обвинением доказательства недостаточными, а в обвинительном заключении обнаружились противоречия и недостатки. На это указал председательствующий в МТБЮ французский судья Жан-Клод Антонетти, зачитавший решение трибунала: он отметил, что Шешель не был встроен в иерархию командования воевавших группировок. Действительно, СРП вела набор добровольцев, однако это не противоречило законам существовавшей тогда Союзной Республики Югославия.
Впрочем, приговор может быть обжалован. «Мы рассматриваем возможность апелляции, поскольку считаем, что был допущен ряд ошибок», – сообщил главный прокурор МТБЮ Серж Браммер, которого цитирует ТАСС.
Сам Шешель сообщил: он раздумывает о том, чтобы потребовать от МТБЮ еще 2 млн евро компенсации. Эту сумму политик приплюсовал к тем 12 млн евро, которые он уже требовал ранее за годы, проведенные в заключении без приговора.
Впрочем, далеко не все испытывают радость. «Приговор постыден. Это поражение Гаагского суда и стороны обвинения», – заявил премьер-министр Хорватии Тихомир Орешкович, которого цитирует агентство «Франс Пресс».
«Совсем обычный день»
День вынесения приговора будет для него «совсем обычным», сказал журналистам лидер СРП накануне начала заседания трибунала. «Завтра я занимаюсь делами (Сербской радикальной) партии, потом мы проведем очередную пресс-конференцию, митинг, а вечером я буду участвовать в одной ТВ-программе», – рассказал Шешель. Поясним, что, вопреки правилам МТБЮ, решение оглашают в отсутствие обвиняемого, который находится в Сербии и по состоянию здоровья не смог прибыть в Нидерланды.
Как свидетельствует конфиденциальный документ, направленный сербскими властями судьям трибунала, лечение Шешеля, связанное с метастазами в печени, «не может быть приостановлено или проведено в Гааге». Следует напомнить, что сербский политик, лидер одной из самых влиятельных партий страны, добровольно сдался Гаагскому трибуналу 24 февраля 2003 года и провел в следственном изоляторе МТБЮ в общей сложности почти 12 лет, пока в ноябре 2014 года не был временно освобожден по состоянию здоровья.
Суд над Шешелем начался в 2007 году. В трех случаях политик был обвинен в неуважении к суду – по этим обвинениям МТБЮ ранее приговорил его к 15 и 18 месяцам тюрьмы.
В ходе процесса прокурор требовал приговорить сербского политика к 28 годам тюремного заключения – по трем пунктам обвинения в «преступлениях против человечности» и по шести пунктам «нарушения законов и обычаев войны». Список инкриминируемых преступлений выглядел устрашающе: лидера партии обвиняли в преследованиях граждан в начале 1990-х годов по политическим, расовым и религиозным мотивам, а также депортациях, негуманных действиях, убийствах, пытках, жестоком обращении, бессмысленном разрушении сел, уничтожении и разграблении общественной и частной собственности на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины.
Отметим, что сам Шешель, называвший и называющий выводы обвинения «нагромождением глупостей», ожидал для себя тяжелого обвинительного приговора – ранее он говорил, что судьи трибунала могут приговорить его к 25 годам тюрьмы.
Имитация объективности
Оправдательный приговор в отношении Воислава Шешеля не был ожидаем, подчеркнула в комментарии газете ВЗГЛЯД доктор исторических наук, специалист по Сербии в Институте славяноведения РАН Елена Гуськова.
«Гаагский трибунал известен как предвзятый, необъективный. Сейчас близится конец существования этого трибунала, и судьи решили оправдать Шешеля, чтобы показать якобы свою объективность и беспристрастность. В этом и заключается смысл этого приговора. Недаром главный судья трибунала Антонетти неоднократно отмечал недостатки и несостыковки в обвинительном тексте», – сказала Гуськова.
Собеседница добавила, что Шешель является очень сильным юристом с исключительной памятью. «Он сам вел свое дело, без помощи адвокатов. Он очень серьезно готовился к этому долгому процессу. При этом прокурору было очень сложно собрать обвинения против него. Они готовились к процессу около десяти лет. Шешель поехал на трибунал самостоятельно и добровольно. В 1990-х годах Шешель не был военным, он был оппозиционным политиком. Все обвинения трибунала сводились к речам Шешеля, которые якобы толкали к ненависти и массовым чисткам. Но вы сами понимаете, что это очень трудно доказать», – отметила эксперт.
«Трибунал спасает свое наследие»
Для Сербии такой приговор очень важен, уверена Гуськова. В Сербии нет оппозиции, и партия Шешеля является единственной оппозиционной силой. Естественно, если бы Шешеля осудили, то его Радикальная партия лишилась бы лидера. Теперь он будет усиливать партию и активизировать свою политическую деятельность, подытожила политолог.
Доцент МГИМО, специалист по странам Европы, политолог Кирилл Коктыш отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что этим решением Гаагский трибунал решил спасти себя и свое наследие. «После недавнего приговора экс-лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу стало окончательно очевидно, что Гаагский трибунал абсолютно несостоятелен и необъективен. В Югославии была гражданская война, а в конфликтах подобного рода не бывает, что одна сторона виновата во всем, а другая «белая и пушистая». Ни у кого нет никаких иллюзий в отношении этого суда. Приговор Шешелю, по замыслу судей в Гааге, должен уравновесить приговор Караджичу. Но человек отсидел уже десять лет», – отметил эксперт.