Накануне вечером в римском Квиринальском дворце было приведено к присяге новое правительство Италии во главе с Паоло Джентилони. Вновь назначенный премьер занимал должность министра иностранных дел в кабинете Маттео Ренци. Напомним, в минувшую среду Ренци подал в отставку, выполнив свое обещание сделать это в случае провала референдума о конституционной реформе.
Джентилони был зависим от американской внешней политики. В то же время его деятельность по выстраиванию отношений с Россией можно в целом оценить положительно
Отметим, что нового премьер-министра порой воспринимают в качестве противника антироссийских санкций. Во всяком случае, на прошлой неделе пресс-служба МИД Италии (которую в тот момент еще возглавлял Джентилони) заявила: «Италия всегда придерживалась позиции, что санкции не носят необратимого характера».
В ноябре, будучи в Тбилиси, Джентилони сказал, что «и для ЕС, и для НАТО важно сохранение отношений» с Россией. Этот подход Италии относительно необходимости диалога с Россией «не все разделяли», «но сейчас все больше стран разделяет такое мнение», подчеркнул тогдашний глава МИДа.
Однако «пророссийский настой» Джентилони не следует преувеличивать. Тогда же и там же глава итальянской дипломатии сказал, что в отношениях с Россией необходимо «защищать принципы» – по Грузии это «поддержка ее территориальной целостности и суверенитета», по Украине – «принятие важных мер». По его же словам, санкции против России «принесли результаты».
А в октябре на совместной конференции с генсеком Североатлантического альянса Йенсом Столтенбергом в Риме Джентилони заявил: наращивание присутствия НАТО на восточных границах Европы «не является политикой агрессии» в отношении России.
От красного флага до маргаритки
62-летний Паоло Джентилони – потомок старинного аристократического рода. Один из его предков, граф Винценцо Отторино Джентилони, был инициатором принятия заключенного в 1913 году пакта, который позволил практикующим католикам включиться в политическую жизнь.
Сам Паоло в юности считал себя одновременно католиком и коммунистом. В 60-е годы он симпатизировал Советскому Союзу, был активистом организаций «новых левых» с названиями вроде «Движение трудящихся за социализм», ходил с «бунтарской длинной челкой» и участвовал в потасовках с полицией.
В 1970-е «завязал» с радикализмом, занимался журналистикой, десятилетием позже примкнул к экологическому движению, а затем, в 1990-х, участвовал в создании центристской партии «Маргаритка» и ныне правящей Демократической партии, от которых впоследствии баллотировался в парламент. В 2014 году занял пост главы МИДа – после того, как его предшественница Федерика Могерини была назначена верховным комиссаром Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности.
Отмечалось, что бывший радикал Джентилони вел весьма умеренную линию, в том числе в отношении украинского кризиса: в конце 2014 года в интервью Corriere della Sera глава МИДа подчеркнул: необходимо гарантировать независимость Украины, но возникший кризис невозможно разрешить при помощи антироссийских санкций. Напротив, заявил тогда Джентилони, следует гарантировать России обеспечение ее интересов – в частности, Украину не следует принимать в НАТО.
Как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД итальянский политолог Иван Марино, с точки зрения налаживания отношений между Италией и Россией, фигуру Джентилони следует оценивать скорее положительно.
«К сожалению, Италия находится под сильным влиянием США. Изменить что-то самостоятельно мы не в состоянии. Находясь на посту министра иностранных дел, Джентилони был зависим от американской внешней политики, и Италия сохранила санкции против России. В то же время его деятельность в плане выстраивания позитивных российско-итальянских отношений, можно в целом оценить положительно. Уже на посту председателя правительства ему предстоит дальше выстраивать эти отношения», – считает политолог.
Министерская «ксерокопия»
Новое правительство по своему составу практически не отличается от старого – свои посты сохранили все ключевые министры, например Пьер Карло Падоан, которого также прочили в новые премьеры.
«Все ближайшие идейные соратники Ренци сохранили свои портфели в кабинете министров. Предполагалось, что пост премьер-министра займет либо кандидат от Демократической партии, либо вообще беспартийный технический кандидат. В данном случае предпочтение отдали демократу», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог, и. о. декана факультета государственного управления МГИМО Генри Сардарян. Сам Паоло Джентилони был одним из самых близких соратников ушедшего в отставку Ренци, добавил эксперт.
#{interviewpolit}«Это новое правительство является, по сути, ксерокопией кабинета министров, возглавляемого Маттео Ренци. Некоторые аналитики предполагали, что в случае отставки Ренци будет назначен беспартийный, «технический» премьер-министр, но Джентилони, наоборот, является активным политиком, членом Демократической партии и сторонником Ренци», – подчеркнул итальянский политолог Иван Марино. К тому же политолог напомнил, что сам Ренци, оставаясь на посту секретаря Демократической партии, продолжит оказывать влияние на политику страны.
Одобрение почти гарантировано
Как поясняет ТАСС, для окончательного утверждения кабинета необходимо провести голосование по вопросу о доверии в нижней и верхней палатах парламента. Голосование может состояться уже во вторник или среду.
Утверждение нового кабинета министров, скорее всего, пройдет без особых проблем. Джентилони согласился на предложение президента Италии Серджо Маттареллы сформировать новый кабмин – и это значит, что он рассчитывает на поддержку парламентского большинства.
«Скорее всего, правительство утвердят, – отмечает итальянский политолог Иван Марино. – И это будет финишная прямая перед выборами. Накануне ряд крупных внешнеполитических мероприятий, и к ним необходимо прийти с действующим кабинетом министров. Плюс партиям, уже настроенным на предвыборную гонку, сейчас невыгодно затягивать этот процесс».
Оппозиция в эйфории
Впрочем, провластные партии располагают хотя и достаточным, но не абсолютным большинством: в их распоряжении 162 депутатских мандата и 18 «условно поддерживающих». У оппозиции – 140 голосов депутатов. Как отметил Иван Марино после провала «референдума Ренци», вся страна – и в первую очередь оппозиция – до сих пор переживает состояние эйфории.
Парламентская оппозиция (партия Сильвио Берлускони «Вперед, Италия!», «Движение пяти звезд», «Лига Севера» и другие партии) видит в кабинете Джентилони лишь «временное правительство» и настаивает на проведении внеочередных выборов. А они, как предполагают политики и эксперты, скорее всего, приведут к власти оппозиционных правых и левых евроскептиков. Упомянутые выше партии также выступают за отмену антироссийских санкций в одностороннем порядке.
Как заявил в недавнем интервью газете ВЗГЛЯД советник по международным делам лидера партии «Лига Севера» Джанлука Савоини, «мы ждем новых выборов следующей весной, потому что мы – реальная альтернатива этому правительству, в том числе в вопросах налогов, занятости, иммиграции, международной политики».
Впрочем, по мнению Генри Сардаряна, победа оппозиции не гарантирована. «Оппозиционная партия «Пять звезд» слегка потеряла в своей популярности. Слабое место этой партии заключается в том, что она пока еще не готова (в отличие от несколько увеличившей свой рейтинг за последнюю неделю «Лиги Севера») вступать в коалицию с какими-либо другими партиями. А сформировать в Италии правительство в одиночку – это из разряда фантастики», – объяснил Сардарян.
Продержаться до весны
Как отмечает ТАСС, по оценкам экспертов, правительство Джентилони просуществует несколько месяцев, по крайней мере до саммита Группы семи, который должен состояться в конце мая в Таормине на Сицилии.
По мнению Генри Сардаряна, задача этого правительства – продержаться до следующих выборов и постараться не допустить масштабного экономического кризиса в Италии. «Для этих задач и был выбран Джентилони. Никаких серьезных изменений от нового кабинета министров ожидать не стоит. Сам Джентилони до референдума поддерживал конституционные изменения, предлагавшиеся Ренци. Сейчас их невозможно внести, их отверг референдум. Но политика Ренци по все большей интеграции страны в ЕС и его попытки решить финансово-экономические проблемы страны посредством тех мер, которые предлагают евробюрократы, будет продолжена и при Джентилони», – считает эксперт.