В Афганистане опасаются, что налаживание связей между Россией и «Талибаном» может усложнить и без того непростую ситуацию в стране – такое утверждение содержится в материале под заголовком «Против ИГ или США – какова цель нового альянса России и талибов?», опубликованном накануне русской службой Би-би-си.
Официальный Кабул насторожили не только заявления о контактах с талибами
По утверждению издания, в Афганистане ходят слухи, что Москва якобы начала поставки оружия «Талибану». Если раньше руководство «Талибана*» отрицало существование каких-либо отношений с Россией и Ираном, то «теперь талибы похваляются расширением своих международных связей», – заявляет Би-би-си.
В материале утверждается, что афганские власти «все больше тревожит то, что российско-американское соперничество, которое проявляется, например, в Сирии и на Украине, может распространиться и на опустошенный войной Афганистан».
И тут же британская медиаслужба обращает внимание: Россия усиливает свою «моторизованную дивизию численностью шесть тысяч человек» (на самом деле речь идет о 201-й военной базе в Душанбе и Курган-Тюбе, созданной в 1999 году на основе 201-й мотострелковой дивизии – прим. ВЗГЛЯД), дислоцированную вдоль северной границы Афганистана с Таджикистаном, «объясняя это стремлением препятствовать проникновению наркотиков и мятежных настроений в Центральную Азию».
Действительно, в середине октября прошлого года в Минобороны России не исключили возобновления участия в охране границы Таджикистана и Афганистана в связи с возросшей активностью исламистских боевиков в Средней Азии. Тогда же президент России Владимир Путин на заседании Совета глав государств СНГ заявил, что ситуация с терроризмом в Афганистане близка к критической: боевики набирают силу и не скрывают планов по дальнейшей экспансии. А три недели назад секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев констатировал: «В Афганистане фиксируется усиление позиций террористов и рост незаконного оборота наркотиков, который, как известно, является для них одним из основных источников финансирования».
В таких условиях «обострение соперничества с США в Афганистане», о котором заявляет Би-би-си, вряд ли представляется разумным.
Соперничество или сотрудничество?
Подчеркнем, заявление о поставках российского оружия талибам «основывается» лишь на слухах, растиражированных Би-би-си. Напротив, Москва не далее как 10 дней назад допустила возможность размораживания сотрудничества с США и НАТО по поддержке легитимных властей Афганистана.
В том числе упоминалась возможность реанимации «вертолетного проекта» (до разрыва сотрудничества в формате «Россия – НАТО» и общего охлаждения отношений с Западом Россия подписала с США несколько контрактов на поставку для армии Афганистана вертолетов Ми-17В5 и заключила соглашения об обслуживании этих машин).
Спецпредставитель президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД Замир Кабулов, отвечая на вопрос о том, придется ли США при Дональде Трампе менять стратегию в Афганистане, отметил: «Да, конечно. Здравый смысл говорит в пользу этого. И не только американцы, но и остальные натовцы должны пересмотреть это».
Вброс о сотрудничестве Москвы и главного оппонента кабульских властей – «Талибана», и тем более об оружейных поставках талибам явно не способствует «разморозке» контактов с США по Афганистану, на которую можно рассчитывать с приходом Трампа в Белый дом.
Что британское СМИ привлекает для подтверждения своих утверждений и какую реакцию сообщения о «поддержке талибов Россией» вызывают в самом Афганистане?
«Утверждал, что Россия и «Талибан» являются единомышленниками»
Подтверждая свою версию о сотрудничестве России и «Талибана», Би-би-си заявляет, что спецпредставитель российского президента по Афганистану Замир Кабулов якобы «недавно в интервью турецкому Анатолийскому агентству... утверждал, что его страна (Россия) и «Талибан» являются единомышленниками в борьбе против ИГ и имеют одни и те же взгляды по поводу США».
#{smallinfographicleft=751158}На деле же в интервью, опубликованном Анатолийским агентством 15 ноября, слова Кабулова представлены следующим образом: «Мы имеем контакты с талибами. Мы выходим с ними на связь по вопросам обеспечения безопасности диппредставительств России и российских граждан. Кроме того, через каналы связи предлагаем талибам прийти к договоренности по вопросу всеобщего перемирия и прекращения войны».
Турецкое агентство утверждает, что, по словам Кабулова, «позиции России и талибов в вопросе борьбы с террористами ДАИШ (ИГИЛ*) пересекаются». «Талибан» ведет в Афганистане борьбу с теми же боевиками, которых Россия бомбит в Сирии. Поэтому наши интересы пересекаются», – по словам авторов публикации, заявил спецпредставитель президента по Афганистану. Анатолийское агентство утверждает, что с точки зрения российского дипломата афганские талибы (в отличие от пакистанских единомышленников) претерпели определенную эволюцию и «отказались от идеи глобального джихада». «Нравится кому-то или нет, но «Талибан» – реальная политическая сила, ведущая вооруженную борьбу. А вопрос о том, почему талибы сегодня так же сильны, как и 15 лет назад, нужно задать американцам», – ссылается на Кабулова турецкое агентство.
«Кабул насторожился»
Интервью «наделало особенно много шума» в афганской столице, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.
#{weapon}«Официальный Кабул насторожили не только заявления о контактах с талибами – а то, что встреча в Москве, посвященная Афганистану, будет проходить без участия официальной афганской делегации», – утверждает Серенко. Собеседник имеет в виду упомянутую Кабуловым в интервью РИА «Новости» российско-китайско-пакистанскую встречу по Афганистану на уровне спецпредставителей. Ранее сообщалось, что встреча может состояться в декабре.
Портал Afganistan.Ru приводит мнение пакистанских СМИ, согласно которому Москва «собирается провести трехстороннюю встречу, посвященную афганскому вопросу, чтобы утвердить свое влияние в регионе в противовес Индии и США». Тот же портал активно муссирует тему неприглашения представителей официального Кабула на московскую трехстороннюю встречу. Серенко, являющийся экспертом этого портала, утверждает, что Россия фактически отказывается от многостороннего сотрудничества с афганским правительством и при этом говорит «комплиментарные слова в отношении «Талибана». Тем самым «Россия ставит себя в такую позицию, которой сегодня дают оценку афганские политики, журналисты, говоря, что Россия фактически сотрудничает с врагами Афганистана», заявляет собеседник.
«В отличие от России, и США, и Германия, и Британия оказывают очень серьезную помощь официальному афганскому правительству: в денежном выражении, в поставках различных товаров, помогая в вооружении армии», – полагает Серенко.
Вместе с тем, по данным спецпредставителя президента России по Афганистану, за истекшие полтора года по двусторонней линии и через спецучреждения ООН Россия передала властям Афганистана 46 тысяч тонн гуманитарных грузов. Кроме того, Россия ежегодно тренирует у себя до 200 офицеров афганской армии, столько же полицейских по борьбе с наркотрафиком, а также безвозмездно предоставила афганским силовикам стрелковое оружие и боеприпасы (10 тысяч стволов и более 2 млн патронов).
Нужно ли делать ставку на «Талибан»?
#{smallinfographicleft=784692}Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров предполагает: возможно, «есть какой-то реальный анализ и прогнозирование ситуации, согласно которому правительство в Афганистане – надо с ним, кстати, поддерживать отношения, но оно может не продержаться в течение ближайших двух–трех лет, и на всякий случай надо делать ставку и на «Талибан».
В комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт утверждает, что озабоченность афганских политиков по поводу «перекоса России в сторону талибов» может быть следствием «вброса разных представителей разных племен со своими интригами». С точки зрения Багдасарова, «Талибан» не является террористической группировкой, за исключением, возможно, «Сети Хаккани» (афгано-пакистанская группировка, названная по имени ее лидера Джалалуддина Хаккани, с 1996-го по середину 2000-х тесно сотрудничавшая с талибами Афганистана и Пакистана – прим. ВЗГЛЯД). «Талибан – не террористическая, а клерикально-националистическая организация», – считает Багдасаров.
При этом отметим, что «Талибан» входит в действующий федеральный список организаций, признанных террористическими (соответствующее решение Верховного суда было принято еще в 2003 году).
По мнению Багдасарова, «на фоне активизации «Исламского государства*» единственная структура, которая может нанести существенное поражение ИГ, – это «Талибан», потому что правительственные силы обессилены».
Собеседник напомнил, что американцы и талибы «общаются» уже несколько лет (притом что США также официально признают движение «Талибан*» террористической организацией), а в Катаре, например, даже открылось специальное представительство этого движения.
«Да, «Талибан» не является ни идеологическим, ни политическим, ни долгосрочно-стратегическим союзником России, – подчеркивал ранее в комментарии газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов. – Но талибы оказались в ситуации, когда в Афганистане появилась сила, которая является очень серьезным противником движения «Талибан», официальной власти и интересов соседей Афганистана – Ирана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и Пакистана и соседей, которые не имеют общей границы с Афганистаном, но тем не менее имеют свои интересы, такие как РФ».
Тем не менее очевидно, что ни о каких официальных действиях по пересмотру статуса «Талибана» как террористической организации и тем более о поддержке Россией этого движения речи не идет.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ