«В то время как некоторые ожидают, что левая калифорнийская политика повлияет на остальную часть страны (в первую очередь в том, что касается «амнистии» для нелегальных иммигрантов), другие отказались от надежд. Учитывая победу Трампа, они просто хотят отделиться – и вывести из состава США самый густонаселенный штат страны и шестую по величине экономику мира», – отметил накануне влиятельный американский интернет-портал Breitbart.com, близкий к избранному президенту США Дональду Трампу.
Хиллари Клинтон собиралась защищать статус-кво. Но дело в том, что мы хотим отделиться от США именно из-за того, что статус-кво – не лучший вариант для Калифорнии
Действительно, сообщения о проявлениях калифорнийского сепаратизма перешли из рубрики «курьезы» в разряд серьезных политических новостей. Накануне газета Los Angeles Times, и вслед за ней другие американские и мировые СМИ, сообщили: движение за независимость Калифорнии от США Yes California передало в офис генерального прокурора штата предложение по референдуму о независимости.
Calexit (по аналогии с британским Brexit) просят наметить на 2019 год. Впрочем, как передает РИА «Новости», сторонники сецессии (отделения) Калифорнии надеются на проведение плебисцита уже в 2018-м. После оформления заявки активисты смогут приступить к сбору подписей в поддержку референдума. У группы уже есть 13 тысяч добровольцев для сбора подписей, утверждает вице-президент и сооснователь Yes California Руис Эванс.
Эванс пояснил, что поводом для обращения в офис генпрокурора стала победа Дональда Трампа, и это же заставило Yes California просить провести референдум на год раньше. В самом деле, тема калифорнийского сепаратизма, которая почти всерьез обсуждалась после Брексита, вновь получила актуальность после оглашения результатов выборов. Тогда в пригородах Сан-Франциско – Окленде (с большой долей цветного населения) и известном своими либеральными традициями университетском городе Беркли – прошли акции протеста, а в Twitter начал набирать популярность хештег #Calexit.
«У Калифорнии более развитая экономика, чем у Франции, а население больше, чем у Польши. По разным показателям Калифорния способна сравниться и потягаться с целыми государствами, а не просто с другими 49 штатами», – утверждали инициаторы референдума на своем сайте yescalifornia.org. Кроме того, сепаратисты, так же как и сторонники независимости Техаса, считают, что речь идет о восстановлении государственности – в 1846 году существовала Калифорнийская республика.
Ранее издание The Business Insider писало, что группа Yes California хочет открыть «посольство» штата в России. Один из лидеров движения Луис Маринелли побывал в России два месяца назад – на международной конференции, посвященной праву народов на самоопределение, организованной «Антиглобалистским движением России». Маринелли часто бывает в нашей стране, и во время нынешнего его приезда с одним из лидеров Yes California переговорила газета ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Мистер Маринелли, как выглядела сцена подачи документов о референдуме? Сильно ли удивились чиновники?
Луис Маринелли: Чиновники рассмотрели наши документы, сказали что-то вроде «Ну ладно, если вы хотите это сделать, то – пожалуйста». Это не было выражением поддержки нашего референдума, но нам подтвердили, что мы имеем право его провести и что они не могут остановить нас.
ВЗГЛЯД: Знакомы ли вы с Руисом Эвансом, который сейчас выступает в качестве главного «спикера» движения?
Л. М.: Да, Маркус Руис Эванс – мой товарищ и вице-президент Yes California, один из основателей нашего движения. Мы были вместе с момента основания.
ВЗГЛЯД: Как много сторонников у движения Yes California в штате?
Ведь вы уже выступали с инициативой создать государственную комиссию по вопросам автономии Калифорнии, а также изменить конституцию Калифорнии, чтобы называть главу штата президентом, а не губернатором и предоставить флагу Калифорнии статус, равный флагу США.
Почему, на ваш взгляд, эти инициативы не получили поддержки и не набрали необходимого количества подписей?
В Калифорнии есть демократическая процедура, которая позволяет любому гражданину предложить провести референдум. Когда мы соберем достаточное количество подписей, то штат Калифорния по закону должен согласиться провести голосование.
В прошлом году, когда мы выступали с инициативой создать государственную комиссию по вопросам автономии Калифорнии от США, а также изменить конституцию Калифорнии (в частности, изменить наименование главы штата с губернатора на президента и предоставить флагу Калифорнии статус, равный флагу США), все это была по большей части проверка законодательства на практике. Мы хотели ознакомиться с процессом и узнать, какие у нас будут препятствия. Мы не тратили денег на это и не собирали ни одной подписи.
Но теперь мы готовы реально действовать, мы видим, что у нас есть поддержка.
ВЗГЛЯД: Вы заявляли, что победа Дональда Трампа по итогам выборов усилит желание жителей Калифорнии организовать голосование по вопросу выхода штата из состава США. Как вы относитесь к кандидатуре Трампа? А если бы выиграла Хиллари Клинтон?
Л. М.: Я считаю, что Дональд Трамп – это «ежедневная реклама» калифорнийской независимости, лучший довод в пользу независимости. То, что он станет президентом США, опасно. Народ Калифорнии не собирается его терпеть, он собирается защищать свой калифорнийский образ жизни, постоять за себя, и потому готовится к голосованию о выходе из Соединенных Штатов Трампа.
Что касается Хиллари Клинтон, она собиралась защищать статус-кво. Но дело в том, что мы хотим отделиться от США именно из-за того, что статус-кво – не лучший вариант для Калифорнии. Мы можем обеспечить наше будущее, только когда мы станем независимой страной.
ВЗГЛЯД: Почему вы считаете Дональда Трампа опасным?
#{image=1069737}Л. М.: Из-за политики, которую он хочет проводить хотя бы в первые 100 дней своего президентства. Предлагаемые им меры ударят по нашей экономике и затронут благосостояние народа Калифорнии. Его политика и решения угрожают правам женщин, а также правам сексуальных меньшинств в Калифорнии, способствуют тому, чтобы расизм, антииммигрантские и антимусульманские настроения стали здесь нормой. Калифорния это не приемлет. Калифорния не приемлет Америку Трампа.
ВЗГЛЯД: Ни одному штату еще не удалось отделиться от США. Могут ли этого добиться рядовые жители, или американский истеблишмент тоже должен изменить свою позицию?
Л. М.: Наш план – голосовать. Пусть народ проголосует, и тогда, если результатом станет поддержка выхода из состава Соединенных Штатов, то мы обратимся с запросом о признании Калифорнии независимым государством в международном сообществе. В частности, о признании на уровне Организации Объединенных Наций. Мы считаем, что вашингтонское правительство ничего не может сделать, чтобы остановить нас. Голосование состоится, и исходя из его результатов мы будем действовать соответствующим образом.
ВЗГЛЯД: Вы говорили, что на борьбу за независимость Калифорнии вас, помимо Брексита, вдохновил и референдум в Шотландии по выходу из Соединенного Королевства в 2014 году, но ведь тогда Шотландия отказалась покидать Британию?
Л. М.: Шотландия, как известно, собирается еще раз поставить на голосование вопрос о выходе из Соединенного Королевства. Шотландия, Каталония, Калифорния и другие – мы все стараемся достичь одной и той же цели. Наше движение играет роль в глобальном процессе борьбы за самоопределение и самоуправление. Мы все хотим сами выбрать свое будущее. Хотим самоуправления для своих стран.
Как бывает в каждом движении за гражданские права, есть препятствия, неудачи, задержки. Но важно, что движение за самоопределение Калифорнии не встречает препятствий для своей деятельности.
ВЗГЛЯД: Мистер Маринелли, как получилось, что вы родом из Буффало, штат Нью-Йорк, но своим домом считаете Калифорнию?
Л. М.: Вообще-то я считаю себя иммигрантом из Нью-Йорка, который переехал в Калифорнию. Калифорния – совершенно другая нация, сейчас находящаяся в составе США. Там есть своя история и культура. Это как Каталония, которая находится в Испании, но в Каталонии говорят, что это не Испания. И мы так считаем: Калифорния – это не Америка, и калифорнийцы – не американцы. Так что я переехал в другую страну как иммигрант. В Калифорнии большая часть нашего населения – иммигранты, и иммигранты у нас играют большую и важную роль в нашем обществе.
ВЗГЛЯД: После того, как вы заявили о намерении отказаться от американского гражданства, а также о разочаровании в правительстве и политической системе США, вы работали в России преподавателем английского языка и даже окончили Санкт-Петербургский государственный университет. Почему вы выбрали именно Россию? Какие впечатления сложились о стране?
Л. М.: Россия меня интересовала давно. Когда мне было 15 лет, я начал учить русский язык и тогда мечтал приехать в Россию этаким заморским принцем и забрать русскую принцессу, как в сказке. Правда, правительство и пресса говорили, что нам следует опасаться России, что Россия наш самый главный противник и так далее. И я им, честно говоря, не поверил.
После того, как у меня появилась возможность учиться и жить за рубежом, в том числе в России, видеть мир своими глазами и также посмотреть на свою родину из-за границы, мои взгляды полностью изменились. Я стал другим человеком. Я испытал сильное разочарование в своем правительстве и даже захотел из-за этого отказаться от американского гражданства.
В России я действительно ощущаю себя более свободным, нежели в США, которые, как принято считать, являются самой свободной страной. Но какая там свобода? Правительство регулирует почти каждую сферу жизни и там, по сути, ускоренными темпами создается полицейское государство. Представляете, там нельзя по закону собирать дождевую воду! А детям нельзя без сертификата государственного осмотра здоровья продавать во дворе за 50 центов домашний лимонад.
Да, здесь есть свои жизненные неудобства, и здесь очень холодно. Но я чувствую себя более комфортно в России, и это меня радует. В том случае, если Калифорния станет независимым государством, я могу вернуться туда с радостью, но я не хочу жить под американском флагом.
ВЗГЛЯД: Все же в 2011 году вы решили вновь вернуться в Калифорнию. Почему?
Л. М.: Я познакомился с русской девушкой, и у нас были серьезные отношения. Но все же я скучал по родине, по ее теплу, по солнцу и морю.
К слову, Калифорнию называют «республикой медвежьего флага» – и медведь же считается символом России. На нашем флаге изображены медведь и надпись «Калифорнийская республика», и я горжусь этим флагом.