В пятницу президент Украины Петр Порошенко неожиданно анонсировал создание в стране нового ракетного вооружения, средств космической разведки и ударных беспилотных летательных аппаратов. Президент выступал на Софийской площади в Киеве по случаю сразу трех праздников – Дня защитника Отечества, Дня украинского казачества и Покрова пресвятой Богородицы. Напомним, что День защитника приурочен в республике к годовщине создания Украинской повстанческой армии* – в этот раз отмечалось 74-летие.
Самолет должен анализировать обстановку и отчасти сам принимать решения. Для этого нужна сложная электроника, которая у украинцев напрочь отсутствует
«Перед учеными, конструкторами, руководителями оборонных предприятий поставлена сверхважная задача по разработке и производству нового ракетного вооружения, комплексов крылатых ракет, новых образцов артиллерийских систем, высокоточных боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов ударного типа, средств космической разведки, радиоэлектронной борьбы и тому подобное», – цитировала Порошенко газета ВЗГЛЯД.
Глава государства подчеркнул, что «не все, что способен произвести военно-промышленный комплекс, мы можем себе позволить», и напомнил о выделении на закупку и ремонт вооружений в следующем году 11 млрд гривен (440 млн долларов). Правда, эта цифра не бьется с данными, которые накануне озвучил министр обороны Степан Полторак. Тот заявил, что министерство в новом году закупит вооружений на 12 млрд грн (465 млн долларов). Министр посетовал: военный бюджет не позволяет закупать все необходимые современные вооружения, которые мог бы производить отечественный ВПК.
«Все давно убедились, что все это несерьезно»
«Говорить о том, что перечисленное президентом Порошенко будет достигнуто в обозримые сроки, не приходится», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт по БПЛА, главный редактор портала UAV.ru Денис Федутинов. По его словам, в настоящий момент только США и Израиль выпускают беспилотники, которые могут нести на борту оружие. Это системы Predator и Reaper. Кроме того, Израиль, который до недавнего времени не признавал наличия разработанных в стране ударных беспилотников, недавно приоткрыл информацию об обладании подобными системами – например, это «СуперХерон».
Замглавы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко тоже сомневается, что в нынешнем состоянии Украина может создать высокотехнологичные системы, на это потребовалось бы не только огромное количество времени и инвестиций, а также кадры и опыт. «Нужна испытательная база, испытания – дорогие. У них вся страна занимается пустыми декларациями: либо скачут, либо болтают, либо воруют сами у себя», – посетовал Макиенко в интервью газете ВЗГЛЯД.
Бывший глава центра БПЛА непризнанной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Жучковский тоже не думает, что Порошенко озвучил реальные планы. «Что мешает ему просто взбадривать публику бравурными заявлениями? Порошенко ориентируется на западные гранты и помощь. Вопрос в том, насколько это будет соответствовать действительности. Это заявление уже никто не вспомнит через неделю», – сказал Жучковский газете ВЗГЛЯД.
По его словам, сейчас в вооруженных силах Украины есть беспилотники американского и израильского производства. «Те данные, которые мы получаем по линии разведки, говорят о том, что беспилотники, которыми пользуются ВСУ, произведены за рубежом или собраны здесь с помощью иностранных специалистов, – отметил он. – Им привозят, потом специалистов обучают в Днепропетровске, Мариуполе. Но произвести беспилотники самостоятельно, тем более ударные, Украина вряд ли способна. Она способна производить только полукустарные примитивные БПЛА».
Жучковский напомнил, что последние годы показали неспособность Украины создавать что-либо стоящее из вооружений. «Если и появляются какие-то образцы вооружений, то они разваливаются на ходу и в воздухе. Столько комичного в этом плане. Все давно убедились, что все это несерьезно», – подытожил Жучковский.
Из индустриальной державы Украина превращается в аграрную
Как напоминают военные эксперты, для использования БПЛА – высокоэффективная армия, в том числе образованный офицерский корпус, а для подобного производства необходимы высокотехнологичное производство, огромная инженерно-техническая школа и эффективные рабочие кадры, поскольку крылатые ракеты или ударные беспилотники считаются вершиной технологической пирамиды ВПК.
В частности, для крылатых ракет потребуются системы наведения, космическая разведка, ракетные двигатели, тогда как на Украине выпускаются только движки. Для производства ракет требуется собственная оптика и развитая электроника, топливо определенного типа, тогда как на Украине нет нужной химической промышленности. Для запуска ракет потребуются платформы, которых на Украине также не осталось.
Порошенко требует создавать крылатые ракеты, однако сам же, по сути, ранее развалил «Южмаш», который был крупнейшим в Союзе изготовителем ракет и держался на российских заказах. В последние два года «Южмаш» стоит, а его сотрудники постепенно бегут в Россию. Чтобы выполнить свое обещание, президент Украины должен построить совершенно другую экономику – высокоиндустриальную, тогда как на самом деле республика превращается пока что в великую сельскохозяйственную державу.
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский напомнил газете ВЗГЛЯД, что «в советское время инженерная школа Украины была в высшей степени развита», она была лучшей среди союзных республик и по ряду направлений превосходила российскую. Часть потенциала теперь потеряна, например, верфь в Николаеве полностью утрачена, посетовал эксперт.
Что касается крупнейшего украинского предприятия по производству ракетно-космической техники и другой наукоемкой продукции («Южмаш»), которое по своим масштабам даже напоминало в Днепропетровске город в городе, то оно «сильно разрушено, но не полностью». «Есть достаточно много живых заводов, которые могут производить авиационную технику и ракеты», – признал Андриевский. Тем не менее, признает инженер, «украинцы вполне способны создать партию беспилотников высокого класса», но только не сами, а в тесной кооперации с западными партнерами.
Андриевский уточнил: если Киев захочет самостоятельно выпускать беспилотники, то средние и малые он может себе позволить и сейчас, главным образом, благодаря мощностям завода «Мотор-Сич», а вот ударные – нет. Кроме того, беспилотнику потребуются системы управления, которых у республики нет. По словам эксперта, для ударного беспилотника нужен хороший планер, эффективные системы управления с земли и желательно – с космических спутников, которых у Украины просто нет, поэтому им придется пользоваться навигацией по американской GPS. «Самолет должен анализировать обстановку и отчасти сам принимать решения. Для этого нужна сложная электроника, которая у украинцев напрочь отсутствует», – отметил он.
«Что касается новых ракет, то есть некоторые сомнения. Они что-то могут сделать в очень большой кооперации с США или ЕС, под их руководством, используя свои оставшиеся мощности», – подчеркнул он, добавив, что полноценную дальнобойную крылатую ракету украинцы сейчас сделать не смогут». «Двигатели они делали на «Южмаше» и могут продолжить делать их там. Но у них нет всего остального – электроники, систем наведения, корпуса», – подытожил эксперт.
Берешь танк «по цене металлолома»
Ранее глава комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский признавал, что на самом деле ВПК Украины фактически стоит без заказов, а весь потенциал заключается лишь в тотальной распродаже советского наследия. «У нас нет никакого потенциала. Весь наш потенциал заключался в следующем: берешь у минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаешь за 400 тыс. долларов», – пояснял он.
Пашинский говорил и о неспособности создать собственный военный самолет типа «Элки» (семейство чешских учебно-тренировочных самолетов), на что нужно 3–4 млрд долларов, которых в бюджете текущего года и близко не было. «У нас государственный оборонный заказ на этот год – чуть больше 100 млн долларов. О каких военных самолетах на Украине мы можем говорить?» – сетовал депутат.
Тем не менее, выступая в унисон с президентом, и секретарь СНБО Александр Турчинов в честь праздника назвал в пятницу украинскую армию «одной из наиболее боеспособных в Европе».
Киев регулярно и с большой помпой анонсирует разработки новых вооружений, зачастую впоследствии они заканчиваются конфузами или даже самоподрывами. В конце лета доброволец АТО Анатолий Тапольский рассказал о тестировании нового украинского миномета «Молот», который «разваливается при первом выстреле». По его данным, во время учений на полигоне «Широкий лан» в результате разрыва мины «Молота» погиб командир минометного расчета Сергей Пономаренко.
Новые украинские бронекатера типа «Гюрза-М», которые планировалось ввести в состав флота 30 июля, так и не были включены – по причине многочисленных недоработок. А на испытаниях броневика «Дозор-Б» были обнаружены трещины в корпусах сразу двух БТР, которые успели проехать всего 400 и 100 км. Тем не менее Укроборонпром назвал их «уникальными машинами» и сообщил об успешных испытаниях «технологии сварки броневой стали».
Много говорилось и о «танке для городских боев «Азовец». Весной испытания приостановили из-за некачественной оптики – вместо специальных камер на бронемашину, как оказалось, установили «видеоглазки» от домофонов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ