Что должно заботить президента Обаму, когда ему до ухода из Белого дома остается меньше месяца? Может быть, неудачи американкой политики на Ближнем Востоке, включая Ирак, Афганистан и Сирию, фактическое возвращение холодной войны в отношениях с Россией, давшее повод консерваторам обвинять его в мягкотелости и слабоволии? Может быть, состояние еще не до конца оправившейся от кризиса экономики Соединенных Штатов, обострение расовых противоречий или проблемы незаконной иммиграции в США? Отнюдь нет.
При Обаме бюджет НАСА неуклонно снижался
Похоже, Обаму куда больше волнуют судьбы всего человечества, чем его страны. Иначе как объяснить, что одно из своих последних публичных выступлений, причем сделанное в форме статьи-передовицы на сайте CNN, он посвятил грядущему полету астронавтов США на Марс. В ней он перечислил те блага, которые несет освоение космоса Америке и всему миру, не забыв при этом подчеркнуть, что столь радужное видение будущего нашей цивилизации за пределами атмосферы возможно лишь при условии американского космического лидерства.
В словах Обамы много правильного, но, как отметил один из ведущих американских экспертов в области космической политики Джон Логсдон, «если в них и есть что-то новое, то только для неосведомленных». «Это повторное привлечение внимания к тем целям, которые он уже поставил и над достижением которых НАСА уже работает», – добавил он.
Напомним, что 15 апреля 2010 года Обама выступил с речью в Космическом центре имени Кеннеди, в которой озвучил необходимость разработки к 2015 году нового тяжелого носителя (и его последующей постройки), пилотируемой миссии к близрасположенному к Земле астероиду к 2025 году, а потом и пилотируемой орбитальной миссии к Марсу в середине 2030-х годов. Чтобы облегчить достижение этих целей, он пообещал увеличить бюджет агентства на 6 млрд долларов до 2015 года включительно.
Однако бюджет НАСА увеличить не удалось. Наоборот, практически все годы президентства Обамы он неуклонно снижался. Несмотря на это, агентство действительно стало последовательно работать над подготовкой пилотируемой миссии к Марсу и на Марс, поставив ориентировочно следующие сроки: в 2033 году астронавты должны достичь Фобоса, а в 2039 году – впервые ступить на поверхность Красной планеты. В 2043 году на Марс должна высадиться вторая экспедиция.
Нельзя сказать, что в американском космическом сообществе есть консенсус относительно стратегических целей Америки за пределами земной орбиты. Ряд экспертов, в том числе Скотт Пэйс, бывший ассоциированный администратор НАСА во времена президентства Буша-младшего, а ныне глава Института космической политики в Вашингтоне, считает, что возвращение на Луну более оправданно как с коммерческой точки зрения, так и в плане организации международного сотрудничества.
Есть и те, кто считает, что перед Марсом НАСА нужно было бы «потренироваться» на Венере, совершив туда орбитальную миссию, тем более что Утренняя звезда почти на треть ближе к Земле, чем Красная планета. И НАСА, к слову, уже разрабатывает подобный вариант в рамках проекта HAVOC.
В том, что НАСА испытало прилив «пассионарности», двинувший агентство в направлении дальнего космоса, есть, безусловно, большая заслуга Обамы. Не потому ли он и решил напомнить об этом американский публике, а заодно и международному сообществу? Ведь многие как в Соединенных Штатах, так и за их пределами разделяют точку зрения американского кинодокументалиста Майкла Мура, который сказал: «Когда эта эра уйдет в историю, вот как будут вспоминать Обаму: «Он был первым черным президентом». Это немалое достижение, но это все. Это все, господин Обама. И спустя сотни лет люди по-прежнему будут говорить: «Он был первым черным американцем, которого избрали президентом», но это все, что про вас можно будет сказать».
Возможно, Обама понимает это, а потому хотел бы запомниться людям еще и как политический лидер, приблизивший начало расселения человечества за пределы Земли.