Глава МИД Украины Павел Климкин вновь выступил с рядом антироссийских заявлений. Так, одиозный министр сообщил, что возьмет с России плату не меньше, чем требуют акционеры ЮКОСа. К тому же он обвинил Россию в тренировках боевиков ИГ. Претензии такого рода характерны для главы украинского МИДа.
«Посчитали даже песок»
Удерживаться у власти Порошенко и его соратники могут только в режиме войны, именно поэтому звучат столь абсурдные, но громкие заявления
Павел Климкин рассказал об исках, которые Украина подала в международные суды против России с требованием компенсировать ущерб за Крым и Донбасс. Сумма претензий, по его словам, превысит 50 млрд долларов. «Речь идет о миллиардных суммах. Причем миллиардные суммы могут быть по разным искам. Думаю, в результате сумма по некоторым искам может в порядке своей величины равняться «делу ЮКОСа» (бывшие акционеры ЮКОСа стребовали у России в Гааге 50 млрд долларов – прим. ВЗГЛЯД), – отметил министр.
Он добавил, что «посчитали все». «Даже стоимость природных ресурсов, включая песок, который мы не можем использовать», – акцентировал Климкин. При этом министр подчеркнул, что получения подобных судебных решений не стоит ждать в краткосрочной перспективе. «Это вопрос четырех–шести лет», – указал он.
Не обошел стороной он и главную тему дня – сирийский кризис и сотрудничество России с правительством Башара Асада. В этом вопросе Климкин также выступил с присущей ему долей фантазии.
«Значительное количество тех, кто сейчас на стороне ИГИЛ*, – это бывшие бойцы армии Саддама. Россия прекрасно их знает, она знает прекрасно их менталитет, она их в значительной мере тренировала», – заявил он, рассуждая о политике России на Ближнем Востоке. Между тем Россия никогда не скрывала намерений поддерживать правящий режим Башара Асада в борьбе с теми самыми террористами ИГ, которых, по мнению Климкина, она же якобы и тренирует. Напомним, МИД России не раз отмечал, что Россия вела, ведет и будет вести военно-техническое сотрудничество с Дамаском.
Тем временем среди лидеров ИГ были замечены боевики, которые проходили подготовку под руководством военных США. Так, американское издание McClatchy сообщило, что один из них – Тархан Батирашвили, известный также под именем Абу Умар аш-Шишани, проходил военную подготовку под руководством офицеров Сил специального назначения американской армии в годы службы в Вооруженных силах Грузии. Эта новость осталась без внимания Климкина.
«Беженцы не идут на Украину из-за российской агрессии»
Обвинение России в подготовке боевиков ИГ – не единственный фантазийный выпад Климкина. Накануне Климкин в эфире местного «Пятого канала» заявил, что украинские власти готовы принять беженцев с Ближнего Востока и из Африки. Отсутствие толпы желающих из беженцев у границ Украины его не смутило. Наоборот, он традиционно, по-киевски, обвинил в этом ближайшего соседа.
«На данный момент сирийские беженцы не направляются на Украину, они понимают, что мы боремся с российской агрессией», – сказал министр. Между тем к так называемому агрессору – России – в 2015 году уже попросились около 1000 сирийских беженцев, сообщали «Известия».
Бурная фантазия Климкина на этом не остановилась: «Как только мы станем частью ЕС, а я верю в это, мы должны будем выражать эту солидарность. Я считаю, что наше общество будет в будущем готово к этому», – сказал он. Тем временем в стране в разгаре гражданская война, кризис, и сами украинцы бегут за границу. Только по итогам августа численность населения Украины официально сократилась на 13 734 человека.
Другой мир Климкина
Свои мысли Павел Климкин озвучивал и на международных площадках. Так, лоббируя создание трибунала по малайзийскому «Боингу», Климкин заявил, что на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, которое пройдет в сентябре – октябре, может быть ограничено право вето российской стороны.
«Во-первых, дискуссия идет, мы очень поддерживаем идею касательно ограничения права вето», – сказал Климкин, добавив, что с инициативой якобы согласны более 40 стран. «Я всегда был ярым поклонником ограничения права вето, поскольку мы не можем оставаться в 40-х или 50-х годах. Мы живем в другом, глобализованном мире. И когда в Совете Безопасности происходят случаи, такие как в конце июля, когда Россия просто заблокировала создание трибунала по малайзийскому «Боингу», это единственный механизм, как можно расследовать, как это произошло, а главное – привлечь виновных к ответственности», – сказал Климкин.
Российская сторона не раз указывала, что идея создания трибунала политизирована, так как призвана найти понятного всем крайнего, а не виновного. Так, глава МИДа Сергей Лавров отмечал, что у России пока есть много вопросов к ведущемуся расследованию, в частности Россия не получает данных технического расследования катастрофы малайзийского «Боинга» в Донбассе в полном объеме, хотя они предоставляются другим странам, которые принимают участие в выяснении причин катастрофы.
Надежды Климкина на Генассамблею ООН ограничением вето не заканчиваются. Говоря о месте встречи «нормандской четверки», Климкин не стал скрывать факт, что Киев предпочитает быть поближе к заокеанским покровителям: «Мы готовы к встрече в Нью-Йорке на полях Генассамблеи, где мы все будем присутствовать», – подчеркнул он.
Камни преткновения в лице Минских соглашений
Не дают покоя Климкину, то и дело сбивая с четкого, политически оправданного курса, и Минские соглашения. На встрече с главой дипломатии ЕС Федерикой Могерини Климкин отметил недопустимость проведения местных выборов в Донбассе, а также подчеркнул, что их проведение приведет к срыву выполнения Минских договоренностей и повредит политическому решению конфликта. При этом, согласно п. 12 Комплекса мер, на основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.
В ДНР отмечали, что выборы в Донецкой и Луганской народных республиках пройдут по закону, согласованному с представителями ДНР и ЛНР, и эти согласования не будут противоречить закону о выборах на Украине.
Как правило, именно Киев в лице Климкина и прочих руководителей срывает Минские договоренности, которые прежде всего обязывают стороны конфликта вести прямой диалог. Еще в августе Сергей Лавров на встрече с украинским коллегой напомнил об этом и призвал Киев к диалогу с Донбассом. Спустя месяц Климкин ответил, что Киев готов вести переговоры с легальными представителями Донбасса. Под легальными понимаются люди, «которые выбраны в результате свободных и честных выборов**», начал было Климкин, после чего конкретизировал это понятие, сведя его к неким лицам, которые вернут «украинское правовое поле в Донбасс, кто вернул украинские законы в Донбасс».
Так как нынешние лидеры ДНР и ЛНР во вторую категорию не попадают, а первая, судя по всему, нужна Климкину для демократических красивостей, он отметил, что руководство республик было выбрано в результате «фейковых» выборов, и разговаривать с ним – «это не путь вперед».
Впрочем, не всегда заявления и действия Климкина объясняются вопросами к адекватности министра. Иногда в их основе лежит обыкновенная киевская хитрость. Так, например, в апреле 2014 года Украина приняла юрисдикцию Международного уголовного суда в отношении преступлений, совершенных в стране с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Однако Климкин вместе с остальными киевскими властями отреагировал на нее почти полгода спустя: «Исторический момент. По поручению президента я сегодня вручаю заявление о признании юрисдикции МУС. Украина признает юрисдикцию в отношении преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных с момента начала агрессии России», – написал в сентябре министр в Twitter.
Как указала ранее газета ВЗГЛЯД, в тот же день в Одессе задержали лидеров местных ячеек ПС и «Автомайдана». Таким образом, Киев решил добраться с помощью международного правосудия не только до ополченцев.
«Наращивание пиар-активности»
Политолог, член Зиновьевского клуба Дмитрий Куликов подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что в последние недели на Украине идет новая фаза пиар-активности киевской власти. «По всей видимости, Европа принудила Киев выполнять Минские соглашения, по крайней мере огонь в Донбассе прекратился. Однако удерживаться у власти Порошенко и его соратники могут только в режиме войны. Именно поэтому звучат столь абсурдные, но громкие заявления представителей украинской власти», – сказал Куликов.
«Смысл заявлений в том, что Россия якобы готовила боевиков «Исламского государства*», и то, что Киев собирается подать иск на Москву в размере 50 млрд долларов, заключается в том, чтобы поддерживать виртуальное пространство войны и сохранить власть в Киеве. Украина создает юридические основания для дальнейшей эскалации конфликта. Вспомнить хотя бы то, что Россия была объявлена врагом Украины, блокаду Приднестровья и Крыма. Киеву необходимо поддерживать интерес у украинской проблематике в мировых СМИ и в международной политической повестке дня», – сказал политолог.
Собеседник отметил, что заявление Климкина о том, что Украина готова принять сирийских беженцев, не имеет никакой логики. «Это всего лишь имитация европейской солидарности. Мол, мы – европейцы, и, как все, мы могли бы принять беженцев, но не можем, так как Россия нам мешает. На самом деле никого они принять не смогут, они и своих беженцев нормально принять и обустроить не могут, не говоря уже о вынужденных переселенцах с Востока», – подытожил эксперт.
«Меры пропагандистского характера»
По мнению директора украинского Центра политического маркетинга, политолога Василия Стоякина, смысл последних заявлений Климкина состоит в том, чтобы поддержать интерес к украинской проблематике. «Петр Порошенко в последнее время теряет свои позиции на Украине, и ему необходима информационная поддержка. Накопилась определенная масса проблем и обвинений в его адрес, среди которых арест Мосийчука, проблема с добровольческими батальонами, выборы в Донбассе и т. д. Это все вызывает недовольство среди националистов. Именно поэтому Порошенко через министра иностранных дел Климкина принимает меры пропагандистского характера», – сказал газете ВЗГЛЯД Василий Стоякин.
«Заявления Климкина о том, что Украина могла бы принять беженцев из Сирии, не выдерживают никакой критики. Я уверен, что большинство беженцев знать не знают, кто с кем борется на Украине. Более того, уровень жизни в нынешней Украине не превышает уровень жизни в воюющей Сирии. Очевидно, что это дежурное заявление, направленное на то, чтобы быть в общеевропейском тренде», – отметил политолог.
Заявление о том, что Россию необходимо лишить права вето в Совете Безопасности ООН, по мнению Стоякина, неуместно в нынешний момент. «Этот вопрос всплывал неоднократно. Украина много раз заявляла об этом с подачи своих зарубежных партнеров. Думаю, что из этого ничего не получится. Если и реформировать ООН, то нужно реформировать полностью, а не выборочно», – полагает собеседник.
Что касается финансовых требований, которые Климкин собирается предъявить России, то, по мнению политолога, у Украины нет никакой юридической базы для доказательства. «Киев так и не озаботился тем, чтобы собрать хоть какие-то доказательства российского присутствия в Донбассе или в Крыму. Например, в случае с Крымом можно было что-то хотя бы номинально собрать. Однако Киев не озаботился этим», – подытожил Стоякин.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента