Иран и «шестерка» международных посредников согласовали ядерную программу после 10-летних переговоров. «Готово. Мы достигли соглашения», – написала глава дипломатии ЕС Федерика Могерини в Twitter. «Вся тяжелая работа окупилась, мы заключили сделку», – вторил ей ранее иранский дипломат. Позже Могерини добавила: «Это решение, которое может открыть дорогу к новой главе в международных отношениях и показать, что дипломатия, координация, кооперация могут пройти через десятилетия напряженности и конфронтации. Я думаю, что это символ надежды для всего мира».
Это соглашение предотвратило войну, которая, без всякого сомнения, могла начаться в ближайшее время
Россия приветствует достигнутое в Вене решение по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, заявил глава российского государства Владимир Путин и выразил уверенность, что «мир вздохнул с большим облегчением». «Мы шли к этому долгие годы в рамках поддержанных Советом Безопасности ООН переговоров с участием России, Китая, США, Франции, Германии, Великобритании, Ирана и ЕС. Удовлетворены, что в основе найденного решения лежит принцип поэтапности и взаимности, который наша страна последовательно отстаивала на всех этапах этих сложных переговоров», – подчеркнул президент.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров добавил, что итоговый «совместный всеобъемлющий план действий» состоит из основного документа и пяти пакетных соглашений. Что касается «проекта резолюции СБ ООН, который все участники переговоров выносят в качестве соавторов, рассчитываем, что он будет единогласно поддержан», – добавил Лавров.
Напомним, «шестерка» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Франция, Россия, США) при участии Евросоюза и ИРИ шла к итоговому соглашению в течение десятилетия. 7 июля министры иностранных дел Ирана и «шестерки»согласовали основной текст итогового соглашения и четыре из пяти приложений, и наконец после рекордно долгого заседания соглашение было подписано.
Нефть и уран
На это событие, которое глава МИД Ирана Джавад Зариф уже назвал «историческим, судьбоносным днем», уже отреагировал самый чуткий индикатор – нефтяной рынок. Как сообщает РИА «Новости», снижение мировых цен на черное золото усилилось: стоимость августовских фьючерсов на смесь Brent опустилась до 57,11 доллара за баррель. Эксперты объясняют это тем, что после исторического соглашения Иран непременно увеличит экспорт нефти на уже перенасыщенный рынок (в этом году поставки нефти из исламской республики уже составляют более 1 млн баррелей в сутки, и Тегеран рассчитывает нарастить экспорт вдвое).
Если возможная перспектива снижения цен на нефть – не самая позитивная новость для России, то более очевидные последствия для атомной отрасли обнадеживают.
Как отметил Лавров, Россия будет вывозить из Ирана низкообогащенный уран в обмен на поставки природного урана. «Россия примет также участие в перепрофилировании объекта в Фордо в предприятие по производству стабильных изотопов для медицинских и промышленных целей», – сообщил он.
Напомним, что за 10 дней до судьбоносного решения «шестерки» сообщалось о том, что Тегеран рассматривает возможность поставки в Россию порядка 7,5 т низкообогащенного урана. В Иран были приглашены уполномоченные Росатома для обсуждения деталей сотрудничества.
«Мирный атом» под присмотром
В итоге по результатам договоренности Тегерана и «шестерки» Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подписало соглашение с Тегераном об урегулировании вопросов, связанных с военными аспектами ядерной деятельности. ЕС отменит экономические и финансовые санкции одновременно с верификацией МАГАТЭ выполнения Ираном всех согласованных шагов, отмечается в проекте документа.
«Иран разрешит МАГАТЭ в течение 25 лет наблюдать за тем (...), что весь концентрат урановой руды, произведенный в Иране или полученный из любого другого источника, доставлен на завод по переработке урана в Исфахане или на любой другой будущий завод по переработке урана, который Иран может решить построить в течение этого периода», – подчеркивается в тексте.
Кроме того, Иран обязуется предоставлять МАГАТЭ всю информацию, которая необходима для наблюдения за этим процессом.
Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67% на протяжении 15 лет, говорится в проекте всеобъемлющего соглашения по итогам переговоров «шестерки» и Ирана. При этом вся работа по обогащению и исследовательская деятельность будут вестись исключительно на объекте в Натанзе. На объекте в Фордо не будет вестись ни обогатительная деятельность, ни исследования, не будет храниться ядерный материал.
Мощности тяжеловодного реактора в Араке не будут превышать 20 МВт. «Конструкция реактора должна быть таковой, чтобы минимизировать производство плутония и не допускать производство оружейного плутония. Мощность реконфигурированного реактора не будет превышать 20 МВт», – указывается в документе.
«Шестерка» и Иран договорились, что параметры и будущая конструкция являются предметом возможного и необходимого уточнения в процессе разработки окончательного проекта в целях соответствия указанным выше целям модернизации.
Эмбарго сохранится
#{interviewpolit}Соглашение, которое «шестерка» переговорщиков заключила с Тегераном, предусматривает сохранение введенного ООН в отношении Ирана оружейного эмбарго еще на пять лет, утверждают дипломатические источники. Они также отметили, что резолюция Совета Безопасности ООН № 1747, принятая в 2007 году, продолжит действовать до 2020 года, несмотря на достигнутое соглашение. Напомним, в резолюции говорится, что Иран «не имеет права прямо или косвенно поставлять, продавать или передавать с его территории, или его гражданами, или с использованием морских или воздушных судов под его флагом любые вооружения или связанные с ними материальные средства, а все государства запретят приобретение таких предметов у Ирана своими гражданами или с использованием морских или воздушных судов под их флагом независимо от того, происходят ли они с территории Ирана или нет».
Сохранятся и санкции ООН в отношении ракетных технологий Ирана: их действие продлится еще восемь лет. Более того, если Иран нарушит условия достигнутого в Вене соглашения, все отменяемые сейчас санкции в отношении него в полном объеме будут восстановлены в течение 65 дней после установленного факта нарушения. Представители Белого дома неоднократно заявляли, что даже в случае достижения соглашения по иранской ядерной программе санкции ООН в отношении Ирана по поставкам оружия и ракетным технологиям отменены не будут.
Победа или «историческая капитуляция»
Президент США Барак Обама считает, что соглашение с Ираном остановило распространение ядерного оружия в регионе. Иран избавится от 98% обогащенного урана, любые пути к ядерному оружию для Тегерана будут закрыты, заявил он.
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус на пресс-конференции по итогам переговоров «шестерки» с Ираном заявил, что этот документ не противоречит его ожиданиям, были учтены, в частности, требования об ограничениях на обогатительную деятельность в ИРИ. По словам министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, во всеобъемлющем соглашении регламентированы механизмы снятия с Ирана санкций и их возможного возврата в течение последующих 15 лет.
В отличие от Запада и России, Израиль жестко – впрочем, предсказуемо – раскритиковал ядерную сделку с Ираном. «Иран остается на верном пути к обладанию ядерным оружием. Многие ограничения, которые, как считалось, должны были помешать ему, сняты, – заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху. – Иран сорвал джек-пот в сотни миллиардов долларов, которые позволят ему продолжать агрессию и террор в регионе и по всему миру. Это плохая ошибка исторических пропорций».
#{intervieweco}В числе первых итоги венских переговоров прокомментировала и замглавы МИД Израиля Ципи Хотовели, обвинившая западные страны в капитуляции перед Ираном. «Это соглашение – историческая капитуляция Запада перед осью зла во главе с Ираном. Израиль будет всеми силами пытаться предотвратить утверждение этого соглашения», – отметила она.
«Сотрудничество России с Ираном значительно увеличится»
Российские парламентарии, напротив, оценивают договоренность как признак разрядки в отношениях Ирана с мировыми державами. «Подписание итогового соглашения по иранской ядерной программе станет победой «дипломатии переговоров» над «дипломатией санкций и диктата», – заявил вице-спикер Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев.
По его словам, снижение международной напряженности – уже важный результат. «Следующим этапом должна стать полноценная интеграция Ирана в глобальную систему международных отношений», – подчеркнул депутат. Он добавил, что российская дипломатия продемонстрировала свои лучшие качества, выступив в роли одного из ведущих посредников на переговорах. «Главное, что удалось отстоять позицию нашей страны и ее собственные интересы», – подчеркнул он.
«Сотрудничество Российской Федерации с Исламской Республикой Иран после снятия ограничений будет значительно увеличено. Оно имеет множество направлений – от нанотехнологий до машиностроения и сельского хозяйства. По оценкам некоторых экспертов, товарооборот между Россией и ИРИ в ближайшие годы может достигнуть 8–10 млрд долларов», – указал Левичев.
Депутат также отметил, что Россия будет продолжать настаивать на отмене оружейного эмбарго. «Это в наших интересах, поскольку открывает широкие перспективы к развитию военно-технического сотрудничества между нашими странами», – заключил он.
Замгендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергей Михайлов сообщил, что в случае снятия санкций с Ирана появится возможность занять четверть его рынка поставок газоперекачивающего и энергетического оборудования.
«Ничего не изменится»
Специалист по Ирану и региону Ближнего Востока, политолог Саид Гафуров уверен, что серьезных последствий для региона сделка международных посредников и Тегерана иметь не будет. «Это были довольно-таки рутинные переговоры. Нужно было как-то из этого всего выйти. Все понимали, что у Ирана никакого ядерного оружия нет. Да, Тегеран проводит исследования в области гражданской обороны, но не более того», – сказал газете ВЗГЛЯД Саид Гафуров.
По мнению собеседника, во многом переговоры были продиктованы внутриполитическими соображениями. «Предвыборная кампания в США уже началась. Барак Обама хочет получить лавры человека, который помирил Иран с миром. В целом я думаю, что внешнеполитическая деятельность для Ирана облегчится, но ничего сногсшибательного не произойдет», – отметил Гафуров.
Собеседник уверен, что крупнейший успех вокруг «иранской истории» был тогда, когда российская дипломатия добилась начала этих переговоров. «Именно начало переговоров было настоящим прорывом во всей этой истории. С другой стороны, в Иране есть разные люди: те, которые хотят мира, и те, которые жаждут войны. Но в реальных условиях оружейное эмбарго не наносит серьезного вреда Тегерану. Возможности покупки оружия всегда можно найти», – подчеркнул эксперт.
Подытоживая итоги переговоров в Вене, Саид Гафуров подчеркивает, что ничего не изменится. «Все, что поменялось, поменялось ранее. Все понимали, что соглашение будет подписано. Проблема была крайне надуманна. Они пытались получить повод для войны, как с Саддамом, но поняли, что у НАТО не хватит сил воевать», – отметил эксперт.
«Удалось избежать большой войны»
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, востоковед Георгий Мирский уверен: великим державам удалось избежать большой войны. «Это соглашение предотвратило войну, которая, без всякого сомнения, могла начаться в ближайшее время. Если бы все рассыпалось, иранское правительство объявило бы своему народу, что Иран унижают, на него давят. А мы, заявили бы власти в Тегеране, великая и древняя нация, затянем потуже пояса и будем жить так, как мы сами хотим. Наша ядерная программа – это наше право, сказали бы власти Ирана», – сказал газете ВЗГЛЯД Георгий Мирский.
«И тогда все: Иран на всех парах пошел бы по пути создания ядерной бомбы. Россия бы поставила комплексы С-300 в Иран. Израиль, в свою очередь, нанес бы авиаудар по ядерным объектам Ирана. Тегеран нанес бы удар по американским объектам, по судам в регионе, израильский «железный купол» он пробить не может. Фактически началась бы война между Ираном и даже не Израилем, а западными странами. Это, в свою очередь, привело бы к столкновению цивилизаций», – уверен эксперт.
Собеседник считает, что негативный сценарий предотвращен. Однако Георгий Мирский отмечает, что есть много недовольных. «В Иране есть недовольные тем, что не все санкции и оружейное эмбарго были сняты. Тут Ирану пришлось уступить. Но с другой стороны, экономика Ирана со временем поднимется, это богатая в перспективе страна. Со всех концов мира капиталисты и предприниматели хлынут в Иран», – отметил эксперт.
«Есть также много недовольных в США. Они согласны с Нетаньяху, который говорит, что Иран обманет, обведет вокруг пальца и будет нарушать договоренности. Республиканская партия и враги Обамы – все недовольны. Недовольна также Саудовская Аравия – главная суннитская страна, враг шиитского Ирана. Много недовольных и в России. Они скажут, что сняты санкции по иранской нефти, а это ударит по нашим интересам. С другой стороны, российская сторона неоднократно заявляла, что нельзя позволить Ирану стать ядерной державой, так как это обрушит режим нераспространения», – подытожил собеседник.