Подписание «ядерной сделки» с Ираном вновь отложено. Причиной трудностей в ходе переговоров стала позиция западных стран из «шестерки» переговорщиков, выступивших против снятия с Тегерана оружейного эмбарго. Об этом в четверг заявил замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи. «Если Запад хочет прийти к соглашению с Ираном, он должен отменить режим санкций. Стороны пришли к соглашению отменить финансовые и экономические санкции, однако остаются разногласия по другим санкциям, в том числе по оружейному эмбарго», – цитировало Аракчи иранское агентство Fars.
Если жесткие решения так и не будут приняты, мы готовы объявить о прекращении этих переговоров
Ранее иранский источник в Вене также заявил, что, «в частности, против снятия оружейного эмбарго выступили США <...>, а это одно из важнейших условий достижения соглашения», сказал собеседник. Он также отметил, что Россия и Китай выступают за снятие эмбарго, а остальные государства «шестерки» придерживаются позиции Вашингтона.
«Нельзя уйти только потому, что часы бьют полночь»
Напомним, в полночь в четверг миновал очередной дедлайн переговоров по ядерной проблеме между «шестеркой» и Ираном, госсекретарь США Джон Керри заявил об их продлении. «Мы не должны встать и уйти только потому, что часы бьют полночь», – подчеркнул он. После Керри, отвечая на вопрос, сколько будут еще продолжаться переговоры по ядерной программе Ирана в Вене, добавил: «Это не процесс с открытой датой, мы не можем бесконечно ждать принятия необходимых решений». «Правда в том, что, несмотря на весь достигнутый на сегодняшний день прогресс, ряд проблемных вопросов остается неразрешенным, решения должны быть приняты очень скоро, – отметил Керри. – Мы здесь, потому что убеждены, что есть серьезный прогресс на пути к всеобъемлющему соглашению». При этом Керри добавил, что и он, и Барак Обама придерживаются одного мнения: «Мы не готовы сидеть за переговорным столом бесконечно».
Между тем Aljazeera напомнила, как еще 9 июля в беседе с журналистами Керри подчеркнул: «Поскольку ставки очень и очень высоки, мы не будем спешить и не позволим никому торопить нас». Он добавил: «Если жесткие решения так и не будут приняты, мы готовы объявить о прекращении этих переговоров».
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в четверг тоже заявил, что иранцы переговоры не покинут, делегация останется в Вене столько, сколько потребуется. «Помните слова – коней на переправе не меняют», – подчеркнул Зариф, которого цитировала FT. Эксперты расценивают это заявление как нежелание отступать перед своими целями. Впрочем, Аббас Аракчи при этом отметил, что цели почти в руках: работа над основным текстом соглашения, а также пятью техническими приложениями примерно на 96% завершена.
Дипломатический источник в иранской делегации также отмечал, что Иран и «шестерка» международных переговорщиков намного продвинулись в решении спорных вопросов по урегулированию ядерной проблемы. Однако европейский дипломат заявил FT, что требование Ирана по отмене оружейного эмбарго чрезмерно и никогда не будет одобрено.
Ранее в четверг Керри обсудил по телефону положение дел на переговорах в Вене по иранской ядерной программе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Перед этим Лавров выразил надежду, что следующая встреча глав МИДов «шестерки» международных посредников по Ирану станет итоговой. «Надеюсь, что это не будет встречей ради того, чтобы кто-то вновь попытался вскрыть договоренности предыдущего этапа. К сожалению, наши последние контакты не были свободны от таких попыток, которые делу не помогают, а только тянут нас назад и откладывают достижение окончательных договоренностей», – сказал министр, добавив, что «если все будут руководствоваться теми рамочными договоренностями, которые были достигнуты в Лозанне, то непреодолимого там ничего нет».
«Оружейное эмбарго должно быть снято одним из первых»
Лавров также отметил, что буквально ежедневно наблюдаются какие-то подвижки. «Поэтому я рассчитываю, что никто не подвергнет сомнению проделанную работу и не возьмет на себя ответственность за срыв уже практически готового соглашения», – добавил министр. Тогда же он подчеркнул: «Мы выступаем за то, что оружейное эмбарго (с Ирана) в принципе должно быть снято одним из первых санкционных ограничений. Как мы только что выяснили, Иран является последовательным сторонником борьбы с ИГИЛ*, и снятие оружейного эмбарго поможет Ирану повысить свою боеспособность в борьбе с терроризмом».
Во вторник Тегеран и «шестерка» договорились продлить срок переговоров еще на несколько дней. Первоначально их планировалось завершить до 30 июня. 3 июля власти Ирана согласились предоставить международным инспекторам доступ на ядерные объекты, прежде чем введенные в отношении республики санкции будут сняты.
«Достижение соглашения может стать большой вехой, которая ослабит враждебные отношения между Ираном и Соединенными Штатами, длящиеся на протяжении десятилетий. Это было бы политическим успехом как для президента США Барака Обамы, так и для президента Ирана Хасана Роухани», – подчеркивает Aljazeera. При этом американские «ястребы» не устают предпринимать попытки срыва переговоров с Ираном, отметила FT.
«Иран почувствует себя безнаказанным, и начнется война»
Против снятия оружейного эмбарго с Ирана выступают в первую очередь арабские страны, союзником которых традиционно считаются США, и Штаты заинтересованы в том, чтобы не сдавать своих союзников. Снятие же оружейного эмбарго может испортить и без того не лучшие в последнее время отношения Вашингтона, например, с Эр-Риядом, напомнил газете ВЗГЛЯД арабист, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Георгий Мирский.
«Если с Ирана снять оружейное эмбарго, тогда ему можно будет продавать все что угодно, – отметил Мирский. – Против этого не только Саудовская Аравия, но и все другие суннитские страны. Иран – это ведь оплот шиизма. А сейчас шиитско-суннитское противостояние особенно обострилось и в Ираке, и в Сирии. Суннитская организация ИГ, когда захватывает шиитов, тут же их расстреливает. А Иран помогает шиитам в Йемене», – напомнил эксперт.
Сейчас главное – это добиться полноценного контроля над ядерной программой Ирана. «Если все рухнет, вашингтонские и тегеранские ястребы окажутся слишком сильны. Санкции останутся, экономика будет валиться в пропасть, а правительство скажет людям: «Затягивайте пояса, будем голодать, но осуществлять ядерную программу». Тогда путь к тому, чтобы через год-два у Ирана появилась бомба, будет открыт. В последний момент Израиль нанесет удар, нервы не выдержат, и будет война», – уверен эксперт.
Мирский напомнил, что Иран хочет получить от России системы С-300, которые будут препятствовать враждебным ракетам, прежде всего израильским. «Однако имея это оборонительное оружие, Иран может делать оружие наступательное – тогда он будет ощущать себя в состоянии безнаказанности, считать, что никакие израильские ракеты ему не страшны, и спокойно создавать атомную бомбу. Вот почему Израиль реагирует напряженно», – сказал Мирский.
Россия, в свою очередь, поддерживает снятие оружейного эмбарго с Ирана, чтобы продавать ему наше оружие, пояснил Мирский. «Кроме того, для чего мы помогаем всем странам, которые находятся в противостоянии с Америкой, – это большой, глубокий и серьезный вопрос: сюда входят и американские ракеты в Европе, и продвижение НАТО, и Украина, и Донбасс. Как было в советское время – кто против Америки, тот наш друг», – заключил эксперт.
«Все зависит от избирательной кампании в Вашингтоне»
Договорятся ли Иран и «шестерка», зависит от внутриполитической ситуации в США, где началась избирательная кампания. «Как только она примет нормальные формы, все сразу станет по-другому», – заявил газете ВЗГЛЯД научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров.
«Сейчас одни, прежде всего друзья Обамы, будут при выдвижении кандидатов играть на умиротворении, другие будут трясти доспехами и говорить, что самое главное – поставить Иран на колени. На самом деле это все лекторальные вещи», – сказал Гафуров. Таким образом, сейчас все будет зависеть от того, как кандидаты будут строить свои избирательные программы, на кого сделает ставку Обама, на кого – партийный аппарат, подчеркнул эксперт.
Скорее всего, вопрос снятия оружейного эмбарго отложат. «Но нельзя исключить, что Обама начнет делать ставку именно на это, и тогда они сумеют договориться, то есть все будет зависеть от того, что происходит в аппарате Демократической партии, – уверен Гафуров. – Для договоренности содержательных препятствий нет. Обе стороны прекрасно все понимают, все технические вопросы решены». Если бы не избирательная кампания в США, они бы уже давно договорились, считает эксперт.
«Россия поддерживает Иран в вопросе оружейного эмбарго, потому что правда на стороне Ирана, это справедливо», – заметил Гафуров. Кроме того, продажа оружия – это живые деньги, это выгодно, добавил он.
«Как только будут сняты санкции с Ирана, будет снято и много проблем. Например, Иран можно будет принять в ШОС», – напомнил Гафуров. «Нам может оказаться это выгодно, получается еще одна степень свободы, которой в обычных условиях у нас нет», – заключил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ