Лидер лейбористов Эд Милибэнд признал поражение своей партии, получившей на выборах в парламент лишь 239 из 650 мандатов. «Подсчет голосов продолжается, однако это была, конечно, очень разочаровывающая и тяжелая ночь для Лейбористской партии», – заявил он.
Для сильно побитой Лейбористской партии результаты драматичны, но самый поразительный итог – победа шотландских националистов
Эд Милибэнд, младший брат Дэвида Милибэнда, главы МИДа в лейбористском правительстве Гордона Брауна (2007–2010), претендовал на кресло премьер-министра, но теперь ему приходится признать не просто поражение, но крупнейший провал лейбористов с 1987 года. В частности, так итоги выборов оценила Financial Times.
Правящая консервативная партия, таким образом, похоже, останется правящей и после выборов – тори досталось 316 депутатских мест. Для сравнения: в «уходящем» составе палаты общин у консерваторов 306 мандатов. Действующий премьер-министр Дэвид Кэмерон переизбран в парламент страны от округа в городе Уитни в графстве Оксфордшир.
Правительство – главный евроскептик
Консерваторам не хватает 10 мандатов, чтобы сформировать так называемое «рабочее большинство» (для этого требуется 326 голосов). Но это будет вполне возможным, если тори вновь заключат союз с партией либеральных демократов – по данным экзит-поллов, либдемы хотя и сильно сдали позиции, но, похоже, получают как раз требуемые 10 депутатских мест.
Главный организатор фракции правящей коалиции в парламенте Майкл Гоув заявил BBC, что, если его предположения будут верны, любое правительство во главе с Дэвидом Кэмероном получит «значительные полномочия».
Похоже, что, учитывая политические тренды, лидер победивших консерваторов готов показать себя едва ли не главным евроскептиком Соединенного Королевства. Выступая на «своем» избирательном участке, глава кабинета пообещал: Великобритания проведет референдум, который определит будущее страны в ЕС. Кэмерон и ранее обещал не отказываться от идеи референдума о выходе Британии из ЕС в случае победы тори на выборах.
Консерваторы перехватили у своих более радикальных конкурентов и жесткую риторику в отношении иммигрантов из Азии. Что, похоже, также принесло партии Кэмерона дополнительные голоса.
«Капитал не живет там, где опасно»
Москва наблюдает за выборами в парламент Великобритании, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Сожалеем, что отношения с Лондоном находятся в подмороженном состоянии, но инициатором этого была не Россия. Москва готова к сотрудничеству», – Песков добавил, что Кремль не проявлял инициативы в выводе капитала России из Британии. «Мы склонны полагать, что капитал не живет в неволе и не живет там, где опасно», – добавил Песков.
Ранее The Times сообщила, что за последние 15 месяцев инвесторы вывели из Великобритании 356 млрд долларов, при этом лидируют россияне.
«Когда доподлинно известно, что с пристрастием, иногда с лишним пристрастием, в Великобритании стали относиться к некоторым физическим и юридическим лицам в плане их финансовых дел, естественно, когда капитал чувствует какую-то опасность и ненадежность, угрозу политизированного пристрастного отношения, капитал начинает утекать», – пояснил Песков. При этом он отметил, что Москва обратила внимание, что «такая беспрецедентная крупная сумма выводится».
Ранее в британских СМИ высказывались опасения, что победа лейбористов (которая накануне нынешних непредсказуемых выборов казалась вполне реальной) спровоцирует дальнейшее бегство капиталов из страны. Это, по всей видимости, и было одной из причин, почему избиратели предпочли консерваторов.
«Шотландский лев зарычал»
Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, накануне выборов высказывались предположения о том, что исход голосования определят две группы: жители Шотландии и электорат Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), требующей выхода страны из Евросоюза. UKIP, чьи лозунги во многом позаимствовали тори, выступила гораздо слабее ожидаемого – скорее всего, у Партии независимости будет максимум два места в парламенте. В случае с шотландцами прогноз явно оправдался.
В регионе, который традиционно был оплотом лейбористов, 58 из 59 мандатов завоевала Шотландская национальная партия (ШНП) – инициатор прошлогоднего референдума о независимости Шотландии. Лейбористов «подавила волна национализма», вынужден был констатировать Эд Милибэнд. У шотландских националистов, чья программа выдержана в левоцентристском духе (что также позволило им отобрать голоса у партии Милибэнда), третья по величине фракция в парламенте Соединенного Королевства. Как сообщает The Guardian, по списку ШНП в парламент избран самый молодой депутат за три с половиной столетия – 20-летняя активистка «кампании за независимость» Мэри Блэк (особо подчеркивается, что ее имя пишется на шотландский манер – Mhairi, а не Mary).
#{interviewpolit}Инициатор прошлогоднего референдума, бывший первый министр Шотландии Алекс Салмонд встретил результаты голосования с восторгом. В эфире BBC он назвал итоги выборов невиданными в истории и заявил: «Это экстраординарное заявление о намерениях народа Шотландии. Сегодня утром шотландский лев взревел и его рык был слышен по всей стране» (на гербе Шотландии изображен красный лев – прим. ВЗГЛЯД).
«Съем свою шляпу»
Выборы заставили понервничать всех участников и заинтересованных лиц. «Если данные экзит-полла окажутся верными, я съем свою шляпу. Если она будет сделана из марципана, конечно», – цитирует The Guardian обещание экс-лидера либеральных демократов Пэдди Эшдауна, данное им в эфире шоу Daily Politics.
«Ни одно мое личное разочарование не может сравниться с тем чувством печали, которое вызывают результаты лейбористов по всей Великобритании – и то, что сегодня ночью сообщалось из Шотландии, но и в Англии и Уэльсе», – посетовал лейборист Эд Болс, канцлер казначейства в партийном «теневом правительстве», сокрушительно проигравший кандидату от консерваторов. Обозреватель BBC Джеймс Ландейл заметил в своем твиттере, что он был поражен тем, с каким достоинством многие лейбористы приняли свое поражение. «Не уверен, что все победители-консерваторы это заметили», – отмечает Ландейл. «Советники Эда Милибэнда выглядят несчастными. Один из них говорит мне, что чувствует себя «очень, очень» усталым, – и слезы текут из его глаз», – передавал из штаба лейбористов другой обозреватель BBC Джон Соупел.
«UKIP пережила разочарование этой ночью, после того как партия набрала 12%, у нее пока только один депутат», – передавала из штаба евроскептиков корреспондент Guardian Ровена Мейсон. Экзит-полл сулил UKIP только два места, гораздо меньше ожидаемого, притом что лидер партии Найджел Фарадж, по словам его однопартийцев, ведет «очень, очень, очень тяжелую борьбу» с соперником-консерватором. Заметим, что Фарадж сам был в прошлом членом Консервативной партии.
«Шотландский вопрос» будет доминировать
«Да, это победа консерваторов, но в исторической перспективе она весьма относительна: в Британии традиционно побеждающая партия получает абсолютное большинство мест в парламенте, а в этих выборах Дэвид Кэмерон и консерваторы перевесили лейбористов, но так и не получили абсолютное большинство в парламенте», – заявил газете ВЗГЛЯД британский политолог, директор исследовательских программ расположенного в Париже Института демократии и сотрудничества Джон Локленд.
По его мнению, партия Дэвида Кэмерона сможет управлять страной без коалиции, однако, напомнил эксперт, прежние лидеры как лейбористов, так и консерваторов, например Тони Блэр и Джон Мейджор, получали абсолютное большинство мест в парламенте и набирали намного больше голосов, чем другие партии вместе взятые. У Кэмерона такой поддержки нет.
«Для сильно побитой Лейбористской партии эти результаты драматичны и травматичны, однако самый поразительный итог выборов – победа шотландских националистов, – добавил политолог. – Это значит, что конституционные вопросы о дальнейшей судьбе Соединенного Королевства и о его составе будут на повестке дня в ближайшие пять лет. Для Кэмерона будет настоящим вызовом – найти решение шотландского вопроса, которое бы позволило избежать развала Соединенного Королевства».
По мнению эксперта, это самая большая опасность среди последствий нынешних выборов. Шотландский вопрос, безусловно, будет доминировать в ближайшие два года. После чего на повестке дня встанет еще один важный вопрос – обещанный Дэвидом Кэмероном референдум о выходе Британии из ЕС, который должен пройти в 2017 году. «Сложно прогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, но могу сказать, что раскол внутри правящей партии – консерваторов, где многие хотели бы покинуть ЕС, вновь проявит себя в полной мере. Но все же я надеюсь, что британцы не проголосуют за это», – отметил эксперт.