Общественные организации Приднестровья бьют тревогу: они напуганы решением Украины прервать транзит через территорию страны российских миротворцев, находящихся в ПМР с 1992 года. Также они сообщают о том, что Киев наращивает военный контингент на границе с Приднестровьем. В связи с этим представители 66 общественных организаций ПМР обсудили совместное обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить непризнанную республику в случае нападения.
Говоря о других мерах, мы имеем в виду просьбу защитить нас от боевых действий, если вдруг кому-то придет в голову повторить 92-й год
«От имени общественности Приднестровья мы хотим обратиться к президенту РФ Владимиру Путину, чтобы в случае наступления какой-то угрозы Приднестровью он как гарант мира на территории Приднестровья, как сторона переговорного процесса принял все возможные меры: и политические, и дипломатические, и экономические, и санкционные, и, конечно, в случае опасности, и другие», – заявила председатель Союза женщин ПМР Татьяна Долишняя.
«У нас 25 лет никогда не было такой ситуации, чтобы мы оказались закрыты, зажаты в тиски как со стороны Молдовы, так и со стороны Украины. Это впервые за 25 лет», – отметил председатель Союза молдаван ПМР Валериан Тулгара, также присутствовавший на собрании.
Представители общественности договорились подготовить совместное обращение на имя президента России Владимира Путина. Когда оно будет готово, общественники передадут его главе ПМР Евгению Шевчуку с просьбой передать президенту РФ. О том, чем обеспокоена общественность Приднестровья, председатель Союза женщин ПМР Татьяна Долишняя рассказала газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Говоря о мерах, которые, по-вашему, Россия может предпринять для защиты ПМР, вы упоминаете экономические, политические, а также «другие». Что именно вы имеете в виду?
Татьяна Долишняя: В 1992 году мы перенесли все ужасы и тяжести боевых действий, которые проходили на нашей территории. Я живу в городе Дубоссары, это середина Приднестровья. Наш город принял на себя первые удары, начиная с 1990 года. И, говоря о других мерах, мы имеем в виду просьбу защитить нас от боевых действий, если вдруг кому-то придет в голову повторить 92-й год.
Татьяна Долишняя (фото: личная страница plus.google.com) |
ВЗГЛЯД: По-вашему, сейчас есть условия для того, чтобы это повторилось?
Т. Д.: Нас тревожит то, что со стороны Украины в последнее время часто в СМИ звучат мнения, что якобы Приднестровье собирается нападать на Украину, что Приднестровье претендует на украинские территории. К тому же Украина роет вокруг Приднестровья защитные рвы, выставляет военизированные формирования. Иногда препятствуют переходу людей через украинскую границу: задерживаются жители Приднестровья, особенно с российским гражданством. Бывает, что снимают с поезда граждан Российской Федерации. Такие действия мы наблюдаем и со стороны Молдовы.
Мы находимся между Украиной и Молдовой, и у нас нет ни одного сантиметра границы с Россией. Если нам закрывает границы Украина и ограничивает в движении Молдова, то мы остаемся в кольце – невыездные и непроходные.
В аэропортах Молдовы тоже задерживают граждан РФ. Было много случаев, когда не пропускали российских военнослужащих, которые возвращались в Приднестровье из Молдовы – миротворцев или тех, которые служат постоянно в ПМР. Да и просто молодых людей, имеющих российское гражданство, могут не пропустить в аэропорту и отправить домой.
ВЗГЛЯД: Это происходило и раньше, или сейчас ситуация усложнилась?
Т. Д.: Это стало происходить намного чаще. Раньше такого не было. Это началось с того времени, когда начались боевые действия на Украине, а потом произошли события в Одессе.
ВЗГЛЯД: Вы полагаете, что со стороны Украины есть угроза для Приднестровья?
Т. Д.: Явных посылов к тому, что они готовы ступить на нашу территорию, мы не видим. Но нас это пугает. В 1992 году, когда у нас была необходимость эвакуировать наших граждан из обстреливаемого города, мы увозили их на территорию Украины, в три граничащих с нами района – Котовский, Красноокнянский и Одесский. Они принимали наших граждан, размещали, кормили, обеспечивали кров, защиту. А сегодня между нашими районами роют рвы и ставят военных. Для чего, я не знаю.#{ussr}
Мы опасаемся этого. Зачем нужны военные? Мы что, на кого-то нападаем? В ответ на это нам говорят – на территории Приднестровья есть российские части, есть миротворцы, значит, вы вместе с ними будете нападать.
ВЗГЛЯД: Такие вещи кто-то заявляет напрямую?
Т. Д.: Так украинские СМИ интерпретируют информацию, поясняя, почему они ставят военных и роют рвы – потому что есть угроза нападения на украинскую территорию, в том числе со стороны России, за счет военных, которые стоят в Приднестровье. Мы пытаемся им объяснить, что у нас тут миротворцы находятся с 1992 года, и мы на них молимся, потому что благодаря им на нашей земле мир. И их всего-навсего, по нашим данным, тысяча человек. Неужели эта тысяча представляет угрозу для Украины?
ВЗГЛЯД: Давно ли появились рвы на границе?
Т. Д.: Рвы появились в этом году, а начали их рыть в конце прошлого года. Роют они на территории Одессы, С-300 там свои разместили. Это тоже о чем-то говорит.
ВЗГЛЯД: Как в Приднестровье в целом реагируют на украинский кризис?
Т. Д.: Мы же соседи, и мы очень взаимосвязаны. Между нами с Украиной существует товарообмен, мы возим те продукты, которые у нас не производятся. У людей очень много родственников в близлежащих районах. И мы с пониманием и тревогой следим за событиями на Украине. Люди, которые пережили и знают, что такое война, все это понимают, и очень хотят, чтобы на Украине был мир, чтобы мы могли ходить друг к другу в гости, как раньше.
Сейчас ситуация другая. Например, есть два села, граничащих друг с другом – Дубово молдавское и Дубово украинское. Родственники оттуда ходили раньше друг к другу спокойно. А теперь они не могут туда пройти.
ВЗГЛЯД: Прямо между селами стоят военные?
Т. Д.: Совершенно верно. И эти рвы, и контроль пограничников, которые хотят вдоль рвов с оружием – нас это все настораживает.
ВЗГЛЯД: Вы рассчитываете на то, что Россия может помочь вам решить эти проблемы?
Т. Д.: В 2006 году мы провели референдум, в котором участвовало 97 процентов населения. И почти 100 процентов из всех высказались за независимость Приднестровья и вхождение в состав России. И мы на основе этого референдума просим защиты у России.
Мы из состава России не уходили. Мы – единственные, кто в 91-м году проводил референдум за сохранение СССР. Молдова такого референдума не проводила. Нам не на кого надеяться – при любой опасности мы ждем помощи только от России. Ни Украина, ни Молдова нам теперь ничего хорошего не обещают.
Мы хотим подчеркнуть это в обращении: мы надеемся только на Россию, что она нас не бросит, не оставит в одиночестве. Мы никому не угрожаем, не хотим войны. Мы хотим жить в мире. Но дайте нам возможность нормально жить и работать, как в любом другом государстве.